Что должен знать помощник машиниста тепловоза. а) километровый б) пикетный. Базовые обязанности помощника машиниста электропоезда

Сегодня помощник, завтра машинист. Но станет им только тот, кто выполняет обязанности добросовестно. Что же входит в обязанности помощника машиниста электропоезда? Давайте узнаем.

Для многих пассажиров железная дорога – это рельсы, купе, звуки проезжающего мимо локомотива, а для персонала – целая система, соблюдение которой является залогом безопасности.

При этом, считается, что самая высокая ответственность лежит на машинистах, а работа помощника часто недооценивается. В действительности же, обязанности помощника машиниста электропоезда не только не менее сложны, но и часто даже более. Ведь в то время, когда машинист следит за управлением состава, помощнику приходится следить за всем остальным.

Базовые обязанности помощника машиниста электропоезда

В обязанностях помощника машиниста нет романтики, но их выполнение является обязательным.

Перед отправлением состава, именно помощник машиниста электропоезда первым проводит тестирование электропоезда.

Работает помощник в непосредственной связке с машинистом и является его вторыми глазами. Когда машинист тормозит состав, именно помощник машиниста проверяет по манометру давление в тормозном цилиндре и именно он докладывает об этом по межкабинной связи машинисту электропоезда.

На должность помощника машиниста назначают специалиста, имеющего удостоверение на право управления локомотивом установленного образца. Профессионал должен в совершенстве владеть теорией о приеме, осмотре и отправлении составов, также о типах повреждений, о видах ремонтных работ, о правилах осмотра и сдачи тепловозов.

Обязанности помощника машиниста тепловоза

К современным локомотивам относятся тепловозы и электровозы. Вот что входит в обязанности помощника машиниста локомотива.

Помощник машиниста тепловоза осматривает ходовую часть, контролирует наличие топлива, воды и масла в системе, проверяет дизель-генераторную установку.

В начале поездки и во время остановок, проверяет сцепление составов, техническую исправность поезда, при неполадках осуществляет необходимый служебный ремонт.

Также перед началом пути, подручный машиниста тепловоза выбирает оптимальный маршрут и проверяет двигатель: сначала нагревает его до 35-40 градусов, затем, убедившись, что вблизи железнодорожных путей нет людей, смежные дороги пусты, начинает движение тепловоза. После поездки осматривает локомотив и готовит для сдачи в депо.

Что еще входит в обязанности помощника машиниста локомотива?

Безопасность и бесперебойная работа железнодорожного транспорта, во многом зависит от профессионализма и слаженных действий локомотивных бригад.

Им доверены жизни сотен пассажиров и сохранность десятков тонн груз. Стоит помнить, что соблюдение всех норм и инструкций - это сохранение безопасности, избежание происшествий и столкновений, вовремя доставленные грузы и спокойствие пассажиров.

И обязанности помощника машиниста локомотива, в конечном счете, служат именно этому – безопасному и бесперебойному движению состава по назначенному участку пути.

Поэтому помощник работает не только внутри поезда, но и проверяет положение всего локомотива в целом, быстро выполняет осмотр, при необходимости исправляет неполадки.

Локомотивная бригада производит приём поезда в соответствии с установленными требованиями начальниками эксплуатационного локомотивного депо. Во время приёма локомотива персонал железной дороги должен убедиться в выполнении ранее записанных заявок на ремонт.

А обязанность помощника машиниста электропоезда - проверить укомплектованность локомотива тормозными башмаками, после этого он проверяет состояние пневматических тормозных систем. Также он проверяет исправность автосцепного устройства и кольцевого крана магистрали тормоза. Под контролем помощника, машинист проверяет подачу песка.

Помощник машиниста локомотива обходит поезд, проверяя исправность и целостность элементов колёсных тележек, а также контролируя работу тормозов лично. Убедившись в исправности тормозных систем, ассистент изымает тормозные башмаки из-под колёс локомотива, опускает ручной тормоз.

