Основные показания входных светофоров. Железнодорожный светофор

Светофор является одним из основных сигналов, которые слу­жат на железнодорожном транспорте для обеспечения безопаснос­ти и четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигнал представляет собой условный знак, с помощью кото­рого подается приказ. Требования сигналов подлежат беспрекос­ловному выполнению. Работники железнодорожного транспор­та должны выполнять требования сигналов всеми возможными средствами.

На железнодорожном транспорте применяются только сигналы, утвержденные Министром путей сообщения. Сигнальные приборы должны быть утвержденного МПС типа, а цвет их - строго соот­ветствовать установленным стандартам и образцам. Показания сигналов должны легко восприниматься, быстро и четко опозна­ваться как днем, так и ночью при самых неблагоприятных клима­тических условиях.

Светофор относится к круглосуточным сигналам. Круглосуточ­ные сигналы подаются одинаково в светлое и темное время суток. По характеру установки светофоры являются постоянными сигна­лами. Постоянные сигналы характеризуются установкой в опреде­ленной точке железнодорожного пути или в кабине локомотива. Светофор служит для регулирования движения поездов посредством световых сигналов и передает приказы на расстояние с помощью сигнальных огней определенного цвета.

Основными цветами, принятыми для сигнализации поездных све­тофоров, являются красный, желтый и зеленый. Зеленый цвет разре­шает движение с установленной скоростью; желтый разрешает дви­жение и требует уменьшения скорости; красный требует остановки. Для организации маневровой работы на станции применяют следу­ющие сигнальные цвета: белый разрешает маневровое движение, си­ний запрещает производить маневры.

Условное обозначение цветов и режимов горения сигнальных огней светофоров приведено на рис. 2.1.

Светофоры по назначению подразделяются на входные, выходные, маршрутные, проходные, прикрытия, предупредительные, загради­тельные, повторительные, маневровые, локомотивные и горочные.

По значению запрещающего показания светофоры делятся на:

· абсолютные, проезд которых при запрещающем их показании не разрешается (входные, выходные, маршрутные, горочные, прикрытия, заградительные и проходные при полуавтоматической блокировке);

· остановочно-разрешающие, проезд которых при запрещающем показании, а также при непонятном или погасшем сигнальном огне разрешается только после обязательной остановки поезда перед светофором. Дальнейшее движение разрешается до следующего свето­фора со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готов­ностью остановиться при появлении препятствия для дальнейшего движения (предупредительные и проходные светофоры при АБ);

· условно-разрешающие, запрещающее показание которых тре­бует остановки поездов одних категорий и разрешает проезд поез­дам других категорий (проходные светофоры автоблокировки, ус­тановленные на затяжных подъемах, и маневровые.

Все светофоры имеют наименование в виде буквенных и цифро­вых обозначений или только буквенных обозначений. Входным светофорам в зависимости от направления движения (четное или нечетное) присваивают буквы Ч или Н; выходные светофоры обо­значают буквой Н или Ч в зависимости от направления движения и дополняют номером пути отправления (НЗ, Н5, 411, 43 и т.д.). Ма­невровые светофоры обозначают буквой М с порядковым четным или нечетным номером в зависимости от направления приема поез­дов в горловине станции (М2, М4 и т.д. - четное; Ml, МЗ, М5 и т.д. - нечетное). Маршрутные светофоры имеют буквенное обо­значение НМ или ЧМ в зависимости от направления движения. Проходные светофоры автоблокировки нумеруются порядковыми четными (2, 4, 6 и т.д.) или нечетными (1, 3, 5, 7 и т.д.) номерами в зависимости от направления движения.

Входные светофоры Н и Ч служат для ограждения станций со сто­роны прилегающих перегонов и разрешают или запрещают поезду следовать с перегона на станцию. На входных светофорах применя­ются следующие цвета сигнальных огней: зеленый, желтый, красный, лунно-белый (пригласительный) и зеленая полоса. Входные допол­нительные светофоры НД, ЧД (см. рис. 2.1) разрешают поезду следо­вать с перегона на станцию по неправильному пути, когда во время капитального ремонта одного из путей двухпутного перегона дви­жение поездов организуется по одному свободному пути перегона в обоих направлениях. На дополнительных входных светофорах НД, ЧД применяются красный и два желтых сигнальных огней.

