Сигнальные показания выходного маневрового светофора. Сигналы

36. Назначение горочного светофора. Как он сигнализирует? Применение повторителей горочного светофора. (ИСИ п.2.1, 6.2)

Ответ: Горочные светофоры разрешают или запрещают роспуск вагонов с горки.Горочными светофорами подаются сигналы:

· Один зеленый огонь разрешается роспуск вагонов с установленной скоростью;

· Один желтый огонь - разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью;

· Один желтый и один зеленый огни – разрешается роспуск вагонов со средней скоростью (между установленной скоростью и уменьшенной).Скорость роспуска вагонов устанавливается приказом начальника дороги №72Н-07г. для каждой сортировочной горки с учетом местных условий.

· Один красный огонь – Стой! Запрещается роспуск.

· Буква Н белого цвета на световом указателе, горящая одновременно с красным огнем, - осадить вагоны с горки на пути парка приема или на вытяжной путь.

В тех случаях, когда видимость сигналов горочных светофоров не обеспечивается, для информации машиниста о показании горочного светофора применяются повторительные светофоры или горочная автоматическая локомотивная сигнализация. В этом случае повторительные и локомотивные светофоры должны сигнализировать теми же огнями, чтои основной горочный светофор.

На повторительных светофорах, расположенных в середине парка приема , вместо красного огня может устанавливаться синий .

37. Ручные и звуковые сигналы при маневрах. (ИСИ п.6.4)

Ответ: При маневрах подаются ручные и звуковые сигналы:

· управлением вперед» : днем – движением поднятой вверх руки с развернутым желтым флагом; ночью – ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или одним длинным звуком;

· «Разрешается локомотиву следовать управлением назад» : днем – движением опущенной вниз руки с развернутым желтым флагом; ночью – ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или двумя длинными звуками;

· «Тише»: днем – медленными движениями вверх и вниз развернутого желтого флага; ночью – ручного фонаря с прозрачно-белым огнем или двумя короткими звуками;

· «Стой!»: днем – движениями по кругу развернутого красного или желтого флага; ночью – ручного фонаря с любым огнем или тремя короткими звуками.

Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива (моторвагонного состава), ССПС, подтверждающими принятие их к исполнению.

38. Виды маршрутных указателей. Как они сигнализируют? (ИСИ п.5.1)

Ответ: Маршрутные указатели применяются двух видов - белого и зеленого цвета:

· Световые указатели направления движения белого цвета могут быть в виде цифры, буквы или полосы. Они располагаются на мачтах входных, маршрутных и выходных светофоров или на отдельной мачте. Эти указатели применяются в тех случаях, когда нужно указать путь приема или направление следования поезда или маневрового состава.

· Маршрутные световые указатели зеленого цвета устанавливают на групповых выходных и маршрутных светофорах. Ониуказывают номер пути, с которого разрешено отправление поезда.

Эти указатели могут использоваться и для указания номера пути, с которого разрешено движение маневрового состава при наличии нагрупповом выходном или маршрутном светофоре лунно-белого огня.

На Западно-Сибирской железной дороге на станциях стыкования электрической тяги переменного и постоянного тока: Черепаново , Иртышское , Артышта-2, Междуреченск на входных (маршрутных) светофорах применяется маршрутный указатель рода тяги белого цвета с буквой «Э» (наличие нужного рода тока в контактной сети по маршруту следования поезда).

39. Как сигнализируют стрелочные указатели одиночного стрелочного перевода? (ИСИ п.5.2, 5.4)

Ответ: Стрелочные указатели применяются на стрелках с ручным управлением. Они могут быть освещаемые и неосвещаемые.

Освещаемые стрелочные указатели одиночных стрелок в обе стороны показывают:

· Если стрелка установлена по прямому пути: днем - белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью – молочно-белый огонь.

· Если стрелка установлена на боковой путь: днем – широкая сторона указателя; ночью – желтый огонь.

Неосвещаемые стрелочные указатели показывают:

· Если стрелка установлена по прямому пути – стреловидный указатель направлен вдоль пути;

· Если стрелка установлена на боковой путь – стреловидный указатель направлен в сторону бокового пути.

40. Как сигнализируют указатели устройств сбр асывания и путевого заграждения? Где они применяются? (ИСИ п.5.5)

Ответ: Указатели устройств сбр асывания и путевого заграждения показывают:

· «Путь загражден»: днем виден - белый круг с горизонтальной,черной полосой;ночью – молочно-белый огонь с той же горизонтальной, черной полосой;

· «Заграждение с пути снято»: днем виден – белый круг с вертикальной, черной полосой; ночью – молочно-белый огонь с той же вертикальной, черной полосой.

Устройства сбрасывания оборудуются этими указателями в тех случаях, когда эти устройства не включены в централизацию и не имеютконтроля заграждающегоположенияна пультеДСП.