Во время смены кабин управления, ассистент машиниста находится в оставленной кабине и осуществляет контроль по манометру за величиной давления тормозных цилиндров. Качество сцепки составов локомотива помощник проверяет лично, он проверяет исправность автосцепки и проходимость тормозной магистрали.

Он соединяет рукава магистралей и открывает кольцевые краны сначла у локомотива, затем у вагона. После выполнения всех необходимых операций, помощник приглашает машиниста. Так как основная ответственность лежит именно на нём.

Бригада проверяет функционирование тормозных систем и регламентирует минуту готовности. Далее машинист перечисляет выполнение всех инструкций и проверок, а его помощник подтверждает выполнение действий.

После, помощник машиниста локомотива отчитывается диспетчеру о полной готовности и получает от него разрешение для начала движения.

Вот сколько обязанностей у помощника машиниста электропоезда. Но и это еще не все.

Во время пути, помощник машиниста следит за отсутствием преград на пути, за показаниями сигналов, указателей и знаков, повторяя вместе с машинистом каждое их показание.

Если, во время движения на запретный сигнал, машинист не тормозит состав, несмотря на запрещающий сигнал светофора, тогда его коллега самостоятельно принимает меры для того, чтобы остановить поезд.

В ситуации потери машинистом возможности управления локомотивом, его помощник должен зафиксировать поезд в соответствие с инструкцией, для предотвращения произвольного движения, а при наличии документов, подтверждающих умение управлять поездом, ассистент может самостоятельно довезти локомотив до ближайшей станции.

При этом он должен сообщить об этом по радиосвязи диспетчеру или дежурному, который составит комплекс дальнейших действий, учитывая все аспекты, сложившейся ситуации. Однако если у помощника есть удостоверение о правах управления железнодорожным транспортом, то диспетчер разрешит ему самостоятельно довезти состав до ближайшей станции.

Хочется надеяться, что критических ситуаций на дороге не произойдет, обязанностей у помощника машиниста электропоезда хватает и без этого. Но все, что он делает, так или иначе способствует его становлению в профессиональном мастерстве и приближает его к главному – к работе машинистом.

Характеристика работ . Техническое обслуживание механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования в соответствии с перечнем работ, установленным нормативным актом для помощника машиниста тепловоза. Участие в приемке и сдаче тепловоза. Экипировка, смазка узлов и деталей, подготовка тепловоза к работе. Сцепка тепловоза с первым вагоном: соединение концевых рукавов тормозной магистрали, открытие концевых кранов тормозной магистрали. Отцепка тепловоза от состава: расцепление автосцепок с предварительным разъединением тормозной магистрали. Выполнение поручений машиниста тепловоза по уходу за тепловозом и контролю за состоянием узлов и агрегатов в пути следования. Закрепление тепловоза или поезда для предотвращения самопроизвольного движения в соответствии с перечнем работ, установленным соответствующим нормативным актом. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления поездного и маневрового маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения поезда, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, повторение их с машинистом тепловоза и выполнение их. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно нормативным документам. Участие в устранении неисправностей на тепловозе, возникших в пути следования, в объеме, установленном регламентом работы локомотивной бригады.

Должен знать: устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования тепловоза; технические характеристики тепловоза; порядок содержания и ухода за тепловозом в эксплуатации; устройство тормозов и технологию управления ими; профиль железнодорожного пути; путевые знаки; максимально допустимую скорость движения, установленную на обслуживаемом участке; инструкцию по техническому обслуживанию тепловозов в эксплуатации; способы выявления и устранения неисправностей в работе механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования; правила сцепки и расцепки подвижного состава; правила пользования тормозными башмаками; правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ; техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков; график движения поездов; основы электротехники.

Требуется профессиональная подготовка и свидетельство помощника машиниста тепловоза.

Однако машинист обязан лично проверить состояние узлов и деталей, от которых зависит безопасность движения.