Выходные светофоры HI, НЗ, Н5, ЧП разрешают или запреща­ют поезду отправиться со станции на перегон и устанавливаются у каждого отправочного пути. Они используют следующие цвета сиг­нальных огней: зеленый, желтый, красный. Маршрутные светофо­ры НМ (см. рис. 2.1) сигнализируют как и входные светофоры, раз­решая или запрещая поезду следовать из одного района станции в другой.

Проходные светофоры 7, 8 (рис. 2.2, а) разрешают или запрещают поезду следовать с одного блока-участка на другой. В сигнализации проходных светофоров применяются следующие цвета сигнальных огней: зеленый, желтый и красный. На проходных светофорах авто­блокировки, установленных на затяжных подъемах, где тяжеловес­ный поезд после остановки не сможет тронуться с места, укрепляют Дополнительный щит с отражательным знаком прозрачно-белого цвета в виде буквы Т. Проследование такого проходного светофора при запрещающем показании без остановки разрешается лишь гру­зовому поезду определенной весовой категории со скоростью не бо-


Рис. 2.2. Типы светофоров и их места установки

лее 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

Светофоры прикрытия 12...15 применяются на малодеятельных линиях и подъездных путях для ограждения мест, опасных для дви­жения поездов. Они ограждают места пересечений железных дорог в одном уровне с другими железными дорогами, трамвайными путя­ми, троллейбусными линиями, разводные мосты и участки, проследуемые с проводником. Светофоры прикрытия устанавливаются на расстоянии 50 м от места ограждения и сигнализируют красными и зелеными огнями.

Предупредительные светофоры ПН, ПЧ (см. рис. 2.1) заблагов­ременно уведомляют (на расстоянии не менее тормозного пути) о показании входных, проходных светофоров, светофоров прикры­тия (при автоблокировке каждый проходной светофор является пре­дупредительным по отношению к следующему светофору).

Заградительные светофоры 31 и 32 (рис. 2.2, а) требуют останов­ки поезда при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на стан­циях. Их устанавливают с обеих сторон пути на расстоянии не ме­нее 50 м от ограждаемого места. Нормально заградительный свето­фор погашен, а при возникновении опасности для движения поездов на нем вручную включают красный огонь.

Повторительные светофоры ПН1 (рис. 2.2, 6) сигнализируют о показании выходного, маршрутного или горочного светофора, ког­да по местным условиям необходимая видимость основного свето­фора не обеспечивается. Включение зеленого огня на повторитель­ном светофоре указывает, что выходной или маршрутный светофор открыт. Нормально сигнальные огни повторительных светофоров не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют. Ромбовидная форма щита повторительного светофора ука­зывает, что он скоростного значения не имеет и устанавливается на произвольных расстояниях от попутных светофоров, и машинист не может руководствоваться им как предупредительным светофором.

Маневровые светофоры Ml, МЗ, М5, М7, М2, М4 (см. рис. 2.1) устанавливают в стрелочных зонах станции, имеющей маршрути­зированные маневры. Эти сигналы разрешают или запрещают ма­невровые передвижения. Маневровые светофоры сигнализируют си­ним или белым огнем: синий запрещает производить маневры; белый разрешает их производить. Маневровые светофоры относятся к условно-разрешающим, так как их запрещающий огонь (синий) не разрешает следовать маневровому составу, но не является запре­щающим для магистральных и пригородных поездов. На маневро­вых светофорах приемо-отправочных путей, тупиков и вытяжек для повышения безопасности движения в качестве запрещающего огня может применяться красный (М5, М7 на рис. 2.1).

Локомотивный светофор, устанавливаемый в кабине машинис­та, разрешает или запрещает следование поезда по перегону с од­ного блока-участка на другой и сигнализирует о показании путево­го светофора, к которому приближается поезд. На участках, оборудованных АБ и АЛС, или на участках, где АЛС применяется как самостоятельное средство сигнализации при движении поездов, локомотивные светофоры используют следующие сигнальные огни: зеленый, желтый, желтый с красным, красный и белый.

Горочные светофоры применяются на сортировочных станциях и горках для разрешения или запрещения роспуска состава с горки и имеют сигнальные огни: зеленый, желтый и красный.

Светофоры устанавливают с правой стороны по направлению движения поездов или над осью ограждаемого ими пути с учетом соблюдения габарита приближения строений. Места их установки должны быть выбраны так, чтобы подаваемые сигналы нельзя было принять с поезда за сигналы, относящиеся к смежным путям.