Указатели путевого заграждения на упорах тупиковых путей устанавливают на правом конце бруса, они сигнализируют только в сторону пути. Эти указатели могут быть освещаемыеили неосвещаемые, что указывается в ТРА станции.

Глава 6. Сигналы, применяемые при маневровой работе

6.1. Маневровыми светофорами подаются сигналы:

один лунно-белый огонь - "Разрешается производить маневры" (рис. 6.1);

один синий огонь - "Запрещается производить маневры" (рис. 6.2).

Разрешение производить маневры может подаваться выходными и маршрутными светофорами одним лунно-белым огнем при погашенном красном огне. Проезд красных огней выходных и маршрутных светофоров в районе маневров может также разрешаться лунно-белым огнем групповых маневровых светофоров.

На станциях однопутных линий, а также двухпутных, оборудованных автоматической блокировкой для двустороннего движения, на маневровом светофоре, расположенном на мачте входного светофора со стороны станции, может применяться сигнал один лунно-белый огонь - "Разрешается выход маневрирующего состава за границу станции".

Групповым маневровым светофором, разрешающим маневры в определенном районе станции, подаются сигналы в одну или обе стороны.

На маневровых светофорах в необходимых случаях с разрешения начальника дороги вместо синих могут применяться красные огни.

Для передачи сигналов при производстве маневров толчками на сортировочных вытяжных путях разрешается применение светофорной сигнализации в соответствии с порядком, установленным МПС.

На станциях с электрической централизацией стрелок и сигналов на маневровых светофорах в необходимых случаях может применяться сигнал два лунно-белых огня - "Разрешается производить маневры; путь, огражденный этим светофором, свободен".

6.2. Горочными светофорами подаются сигналы (рис. 6.3):


один зеленый огонь - "Разрешается роспуск вагонов с установленной скоростью";

один желтый огонь - "Разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью";

один желтый и один зеленый огни - "Разрешается роспуск вагонов со скоростью, промежуточной между установленной и уменьшенной";

один красный огонь - "Стой!";

буква "Н" на световом указателе белого цвета, горящая одновременно с красным огнем, - "Осадить вагоны с горки на пути парка приема или вытяжной путь".

Скорость роспуска вагонов на сортировочных горках по одному зеленому огню, одному желтому и одному зеленому огням и одному желтому огню горочных светофоров устанавливается начальником дороги.

В тех случаях, когда видимость сигналов горочного светофора не обеспечивается, для информации машиниста о показании горочного светофора применяются повторительные светофоры или горочная автоматическая локомотивная сигнализация. Повторительные и локомотивные светофоры должны сигнализировать теми же огнями, что и основной горочный светофор. На повторительных светофорах, расположенных в середине путей парка приема, вместо красного огня может устанавливаться синий.

Для разрешения подачи составов до горочного светофора на путях парка приема, а также для сигнализации на подгорочных путях могут применяться маневровые светофоры.

6.3. При отсутствии маневровых светофоров проезд выходных и маршрутных светофоров с красным огнем при маневрах разрешается дежурным по станции или по его указанию руководителем маневров лично, по радиосвязи, устройствам двусторонней парковой связи или по сигналу, подаваемому ручным сигнальным прибором.

6.4. При маневрах подаются ручные и звуковые сигналы:

"Разрешается локомотиву следовать управлением вперед" - днем движением поднятой вверх руки с развернутым желтым флагом; ночью - (рис. 6.4) или одним длинным звуком;




"Разрешается локомотиву следовать управлением назад" - днем движением опущенной вниз руки с развернутым желтым флагом; ночью - ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 6.5) или двумя длинными звуками;

"Тише" - днем медленными движениями вверх и вниз развернутого желтого флага; ночью - ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 6.6) или двумя короткими звуками;

"Стой!" - днем движениями по кругу развернутого красного или желтого флага, ночью - ручного фонаря с любым огнем (рис. 6.7) или тремя короткими звуками.


Звуковые сигналы при маневрах подаются ручным свистком или духовым рожком.

6.5. Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива (моторвагонного состава), подтверждающими принятие их к исполнению.

Задание сигналисту или дежурному стрелочного поста установить стрелку на тот или иной путь может подаваться звуками различной продолжительности (свистками локомотивов и свистками руководителей маневров) или другими средствами в зависимости от технического оснащения станции в соответствии с порядком, установленным техническо-распорядительным актом станции.

3.8. Сигналы.

Светофоры. То есть сигналы, для подачи которых используются светофоры.