Для поддержания тепловоза в технически исправном и чистом состоянии начальник депо, исходя из местных условий, устанавливает поря­док распределения обязанностей между локомо­тивными бригадами по уходу за отдельными узлами и локомотивом в целом в процессе его эксплуатации. График распределения этих ра­бот между бригадами, рассчитанный на один или несколько рейсов (оборотов локомотива), дол­жен находиться на каждом тепловозе и его исполнение контролируется принимающей бри­гадой. При обслуживании локомотивов брига­дами нескольких депо, график составляется на­чальником депо приписки тепловоза, утвержда­ется службой локомотивного хозяйства и явля­ется обязательным для всех бригад, на всем участке обращения.

Работы, предусмотренные графиком, выпол­няются, как правило, при сдаче локомотива, а в ряде случаев, в зависимости от времени, ко­торым располагает локомотивная бригада, и пе­ред поездкой, а также в пути следования во время стоянок.

После приемки тепловоза и до его сдачи на локомотивную бригаду возлагается полная от­ветственность за содержание всех узлов и агре­гатов в исправном состоянии.

ПРИЕМКА И ОСМОТР ТЕПЛОВОЗА

Машинист, сдающий тепловоз, информирует принимающего о состоянии основных узлов и агрегатов локомотива, затруднениях, которые, возможно, имели место в пути следования, а так­же о выполненном служебном ремонте.

Все замечания машиниста, сдающего локо­мотив, и машиниста, вновь заступающего, сде­ланные в результате приемки и осмотра локо­мотива, должны записываться в журнал техни­ческого состояния тепловоза, форма ТУ-152. За­писи в журнале необходимо делать чернилами технически грамотно и аккуратно.

Если смена локомотивных бригад произво­дится на станциях, где предусмотрен техниче­ский осмотр тепловоза, необходимо требовать от работников пункта технического осмотра устранения выявленных неисправностей с от­меткой в журнале технического состояния теп­ловоза. После сдачи-приемки тепловоза маши­нисты расписываются в журнале.

Локомотивная бригада, принимающая теп­ловоз, обязана убедиться в исправной работе всего оборудования, обратив особое внимание на состояние ходовых частей, важнейших узлов и деталей. Кроме того надо проверить запас топлива, воды, масла и песка, а также наличие инструмента, инвентаря и запасных частей.

Осматривать тепловоз необходимо последо­вательно от одного узла к другому. Это помо­жет бригаде рационально использовать время и, главное, не упустить возможные неисправности.

Соблюдая это общее правило, в бригаде мо­жет устанавливаться свой внутренний порядок осмотра для машиниста и помощника в соответ­ствии с их опытом работы.

    На какой режим включается В.Р. на вагонах?

На горный или равнинный : наличие и исправность предохрани­тельных устройств. Чугунные тормоз­ные колодки чекового крепления толщиной менее 12 мм и компози­ционные менее 14 мм с металлической спинкой и 10 мм с сетчато-проволочным каркасом заменяют.

Воздухораспределители включа­ют и проверяют правильность уста­новки режимов в зависимости от за­грузки вагона (порожний, средний или груженый) и профиля пути (рав­нинный или горный), а в пассажир­ском поезде - в зависимости от длины состава (короткосоставный, длинносоставный или с выключен­ным ускорителем).

Лекция №2

Основные обязанности работника это бесперебойное обслуживание производственных обучений и производственных цехов при безусловном обеспечении безопасности работающих.

Работа ЖД транспорта должна быть технологически увязана с работой экскаваторов, вагоноопрокидов, кранов. Одна из основных обязонностей работников ЖД транспорта является безусловное обеспечение безопасности движения и безопасности рабочего.