При определении места установки светофоров должны учиты­ваться требования к дальности видимости их сигналов. Она опре­деляется размером, формой, а также прозрачностью атмосферы и восприятием данного сигнального цвета человеком. Наиболее хо­рошо опознаваемыми цветами оказались красный, желтый, зеле­ный и синий. Эти цвета и приняты для сигнализации светофоров. Лунно-белый и синий огни используются лишь для маневровых и пригласительных сигналов.

Для безопасности движения поездов красные, желтые и зеленые сигнальные огни светофоров входных, проходных, заградительных и прикрытия на прямых участках пути должны быть днем и ночью отчетливо различимы из кабины локомотива приближающегося поезда на расстоянии не менее 1000 м. На кривых участках показа­ния этих светофоров должны быть отчетливо различимы на рас­стоянии не менее 400 м. В сильно пересеченной местности (горы, глубокие выемки) допускается видимость перечисленных сигналов на расстоянии менее 400 м, но не менее 200 м. Сигнальные показа­ния выходных и маршрутных светофоров главных путей должны быть отчетливо различимы на расстоянии не менее 400 м, показа­ния боковых путей, а также пригласительные сигналы и показания маневровых светофоров - на расстоянии не менее 200 м.

Входные светофоры устанавливаются на расстоянии не менее 50 м от остряка противошерстного или предельного столбика пошерстного первого входного стрелочного перевода в створе с изолирую­щим стыком. На электрифицированных участках железных дорог входные светофоры устанавливают перед воздушным промежутком, отделяющим контактную сеть станции от контактной сети перего­на, на расстоянии до 300 м.

Выходные, маршрутные, повторительные светофоры устанавли­вают впереди места, предназначенного для стоянки локомотива от­правляющегося поезда. Места установки проходных светофоров АБ определяют в соответствии с тяговыми расчетами, которые явля­ются границами блок-участков. Горочные светофоры устанавлива­ют на горках и вытяжках специального профиля, когда роспуск со­ставов производится подталкиванием их локомотивом при использовании действия силы тяжести вагонов.

Сигнализация светофоров

Светофорная сигнализация на железнодорожном транспорте строится по скоростному принципу, в соответствии с которым ма­шинисту поезда каждым сигнальным показанием передается при­каз не только о запрещении или разрешении движения, но и о вели­чине разрешаемой скорости следования. При этом каждое разрешающее показание передает одновременно два приказа: основ­ной - о допустимой скорости проследования данного светофора, и предупредительный - о скорости следующего светофора.

Весь диапазон скоростей, используемых в движении, разбит на сту­пени: максимальная (установленная) скорость V; нулевая (останов­ка) V0; промежуточные, обусловленные движением поездов по стре­лочным переводам с отклонением на боковой путь: уменьшенную Fj(40...50 км/ч) при движении по стрелкам с марками крестовин 1/9, 1/11; повышенную V-, (60...80 км/ч) - при марке крестовины 1/18. Сигнализация и ее скоростные значения для наиболее характерных случаев приведены на рис. 2.3 и 2.4.

Передача необходимого числа приказов о допустимых скоростях движения достигается за счет цвета, числа и режима горения (мигаю­щий или немигающий) огней светофора, а также числа дополнитель­ных светящихся зеленых полос. При этом цвет и режим горения од­ного огня светофора или верхнего при двух одновременно горящих огнях всегда указывают на требование сигнала последующего свето­фора. Например, зеленый огонь означает, что следующий светофор открыт и предусматривается проследование данного и следующего светофоров с установленной скоростью; зеленый мигающий - этот светофор можно проследовать с установленной скоростью, следую­щий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью (не более 80 км/ч); желтый мигающий - данный светофор можно проследовать с установленной скоростью, следующий свето­фор открыт и требует проследование его с уменьшенной скоростью (не более 50 км/ч); желтый - разрешается движение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

Требования снижения скорости при подходе к входному свето­фору передаются двумя одновременно горящими огнями, из них


Рис. 2.3. Сигнализация перегонных светофоров и ее скоростные значения

нижний всегда желтый и немигающий. Промежуточная скорость, с которой разрешается проследование входного светофора, конкре­тизируется наличием или отсутствием зеленой светящейся полосы: уменьшенная скорость (не более 50 км/ч - отсутствие зеленой по­лосы при горении двух огней на светофоре), повышенная (не более 60-80 км/ч) - наличием светящейся зеленой полосы при горении двух огней на светофоре. Сигнал остановки - один красный - не содержит предупреждения и только запрещает движение.