Светофоры подразделяются на:

~ входные, разрешающие или запрещающие следовать с перегона на станцию,

~ выходные, разрешающие или запрещающие отправиться со станции на перегон,

~ маршрутные, разрешающие или запрещающие проследовать из одного района станции в другой,

~ проходные, разрешающие или запрещающие проследовать с одного блок-участка на другой,

~ прикрытия - для ограждения опасных мест,

~ заградительные, требующие остановки при возникновении опасности на переездах, других искусственных сооружениях и при ограждении составов для их обслуживания,

предупредительные, предупреждающие о показаниях основного светофора,

повторительные – для оповещения о разрешающем показании основного светофора,

локомотивные, устанавливаемые в кабине локомотива и предупреждающие о показаниях напольного светофора,

маневровые, разрешающие или запрещающие производство манёвров,

горочные, разрешающие или запрещающие роспуск с горки.

Один светофор может совмещать несколько назначений. Большинство станционных поездных сигналов и проходные автоблокировки являются предупредительными по отношению к последующему светофору.

Сигналы, которые подают входные, выходные и маршрутные светофоры могут быть объединены в группу, которую можно назвать:

Станционные поездные сигналы.

Они могут иметь много различных показаний, но при этом соблюдается определённая система:

Основные показания:

– красный - запрещающий,

– жёлтый (немигающий) – следование с уменьшенной скоростью, следующий светофор закрыт,

– зелёный – следование с установленной скоростью, следующий светофор открыт,

Дополнительные показания:

Один горящий сигнал на светофоре – следование на главный путь или без отклонений по противошёрстным стрелкам.

Два горящих сигнала на светофоре – следование на боковой путь или с отклонением по противошёрстным стрелкам,

Мигающий сигнал – следующий светофор открыт, но на нём будет два горящих сигнала,

Зелёная полоса на светофоре – пологая стрелка 1/18, скорость 80.

Один зелёный – следование без отклонений, следующий сигнал открыт.

Один жёлтый мигающий – следование без отклонения, следующий сигнал открыт, и после него уже будет отклонение.

Один жёлтый - следование без отклонений, следующий сигнал закрыт.

Два жёлтых, верхний мигающий - следование с отклонением, следующий сигнал открыт.

Два жёлтых - следование с отклонением, следующий сигнал закрыт.

Жёлтый, зелёный мигающий и зелёная полоса – следование с отклонением по стрелке 1/18, скорость 80, следующий сигнал открыт.

Два жёлтых, верхний мигающий и зелёная полоса - следование с отклонением по стрелке 1/18, скорость 80, следующий сигнал открыт и после него будет отклонение.

Два жёлтых и зелёная полоса – следование с отклонением по стрелке 1/18, скорость 80, следующий сигнал закрыт.

Один зелёный мигающий - следование без отклонений, следующий сигнал открыт и на нём зелёная полоса.

Кроме того, существуют такие сигналы:

Три жёлтых (на входном) – приём на свободный участок пути – до маршрутного, скорость 20.

Два зелёных (на выходном) – отправление по неправильному пути перегона с двусторонней автоблокировкой (при отсутствии маршрутного указателя), отправление на один из путей многопутного перегона, отправление на ответвление на перегоне. Кроме того, почему-то такие сигналы применяются в некоторых маршрутах на станции Земитаны.

Белый мигающий (пригласительный) – для приёма или отправления по правильному пути двухпутного перегона при невозможности открыть нормальный разрешающий сигнал. Требует проследования со скоростью не более 20 и с готовностью остановиться. Применение фактически нецелесообразно, так как при работающей радиосвязи легче принять (отправить) по приказу, а если радиосвязь не работает, машинист может пригласительный сигнал не воспринять и будет перед ним стоять.

Проходные светофоры автоблокировки.

Красный – запрещающий. Перед красным сигналом машинист обязан остановиться. Если видит или знает о занятости впередилежащего блок-участка, ждать его освобождения. Если сведений о фактической занятости блок-участка нет – отпустить тормоза и проследовать светофор с красным сигналом со скоростью не более 20 с готовностью остановиться. Существует также условно-разрешающий сигнал. Одновременно с красным горит буква «Т». Такой сигнал разрешает машинисту грузового поезда (только грузового) проследовать светофор без остановки со скоростью не более 20 с готовностью остановиться. Устанавливается на крутых подъёмах, где трогание с места после остановки затруднительно или невозможно.

Жёлтый – впереди свободен один блок-участок, разрешается движение с готовностью остановиться.

Зелёный (при трёхзначной автоблокировке) – свободны два или более блок-участка.

При четырёхзначной автоблокировке:

Красный и жёлтый – то же самое.

Жёлтый и зелёный – свободны два блок-участка.

Зелёный – свободны три или более блок-участка.

На предвходных проходных светофорах могут быть также один жёлтый или один зелёный мигающий, указывающий на то, что на входном будет два сигнала (приём на боковой путь).

Светофоры прикрытия применяются для ограждения опасных мест – пересечений железнодорожных путей с другими путями в одном уровне, или с трамвайными путями, разводных мостов и т.д. Сигналы – один красный или один зелёный.