Промышленный ЖД транспорт представляет собой участок производства повышенной опасности. Правило технической эксплуатации требуют от работников ЖД транспорта предприятий полного использования имеющихся средств при высоком качестве труда. Для выполнения этих требований работники ЖД транспорта должны чётко владеть, знать устройство подвижного состава, технических средств, ПТЭ, инструкцию по движению поездов и маневровой работе, инструкцию по сигнализации, инструкцию по безопасности (ПТЭ) межцеховую инструкцию, инструкцию по тормозам, ТРА станции. Каждый работник помимо своих функций обязан экономить топливо, выполнять чётко и своевременно задание на работу. Ответственность за знаки, выполнение вышеуказанных инструкций возлагается на ревизоров безопасности движения. К работе на ЖД транспорте допускается лица не моложе 18-летнего возраста, прошедшие курс обучения по данной специальности и имеющие право управлять ЖД транспортом, прошедшие медицинский осмотр, сдавшие экзамен по ПТЭ, инструкция по движению, инструкция по сигнализации и т.д., прошедшие водный инструктаж и последующие инструктажи, прошедшие стажировку. Категорически запрещается допускать лиц не имеющие удостоверение (права), лица в нетрезвом состоянии, нездавшие периодически экзамен по ПТЭ не прошедшие медицинский осмотр.

Каждый работник предприятия обязан предпринимать меры к остановке поезда или маневрирующего состава во всех случаях угрожающих жизнь людей или безопасности движения, а при обнаруживании неисправностей принять меры к ограждению подвижного состава, устройств, сооружений, по возможности постараться устранить неисправность, работник ЖД транспорта предприятий при исполнении своих служебных обязанностей должны быть опрятно одеты и содержать своё рабочее место в чистоте. Управление локомотивами должны иметь при себе (допускается) удостоверение лица моложе 18 лет к работе не допускают связано с движением, категорически запрещается допускать лиц в нетрезвом или наркотическом состоянии.

Лекция №3

Тема: Сооружение и устройства.

Сооружения устройства и его транспорта, а так же сооружения производственных цехов и участков связанные с работой ЖД транспорта должны содержаться в состоянии, обеспечивающем безопасность движения, работу подвижного состава. Сооружения и устройство подъездных путей о станции примыкания до территории предприятий должны удовлетворять требованиям габарита приближения строения (С) . Сооружения и устройство на территории предприятия, а так же за территорией должны удовлетворять требованием габарита приближения строения (Сп) . В соответствии габаритов должно проверяться не реже одного раза в десять лет.

Запрещается нарушать габариты. Все негабаритные места должны быть обозначены специальными знаками « нет габарита », «негабаритное место». В трудных условиях допускается от оси пути до линии приближения зданий, сооружения и устройств 3100 мм , в других случаях допускается:

2750 мм – до мачт светофора;

2450 мм – на станциях;

1920 мм – до выступающих частей карликовых светофоров.

Предельные столбики должны устанавливаться в том месте где расстояние между осями сходящихся путей составляет не менее 4100 мм.

4100 предельный

Грузы при высоте до 1200 мм должны находится от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2,0 м, а при большей высоте не ближе 2,5 м.

Габарит погрузки - придельная поперечная оси пути очертания, в котором не выходя в наружу должен размещаться груз на открытом подвижном составе, при нахождении его на прямом горизонтальном пути.

Габарит подвижного состава – придельная поперечная оси пути очертания в котором не выходя в наружу должен размещаться как груженный так и порожний подвижной состав, установленном на прямом горизонтальном пути.

Габарит приближения строения – придельное поперечное оси пути очертания внутри которого не должно заходить никакие части сооружений и устройств.

Лекция №4

Тема: Сооружения и устройство путевого хозяйства.

Все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строения и искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и состояния должны обеспечивать безопасность движения подвижного состава с наибольшими скоростями и осевыми нагрузками, установленные для данного участка.

ЖД представляет собой инженерное сооружения, предназначенное для пропусков поездов с необходимой скоростью установленного для данного участка.

Ширина земляного полотна по верху на прямых участках пути должно соответствовать верхнему строению пути и быть не менее:

На однопутных путях – 5,5 м

На двухпутных - 9,6 м.

В скальных грунтах допускается не менее:

На однопутных путях – 5,0 м

На двухпутных - 9,1 м.