На рис. 2.5, а показана сигнализация входного и выходных све­тофоров для станции со стрелочными переводами с крестовинами марок 1/9, 1/11, расположенной на участке, оборудованном авто­блокировкой. При горении на входном светофоре Н красного огня или одновременно горящих красного и пригласительного, или од­ного пригласительного огня на предупредительном светофоре 1 горит желтый огонь.

Пригласительный сигнал - мигающий лунно-белый огонь вклю­чает на входном светофоре Н дежурный по станции в случаях неис­правности устройств автоматики и телемеханики, приводящих к не­возможности открыть светофор на разрешающий огонь. Пригласительный сигнал разрешает проследовать входной свето­фор Н с красным огнем или при неработающем светофоре со ско­ростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью ос­тановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.


Рис. 2.4. Сигнализация входного и выходного светофоров и ее скоростные значения


Рис. 2.5. Сигнализация входного и выходных светофоров на станциях

Пригласительный сигнал на выходных светофорах применяется для отправления поездов только по правильному пути двухпутных линий, оборудованных автоблокировкой. На участковых и других крупных станциях таких линий с интенсивным движением поездов пригласительный сигнал может применяться на выходных и марш­рутных светофорах главных и боковых путей, по которым произ­водится безостановочный пропуск поездов. На промежуточных станциях участка с интенсивным движением поездов пригласитель­ный сигнал применяется только на выходных светофорах главных путей. Пригласительный огонь на перегон загорается одновремен­но с красным огнем или без него (см. рис. 2.1, светофор HI).

Прием поезда на главный путь 1П с остановкой разрешается го­рением одного желтого огня на входном светофоре Н, без останов­ки (сквозной пропуск) - горением зеленого огня. Если на входном светофоре Н горит желтый мигающий огонь, то это означает, что на выходном светофоре HI горят два желтых огня (установлен ва­риантный маршрут отправления). В этом случае поезду разрешает­ся следовать на станцию с установленной скоростью, но выходной светофор HI требует проследования его с уменьшенной скоростью.

При приеме поезда на боковой путь ЗП на входном светофоре Н горят два желтых огня, разрешающих движение с уменьшенной ско­ростью с готовностью остановиться у закрытого светофора НЗ. При этом на предупредительном светофоре 1 включается желтый мига­ющий огонь, означающий, что поезд проследует по станции по бо­ковому пути. При горении двух желтых огней, из которых верхний мигающий, разрешается проследовать по боковому пути ЗП без остановки с уменьшенной скоростью.

На рис. 2.5, б показана сигнализация при приеме и отправлении поездов с проследованием по стрелочным переводам с крестови­ной марки 1/18.

Прием поезда на боковой путь ЗП по стрелочному переводу с крестовиной марки 1/18 разрешается включением на входном све­тофоре Н двух желтых огней и одной зеленой полосы. Поезд дол­жен следовать на станцию со скоростью не более 60 км/ч с готовно­стью остановиться у выходного светофора НЗ.

Безостановочное проследование поезда по боковому пути ЗП раз­решается горением на входном светофоре Н одного зеленого мига­ющего огня, одного желтого и одной зеленой полосы. Поезд может следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч, выходной све­тофор НЗ открыт и требует проследования со скоростью не более 80 км/ч. Безостановочное проследование поезда по боковому пути ЗП с отклонением разрешается горением на входном светофоре Н двух желтых огней, из них верхнего мигающего, и одной зеленой полосы. Поезд может следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь, выходной светофор НЗ открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью.

В трех перечисленных случаях сигнализации входного светофо­ра Н с зеленой полосой на предупредительном светофоре 1 горит зеленый мигающий огонь, означающий, что поезд принимается на станцию со стрелочными переводами, имеющими пологую марку крестовины.

Сигнализация маршрутных светофоров НМ, ЧМ в основном ана­логична сигнализации входного светофора.