Заградительные светофоры нормально не горят. В случае необходимости (опасности) на них включается красный.

Предупредительные светофоры. В чистом виде применяются на участках, не оборудованных автоблокировкой, предупреждают о показаниях входного светофора или светофора прикрытия. Показания:

Зелёный, жёлтый или жёлтый мигающий, согласно той же схеме, что и для станционных поездных.

Кроме того, фактически все станционные поездные и проходные светофоры являются предупредительными к следующему светофору.

Повторительные светофоры.

Нормально не горят. Подают сигнал один зелёный при наличии на основном (выходном или маршрутном) светофоре любого разрешающего сигнала.

Пассажирский поезд, имеющий остановку на станции, может быть приведён в движение только при наличии зелёного огня на повторительном светофоре. Если повторительный светофор неисправен, дежурный по станции сообщает об этом машинисту и разрешает его проследовать. Если отправление происходит при запрещающем выходном светофоре, разрешение на его проследование является одновременно разрешением на проследование негорящего предупредительного.

Локомотивные светофоры.

Устанавливаются в кабине локомотива и предупреждают о показаниях следующего напольного светофора, к которому приближается поезд, на участках, оборудованных автоблокировкой.

На локомотивном светофоре могут быть следующие показания:

Зелёный огонь – на напольном светофоре зелёный, жёлтый мигающий или зелёный и жёлтый.

Жёлтый огонь – на напольном светофоре один жёлтый, два жёлтых или другие показания, указывающие следование с отклонением на боковой путь.

Жёлтый с красным огни - на напольном светофоре красный.

Красный огонь – загорается после проезда напольного светофора с запрещающим сигналом.

На участках, где автоматическая локомотивная сигнализация временно применяется, как самостоятельное ССС, показания локомотива имеют следующее значение:

Зелёный огонь – впереди свободны два или более блок-участка. Движение с установленной скоростью.

Жёлтый огонь – впереди свободен один блок-участок. Движение с уменьшенной скоростью.

Жёлтый с красным огни – следующий блк-участок занят. Разрешается движение с готовностью остановиться перед проходным светофором встречного направления.

Красный огонь – загорается после вступления поезда на занятый блок-участок.

Белый огонь – устройства АЛСН включены, но коды не поступают.

Показания локомотивных светофоров увязаны с ограничителем скорости движения локомотива. Даже при явно ложном показании локомотивного светофора, требующем уменьшения скорости, машинист обязан скорость снизить, иначе может вообще заглохнуть.

Маневровые светофоры.

Белый огонь – разрешается производить манёвры.

Два белых огня - разрешается производить манёвры, путь ограждённый светофором свободен.

Синий огонь – запрещается производить манёвры.

Красный огонь – также запрещается производить манёвры – может применяться, если маневровый маршрут не входит совпадает частично с поездным и красный не может быть воспринят машинистом отправляющегося или прибывающего поезда. Если маневровый светофор совмещён с выходным или маршрутным, то также естественным образом применяется красный, а не синий.

Горочные светофоры.

Зелёный огонь – разрешается роспуск с установленной скоростью.

Жёлтый огонь - разрешается роспуск с уменьшенной скоростью.

Зелёный и жёлтый огни - разрешается роспуск со скоростью, промежуточной между установленной и уменьшенной.

Конкретные скорости для станций Латвийской железной дороги, имеющих горки, указаны в Жёлтой книге.

Красный огонь - запрещается производить роспуск.

Красный огонь и буква А (atpakaļ) – осадить назад.

Ручные сигналы.

Подаются флажком, фонарём или просто рукой. Применяются при манёврах, кроме сигнала остановки, который носит универсальный характер. Остановка – круговое движение рукой в вертикальной плоскости. Сигнал очень важный, именно таким образом можно остановить поезд, если обнаружено препятствие для движения.

Вперёд – полукруговое движение поднятой вверх руки.

Назад - полукруговое движение опущенной вниз руки.

Тише – медленное движение руки вверх и вниз.

Приступить к пробе тормозов – поднятая вверх рука.

Отпустить тормоза – движение руки перед собой в горизонтальной плоскости.

Существует ещё ручной сигнал «Опустить токоприёмник», предназначенный для применения в случае внезапного обнаружения неисправности контактной сети, но гораздо надёжнее в такой ситуации подать сигнал остановки.

Звуковые сигналы.

Предназначены для подачи сигналов машинисту руководителем манёвров и для повторения (подтверждения) принятых машинистом команд. В первом качестве применять затруднительно из-за производимого обычно локомотивом шума. Во втором применяется повсеместно.

Остановка – три коротких гудка.

Вперёд – один длинный.

Назад – два длинных.

Тише – два коротких.