Расстояние от оси железнодорожного пути. До бровки отвала устанавливается в зависимости от высоты отвала, рода отвальных грузов и должно быть не менее:

На отвалах с жидким шлаком – 1,4 м

На отвалах выгрузки думпкаров – 1,8 м

Ширина кольи пути на участках с железно-бетонными шпалами 1520+6-4 мм

Ширина кольи передвижных путей 1535+6-4 мм

Ширина кольи пути с деревянными шпалами:

На прямых участках - 1524+6-8 мм

Кривые радиусом 150 – 349 - 1530+10-4 мм

Кривые радиусом 40 – 149 - 1540+10-4 мм

Лекция №5

Тема: Стрелочный перевод

Для перевода с одного пути на другой, обгона поездов и т.д. существует стрелочный перевод. Стрелочный перевод является наиболее дорогостоящей и ответственной частью верхнего строения пути. Современные конструкции обыкновенных стрелочных переводов состоит из более чем 2000 металлических деталей бывают:

1. Обыкновенные


Устройство стрелочного перевода:

противошерстное

движение


L стр

по шерстное

движение

Стрелочный перевод

1. Остряки (2 штуки)

2. Переводные тяги

3. Рамный рельс (2 штуки)

4. Контррельс (2 штуки)

5. Крестовина (1 штук)

6. Переводной механизм (ручной, электрический).

7. Переводная кривая

8. Переводная прямая

L стр – полная длина стрелочного перевода

О – центр перевода.

Запрещается эксплуатировать стрелочные переводы у которых имеется одно из следующих неисправностей:

1. Разъединение стрелочных остряков.

2. Отставание остряка от рамного рельса на 4 мм и более.

3. Выкрашивание остряка при котором создаётся опасность набегания гребня длиной:

На главных путях – 200 мм и более

На приема отправочных – 300 мм и более

На прочих путях – 400 мм и более

Для стрелочных переводов марки 1,5 более 250 мм

4. Понижение остряка против рамного рельса на 2 мм

5. Повышение предельных норм износа рамных рельсов и остряков стрелочного перевода.

6. Когда расстояние между рабочими гранями сердечника и головки контррельса менее 1474 или расстояние между рабочими гранями головками рельса и усовика более 1435 мм.

7. Излом остряка или равного рельса.

8. Излом крестовины сердечника усовика.

9. Разрыв контр рельсового болта.

10. Излом контррельс

Лекция №6

Тема: Переезды

Переезды должны иметь тепловой насыпь.

Переездом называется – пересечение автомобильных дорог с железнодорожными путями. Переезды должны быть оборудованы предупредительными знаками со стороны поезда сигнальный знак

- о подаче свистка,

а со стороны автомобильных дорог « Переїзд поїзда », и другие переездные знаки.

Переезды подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. К регулируемым относятся оборудованные устройствами переездной сигнализацией, или обслуживающие дежурным по переезду. Переезды необорудованные устройствами переездной сигнализацией и нет дежурного относятся к нерегулируемым переездам. В необходимых случаях железнодорожные переезды дополняются заградительными светофорами.

Правило проезда через переезд (МПУ)

1. Дать команду на остановку подвижного состава за 15 м.

2. Встать с подвижного состава при этом убедиться в полной остановке подвижного состава.

3. Выйти на переезд при этом убедившись в отсутствии движущихся машин, остановить автомобильный транспорт.

4. Убедившись что движение автомобильного транспорта полностью остановлено дать команду машинисту на движение.

5. После того как первая колесная пара проедет переезд дать команду машинисту на остановку при этом убедиться в полной остановке подвижного состава.

При движении локомотива вперед в этом случае останавливать подвижной состав нет необходимости.

Лекция №7

Тема: Путевые и сигнальные знаки

Сигнальные знаки устанавливаются с правой стороны по направлению движению, а путевые – с правой стороны по счёту километров на расстоянии не менее 3100 мм от оси крайнего пути. В исключительных случаях допускается установка с левой стороны. В зависимости от назначения знаки подразделяются на:

Сигнальные знаки – условно видимые имеющие силу приказа или указания для определенной категории работников.