Проходными светофорами на участках, оборудованных трех­значной автоблокировкой, подаются сигналы: один зеленый - раз­решается движение с установленной скоростью, впереди свободны два и более блок-участков; один желтый огонь - разрешается дви­жение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт; один красный - запрещается проезжать сигнал. При четырехзнач­ной сигнализации проходные светофоры имеют следующие сигна­лы: один зеленый - впереди свободны три и более блок-участков; один желтый и один зеленый огни - впереди свободны два блок- участка, один желтый - впереди свободен один блок-участок. Зна­чение красного огня то же, что и при трехзначной автоблокировке.

На участках, оборудованных АБ и АЛС, локомотивными свето­форами подаются сигналы: зеленый огонь - «Разрешается движе­ние; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит зеленый огонь»; желтый огонь - «Разрешается движение; на путе­вом светофоре, к которому приближается поезд, горит один или два желтых огня»; желтый огонь с красным - «Разрешается движение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому при­ближается поезд, горит красный огонь»; красный огонь указывает, что локомотив движется по занятому блок-участку; белый огонь указывает, что локомотивные устройства включены, но сигналы с пути на локомотивный светофор не передаются.

На участках, где АЛС применяется как самостоятельное сред­ство сигнализации при движении поездов, локомотивными свето­форами подаются сигналы: зеленый огонь - разрешается движе­ние с установленной скоростью, впереди свободны два или более блок-участков; желтый огонь - разрешается движение с уменьшен­ной скоростью, впереди свободен один блок-участок; желтый огонь с красным - разрешается движение с готовностью остановиться на блок-участке, следующий блок-участок занят.

Горочные светофоры сигнализируют: один зеленый - «Разре­шается роспуск вагонов с установленной скоростью»; один желтый огонь - «Разрешается роспуск вагонов с уменьшенной скоростью»; один красный огонь - «Стой»; красный огонь и буква Н на свето­вом указателе белого цвета - «Осадить вагоны с горки на пути парка приема или вытяжной путь».

м) 2.3. Классификация и устройство светофоров

Светофоры являются оптическими сигналами. В зависимости от вида оптической системы светофоры подразделяются на линзовые и прожекторные. Линзовый светофор для каждого сигнально­го показания имеет отдельную оптическую систему - линзовый ком­плект. Прожекторный светофор имеет оптическую систе­му, совмещенную со специальным механизмом, который позволяет при одной оптической системе получить три различных по цвету сиг­нальных показания. Ввиду сложности конструкции и меньшей на­дежности работы по сравнению с линзовыми светофорами прожек­торные при новом строительстве не применяют, а при реконструкции устройств СЦБ на станциях и перегонах заменяют их линзовыми.

По конструкции светофоры могут быть мачтовые (рис. 2.6 и 2.7, а), кар­ликовые (рис. 2.7, б) и консольные (рис. 2.8). Мачтовые светофоры устанавливают на перегонах, главных путях станций и на боковых путях, по которым осуществляется безостановоч­ный пропуск поездов со скоростью бо­лее 50 км/ч, а также в качестве группо­вых и горочных светофоров и их повторителей, заградительных светофо­ров и маневровых с подъездных путей и из тупиков. Карликовые свето­форы используют на станциях в каче­стве выходных с путей, по которым не предусматривается безостановочный пропуск поездов, маневровых и вход­ных светофоров для приема поездов и подталкивающих локомотивов по не­правильному пути на двухпутном учас­тке. Консольные светофоры применяют там, где по условиям габарита нельзя ус­тановить светофор в междупутье.

Мачтовый светофор (см. рис. 2.6) состоит из мачты I, на которой с помощью кронштей­нов крепится одна или несколько светофорных головок 5. Мачта светофора может быть железобе­тонной или металлической. Желе­зобетонная мачта (см. рис. 2.6) представляет собой полую кони­ческую бесстыковую стойку, ко­торая устанавливается непосред­ственно в грунт. Металлические мачты (рис. 2.7, а) используют тогда, когда светофоры с железо­бетонными мачтами нельзя при­менять по условиям габарита или длина их недостаточна для уста­новки требуемого количества све­тофорных головок и указателей.

Металлическая мачта 1 закрепляется в стяжном стакане 2, разме­щенном на бетонном фундаменте 3.


Головки линзовых светофоров (см. рис. 2.6 и 2.7, а) в зависимости от числа показаний выполняют одно-, двух- и трехзначными и соби­рают из одного, двух или трех корпусов из алюминиевого сплава либо из цельнолитого чугунного корпу­са, линзовых комплектов, козырь­ков и деталей фонового щита. Фо­новый щит 6 черного цвета устанавливается на корпусе свето­форной головки для улучшения видимости сигнальных огней. Для защиты от прямых солнечных лу­чей, вызывающих отблески на линзах, каждый линзовый комп­лект снабжается козырьком 7.