Путевые знаки – не имеют сигнального значения с их помощью определяется место нахождения того или иного участка пути.

Сигнальные знаки в свою очередь делятся на постоянные и временные.
К постоянным сигналам относятся:
1. Предельные столбики – указывают место далее которого в направлении стрелочного перевода установка подвижного состава запрещена.

Предельные

столбики

2. Постоянный сигнал

«С» - подача сигнала устанавливается с правой стороны по ходу поезда.

3. Сигнальный знак «Граница станции» - указывает границу станции – устанавливается с правой стороны за 50 м от первого стрелочного перевода


5. «Начало и конец опасного места» - устанавливается с правой стороны по ходу движения а) начало; б) конец.

7. Знак «Начало торможения конец торможения» (для опробования тормозов в пути).

8. Сигналы для полследования особой бдительностью (повышенным вниманием)


12.Указатель опустить токоприемник


13. Указатель направления движения по стрелки.

14. Указатель конца пути (тупик)

Временные сигнальные знаки для ограждения припятсвий при работе со снегоочистителям

1. Поднять нож перед одним из препятствий

2. Поднять нож перед двумя и более препятствий.

3. Опустить нож, после препятствия

Постоянные путевые знаки:

а) километровый б) пикетный

Лекция №8

Тема: Общее сведения о сигналах

Сигнал служит для обеспечения безопасности движения, а так же для чёткой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигнал является приказом и подлежит безприкословному его выполнения.

Работники ЖДТ – должны использовать всевозможные средства для выполнения требования сигнала:

Проезд красного сигнала запрещается.

Погасшие сигнальные огни светофоров и непонятные огни светофора требуют немедленной остановки.

Все работники ЖД тр-та связаны с движением поездов и маневровой работы должны чётко знать все сигналы.

Звуковые сигналы – подаются сиренами, свистками.

Звуковые сигналы воспринимаются на слух и представляют собой различное сочетание звуков разной продолжительностью.

Видимые сигналы – подаются сигнальными указателями: знаками, щитами, фонарями, флагами, дисками, светофорами.

Видимые сигналы воспринимаются зрительно поэтому они должны различаться.

Отличительными признаками видимых сигналов является: форма, окраска, цвет огней, число одновременно горящих огней, характер горения (мигающий, немигающий).

Видимые сигналы делятся на:

Дневные:

Ночные:

Локомотивная бригада должна следить за сигналами и не допускать проезда сигнала остановки, т.к. это угрожает безопасности движения.

Малейшая небрежность при восприятии сигнала и неточное их выполнение может повлечь проезд запрещающего сигнала.

Лекция №9

Тема: Светофоры, их расстановка, применение их.

1. Входной светофор устанавливается за 50 метров от первой входной стрелки. Имеет показания:


Разрешается въезд на станцию с уменьшенной скоростью следующий светофор открыт; поезд принимается на главный путь;


Разрешается въезд на станцию (движение) с уменьшенной скоростью на боковой путь с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт;


Пригласительный сигнал, разрешается въезд на станцию с особой бдительностью с готовностью остановиться, если встретится какое либо препятствие мешающие для дальнейшего движения;


Разрешается движение с уменьшенной скоростью не более 20 км/ч (15 км/ч), поезд принимается на частично занятый путь.

2. Выходной светофор устанавливается по каждому отправочному пути с обеих сторон пути станций и имеет значения:

Запрещается движение (выезд со станции)

Разрешается отправиться со станции с установленной скоростью следующий светофор открыт, (впереди свободные два или более блок участков) для автоблокировки;

Разрешается выезд со станции с отклонением по стрелочному переводу, с уменьшенной скоростью следующий светофор закрыт;

Разрешается движение поезда, отправиться со станции с уменьшенной скоростью с отклонением по стрелочному переводу следующий светофор открыт;

Разрешается отправиться поезду с уменьшенной скоростью следующий светофор закрыт;

Все вышеперечисленные значения этого светофора применяются при автоматической блокировки, при полуавтоматической блокировки применяются светофоры: 1 зеленный, 1 красный, 2 жёлтых, 2 жёлтых один из них мигающий, 2 зеленных.

Разрешается поезду отправиться на ответвление впереди свободны два и более блок участков, или при отправлении поезда по неправильному пути.

Значение этих сигналов такие как и при автоблокировке.

3. Маршрутный светофор устанавливается на станциях, имеет значения:


Разрешается движение с уменьшенной скоростью следующий светофор закрыт;

Все остальные значения этого светофора такие же как и у входного светофора к ним относятся (2ж, 2ж 1миг., 1ж миг.).

4. Проходной светофор устанавливается на перегонах между станциями и имеет такие значения:

При автоблокировке:


Запрещается движение;

Разрешается движение с уменьшенной скоростью следующий светофор открыт;

При полу автоблокировке имеет два значения:

Разрешается движение с установленной скоростью следующий светофор открыт, впереди сводных два и более блок участков;

Запрещается движение;

На проходном может быть установлен сигнал условно разрешающий:

При автоблокировке расположенного на затяжном подъёме:


Разрешается грузовому поезду проследовать значение этого сигнала со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и с готовностью немедленно остановиться если встретится какое либо препятствие для дальнейшего движения.

5. Заградительный светофор устанавливается перед переездом, перед крупными искусственными сооружениями, и имеет такие значения:

Запрещается движение;

0 - значение не имеет;

6. Прикрытие – устанавливается для ограждения мест пересечения ЖД путей с трамвайными путями с троллейбусными линиями, разводных мостов. Имеет значение:


Разрешается движение с установленной скоростью;

Запрещается движение;

7. Предупредительный светофор предупреждающий о показании основного светофора (входной, проходной, заградительный, прикрытия) имеет такие показания:

Разрешается движение с установленной скоростью основной светофор открыт;

Разрешается движение с готовностью остановиться основной светофор закрыт;

Разрешается движение с установленной скоростью входной светофор открыт и требует проследовать его с уменьшенной скоростью поезд принимается на боковой путь;

8. Повторительный светофор – для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного, технического, маневрового и горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается имеет такие показания:

а) Перед выходным и маршрутным:

Разрешается движение с установленной скоростью основной светофор открыт (выходной, маршрутный);

0 – значение не имеет.

б) Перед технологическим:

Разрешается подать вагоны к технологическому объекту основной светофор открыт;

0 – значение не имеет.

в) Перед маневровым:


Разрешается движение маневровым составом следующий светофор открыт;

0 – значение не имеет.

г) Перед горочным – устанавливается в условно плохой видимости, т.е. где видимость сигнала не обеспечивается, значения этого сигнала одинаковы с горочным светофором и имеет показания: (1з, 1ж, 1ж-1з, 1кр, 1кр с гор. Буквой Н).


9. Маневровый светофор – устанавливается в маневровых районах, разрешает или запрещает производить маневры, имеет следующие показания:

Разрешается движение в маневровом порядке;

- (1кр.) запрещается движение в маневровом порядке;

10. Горочный светофор – устанавливается на сортировочных горках, разрешает или запрещает роспуск вагонов с горки и имеет такие показания:

Запрещается роспуск вагонов;

Разрешается роспуск вагонов с установленной скоростью;

Разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью;

Разрешается роспуск вагонов со скоростью между установленной и уменьшенной;


Тише приготовиться к остановке;

Разрешается забрать вагоны (назад);

14. Локомотивный светофор – устанавливается в кабине локомотива и имеет показания:

Разрешается движение, на пути к которому приближается поезд горит зеленный огонь;

Разрешается движение, на пути к которому приближается поезд горит жёлтый огонь;

Разрешается движение с уменьшенной скоростью к которому приближается поезд горит красный огонь;

Указывает о том что локомотивная бригада проехала красный сигнал светофора;

Указывает что локомотивная сигнализация неработает.