Мачтовые светофоры могут иметь различные указатели (см.рис. 2.6), которые размещаются под нижней светофорной головкой: зеленая светящаяся полоса, световой или маршрутный указатель. Зеленая светящаяся полоса включается с показанием светофора и указывает скорость, если поезд принимается на боковой путь по стрелкам с пологой маркой крестовины.

Световые указатели 3 применяют на светофорах, когда расстояние между смежными светофорами менее тормозного пути. При этом на светофоре, ограждающем участок менее тормозного пути, уста­навливают световой указатель с двумя вертикальными светящими­ся стрелками белого цвета, а на предупредительном к нему свето­форе - такой же указатель в виде одной стрелки белого цвета.

Маршрутные указатели 4 предназначены для указания направле­ния движения поезда и маневровых составов (направо, налево или прямо) и номера пути приема или отправления. Перед указателями располагается литерная табличка 2 с обозначением светофора.

В отличие от мачтового светофора карликовый линзовый свето­фор (рис. 2.7, б) не имеет мачты и состоит из светофорной головки 3 с линзовыми комплектами, козырьками 2 и без фонового щита, ус­танавливаемой непосредственно на бетонный фундамент 7.

Основной частью светофорной головки является линзовый комп­лект (рис. 2.9), который состоит из корпуса 7, наружной бесцветной сту­пенчатой линзы 2, внутренней цвет­ной линзы 5 красного, зеленого, жел­того, синего или лунно-белого цвета, ламподержателя 3 с лампой накали­вания 4.

Нить светофорной лампы нахо­дится в фокусе линз комплекта. За счет ступенчатых линз рассеиваю­щийся световой поток электрической лампы собирается и концентрирует­ся. Проходя через линзу-свето­фильтр, световой поток окрашивает­ся, а пройдя через бесцветную линзу, преобразуется в прямолинейный сиг­нальный луч с малым углом рассеивания. Если светофор располо­жен на кривых участках пути, в линзовый комплект перед наружной линзой устанавливают рассеивающую линзу 6 с углом рассеива­ния 10 ° или 20

Светофор с 2 жёлтыми огнями

Светофор с красным и жёлтым огнями

Светофор с синим огнём и маршрутным указателем

Светофор - прибор, подающий сигналы огнями своих ламп в светлое и тёмное время суток (круглосуточно).

Конструкция

Основной частью светофора является светофорная головка, которая может устанавливаться на мачте, кронштейне или мостике, а также на специальных фундаментах (карликовые светофоры на парковых путях).

На метрополитене применяются светофоры следующих типов:

  • светофоры типа «Метро», устанавливаемые в тоннелях;
  • светофоры железнодорожного типа, устанавливаемые на наземных участках .

Как правило, светофоры устанавливаются с правой стороны, с соблюдением габарита приближения оборудования . Минимальное расстояние от оси пути - 1 700 мм, высота нижней линзы светофорной головки над уровнем головок рельсов должна быть 2 300 мм.

Светофорная головка представляет собой литой корпус на одно, два или три показания. С передней стороны в корпусе имеются круглые окна, в которых размещаются линзы-светофильтры. Задняя сторона закрывается крышкой, шарнирно крепящейся к корпусу. Светофорные головки на два и три показания внутри разделяются на отсеки светонепроницаемыми перегородками.

В каждый отсек устанавливается линзовый комплект , состоящий из основания, ламподержателя и линзы-светофильтра. У светофоров типа «Метро» снаружи линза-светофильтр закрывается защитным стеклом. В ламподержатель устанавливаются одна или две светофорные лампы. Линза-светофильтр фокусирует световой поток и окрашивает его в соответствующий цвет. Светофорные лампы бывают одно- и двухнитевые. Номинальное напряжение светофорных ламп - 12 В, мощность - 15 и 25 Вт. У двухнитевых ламп мощность каждой нити 15 и 25 Вт.

В настоящее время вместо светофорных ламп применяют светодиодные головки. В зависимости от их типа они применяются совместно с линзовыми комплектами или без них.

Светофоры железнодорожного типа имеют:

  • линзовый комплект, состоящий из линзы-светофильтра и наружной прозрачной линзы, что позволяет иметь высокую степень фокусировки светового потока;
  • рассеивающие линзы и отклоняющие вставки, обеспечивающие видимость показаний светофора в кривых участках пути и в непосредственной близости от светофора;
  • фоновый щит, окрашенный с лицевой стороны в чёрный цвет, что улучшает восприятие сигнальных показаний светофора;
  • защитные козырьки, исключающие засветку линз от посторонних источников света и ложное восприятие сигнальных показаний светофора.

Светофоры типа «Метро» имеют:

  • облегчённый корпус;
  • упрощённую оптику, состоящую из линзы-светофильтра, закрытую снаружи защитным стеклом;
  • не имеют фонового щита и защитных козырьков.

В случаях применения светофоров типа «Метро» устанавливают козырьки и фоновые щиты или только козырьки.

Обозначение

Железная дорога

Входные: <направление>

Входные светофоры обозначаются буквами «Н» или «Ч» в зависимости от направления движения («Ч» с чётного направления , «Н» - с нечётного).

Если на станции несколько чётных и нечётных подходов, то после буквы «Н» («Ч») добавляется буква, обычно соответствующая первой букве названия предыдущей станции по этому подходу. Например, ЧМ - входной со станции Молот, ЧК - входной со станции Которосль.

Если на станции имеются входные светофоры с каждого пути на двух- или многопутных перегонах , то возможны два варианта:

  • первый светофор (основной) имеет обычное обозначение, а у второго (дополнительного, редко используемого) перед буквой добавляется номер пути римскими цифрами, например, IЧ;
  • оба светофора имеют перед буквой номер пути, например, IIЧ и IVЧ.

Выходные: <направление><путь>

Выходные светофоры обозначаются буквами «Н» или «Ч» в зависимости от направления движения («Ч» с чётного направления, «Н» - с нечётного), после которой дополнительно указывается номер пути, к которому относится светофор. Для главных путей употребляются римские цифры, для остальных - арабские.

Следует иметь в виду, что на станциях с продольным размещением нескольких участков главного пути или станционных путей возможна нумерация путей с применением вспомогательных букв. Например, НIЧ - выходной с I главного пути в нечётном направлении, Ч4 - с 4-го бокового в нечётном направлении, ЧIIА - с участка А II главного в чётном направлении.

Маршрутные: <направление>М<путь>

Маршрутным светофорам к букве «Н» («Ч») добавляется буква «М». Например, НМ3 - маршрутный с 3-го бокового пути в нечётном направлении, НМII - с II главного в нечётном направлении.

Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной - на путевых постах , выходной и маневровый, выходной и маршрутный). В этом случае нумерация строится из принципа разумности, максимальной идентификации номера светофора и имеющихся на нем огней, а также из наличия и нумерации других светофоров данного раздельного пункта . Так, на путевом посту совмещённый светофор целесообразно обозначать одной буквой, как входной. А маршрутный светофор для одного направления, одновременно являющийся выходным для другого направления, целесообразно обозначать как маршрутный.

Иногда в конце обозначения выходного или маршрутного светофора может встретиться буква «М», которая обозначает, что это поездной светофор, совмещённый с маневровым. Практиковалось это раньше, когда требовалось отличить станции, оборудованные для централизованного управления маневровыми передвижениями , и станции, оснащённые светофорами только для поездной работы, где манёвры производились не по огням светофоров, а по ручным сигналам стрелочников или командам дежурного по радиосвязи. В последние десятилетия буква «М» в конце номера для совмещённых светофоров не применяется.

Проходные: <порядковый номер>

На каждом перегоне проходные светофоры автоблокировки нумеруются, начиная от входного светофора навстречу движению поездов , при этом светофорам нечётного направления присваиваются нечётные номера (1, 3, 5…), а светофорам чётного направления - чётные (2, 4, 6…). Номера уменьшаются по ходу движения поезда, 1 - всегда предвходной в нечётном направлении, 2 - в чётном. При оборудовании двухпутных участков двухсторонней автоблокировкой к номеру светофора, установленного для неправильного направления движения, добавляется римская цифра, обозначающая номер пути.