Лекция №10

Тема: Ручные сигналы. Звуковые сигналы

1. Ручные сигналы подаются днем развернутым жёлтым флагом, ночью подается фонарем л.б., и имеет следующие показания:

а) движение к подающему (МЧМ),

двинуться вперед управления (МПС)

подаётся полукругом над головой

б) двинуться от подающего (МЧМ) двинуться управлением назад (МПС) движение полукругом у ног

в) круговые движения – остановка

г) движение с боку тела вверх вниз – тише д) тормозить ( при опробовании автотормозов) е) отпустить тормоза

2. Звуковые сигналы

Движение вперед

Движение назад

Остановка

При опробование автотормозов

Тормозить

Отпустить тормоза

Отправиться поезду

Прибытие поезда в не полном составе

Вызов помощника машиниста к тепловозу

При следовании двойной тяга

Требование уменьшить тягу

Требование увеличить тягу

При следовании, подталкивающем локомотивом

Начать подталкивание

Прекратить подталкивание но не отставать от поезда

Прекратить подталкивание и вернуться на станцию.

При следовании поезда двойной тягой с подталкивающим локомотивом машинист 2 локомотива повторяет все сигналы ведущего локомотива (1)

Сигнал бдительности

Сигнал бдительности подается (и периодически повторяется):

а) при проследовании проходного светофора с красным огнем, а также с непонятными показаниями или погасшие сигнальные огни;

б) при подходе к входному светофору на котором горит пригласительный сигнал (1кр. 1 л.б.) и во всех случаях приема поезда при запрещающем показании.

Общая тревога

Сигнал общая тревога подается в случаях:

а) при обнаружении неисправности угрожающей безопасности движению

б) при остановке поезда в снежных заносах, при разрыве поезда, при крушении поезда или других случаях требующих помощи;

серия - пожарная тревога

серия - воздушная тревога

серия одного длинного и одного короткого – радиационная опасность

Оповестительный сигнал, подается в следующих случаях

а) при приближении поезда к станциям, к вагоноопрокиду, к бункерам, к эстакадам, вагонным весам, переносным и ручным сигналам, требующим уменьшении скорости, к сигнальному знаку «С» , к тоннелям, к переездам.

б) при встрече поездов на перегонах двух путных участков, при приближении и подходе к хвостовой части встречного поезда.

г) при следовании по не правильному пути, а так же во время тумана, метели подается несколько раз.

Лекция №11

Тема: Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировка

Блокировкой называется система приборов и устройств предотвращающие отправления поезда на занятый перегон, а также выезд поезда на занятый блок участок пути.


прох прох вх

2
2
2
1
б.у.1 б.у.2 б.у.3 б.у.4

б)полу блокировка

Лекция №12

Тема: Технологическая сигнализация

К технологической сигнализации относятся сигналы применяемые при подачи вагонов к вагоноопрокиду, к бункерам, к весам и т.д.

Устройство технологической сигнализации должно обеспечивать:

1) Безопасность подачи вагонов;

2) Возможность управления;

3) Подача сигналов о начале и окончании технологических операций;

4) Подачу сигнала об экстренной остановке;

5) Увязку с устройствами электрической контрализации.

Лекция №13

Тема: Въездная сигнализация

В въездной сигнализации относятся сигнализация применяемая для разрешения въезда подвижного состава в производственное помещение и выезд из него, а также запрещает въезд или выезд.

Устройство въездной сигнализации должно обеспечивать:

1) Управление сигналами должен производить только работник уполномоченный цехом;

2) Запрос разрешение на въезд подвижного состава в производственное помещение;

3) Автоматическое оповещение звуковыми сигналами и сигнальными знаками;

4) Оповещение пешеходов сигналами;

5) Открытие въездного или выездного сигнала при полном открытии ворот;

6) Увязку с устройствами электрической централизации;

7) Увязку с переездной сигнализацией.

Лекция №14

Тема: Переносные сигналы, постоянные диски уменьшения скорости.

Всякое препятствие для движения поездов на перегоне, станциях или других участков пути должно быть ограждено