Прикрытия: <направление>П<путь>

Заградительные: З<порядковый номер>

Предупредительные и повторительные: П<номер основного светофора>

Маневровые: М<порядковый номер>

Маневровые светофоры обозначаются буквой «М» с чётным порядковым номером в чётной горловине станции и с нечётным - в нечётной. Обычно номера возрастают от горловины к оси станции, но это не является жёстким требованием.

Горочные: Г<путь надвига>

Светофоры, применяемые в устройствах А и Т, различаются по назначению в зависимости от места установки.

Входной – разрешает поезду зайти на станцию, устанавливается на границе станции и перегона.

Выходной – разрешает поезду выехать со станции на перегон, устанавливается в конце приемо-отправочного пути.

Маршрутный – разрешает поезду проследовать из одного района станции в другой.

Нормальное сигнальное показание перечисленных сигналов (в свободное от поездов время) – красный.

Повторительный – устанавливается на станции с плохими условиями видимости выходного сигнала из-за кривой. Нормально погашен и сигнального значения не имеет, загорается зеленым при разрешающем показании выходного светофора.

Маневровый - разрешает маневровое передвижение по станции, нормальное сигнальное показание – синий.

Горочный – устанавливается на горбу сортировочной горки и регулирует скорость роспуска вагонов.

Проходной – разрешает поезду проследовать с одного блок-участка перегона на другой, устанавливается на границе блок-участков, нормальное сигнальное показание – зеленый.

Предупредительный – проходной сигнал, стоящий перед входным, предупреждает машиниста о показании входного светофора. Нормальное сигнальное показание – желтый.

Заградительный – устанавливается перед переездом, требует остановки поезда при аварии на переезде, нормально погашен.

Локомотивный – устанавливается в кабине локомотива, дублирует показание напольного светофора, к которому приближается поезд.

Видимость сигналов

Световой сигнальный поток путевого светофора, несущий информацию, должен четко и надежно восприниматься человеком. Правила технической эксплуатации железных дорог устанавливают нормы видимости сигналов. Красные, желтые и зеленые сигнальные огни входных, проходных и заградительных светофоров на прямых участках пути должны быть днем и ночью отчетливо различимы в кабине управления локомотива приближающего поезда на расстоянии не менее 1000 м.

На кривых участках показания этих светофоров должны быть отчетливо различимы на расстоянии не менее 400 м.

В сильно пересеченной местности (горы, глубокие выемки) допускается видимость перечисленных сигналов на расстоянии менее 400 м, но не менее 200 м.

Сигналы выходных и маршрутных светофоров главных путей должны быть отчетливо различимы на расстоянии не менее 400 м, выходных и маршрутных светофоров боковых путей, а также маневровых светофоров – на расстоянии не менее 200 м.

Видимость сигнальных огней светофоров периодически проверяется. Проверку осуществляет электромеханик совместно с электромонтером в дневное время с пути после каждой замены светофорных ламп. Видимость пригласительного сигнала проверяется 1 раз в месяц при месячном осмотре.

Старший электромеханик 1 раз в месяц с локомотива совместно с машинистом проверяет дневную видимость светофоров и зеленых светящихся полос по главным путям перегонов и станций, а результаты проверки видимости оформляет актом.

Сигнальные показания светофоров

Сигнальные показания светофоров независимо от места их установки имеют следующие значения.

(один зеленый) – разрешает поезду проследовать данный светофор

сустановленной скоростью (максимальной для данного участка), следующий сигнал открыт.

(один желтый – разрешает поезду проследовать данный светофор

мигающий) с установленной скоростью, следующий сигнал открыт, но требует уменьшение скорости, поскольку после следующего светофора поезд пойдет с отклонением по стрелкам.

(один желтый) – разрешает поезду проследовать данный светофор с уменьшенной скоростью, следующий сигнал закрыт.

(два желтых, - разрешает поезду проследовать данный светофор

один мигающий) со скоростью не выше 40-50 км/час, поскольку после данного сигнала поезд пойдет с отклонением по стрелке с маркой крестовины 1/11, следующий сигнал открыт.

(два желтых) - разрешает поезду проследовать данный светофор

со скоростью не выше 40-50 км/час поскольку после данного сигнала поезд пойдет с отклонением по стрелке с маркой крестовины 1/11, следующий сигнал закрыт.

(красный) -СТОЙ! Запрещается проезжать сигнал.

(лунно-белый

мигающий) - пригласительный, позволяет поезду проследовать на станцию со скоростью не выше 20 км/час, с особой бдительностью, с готовностью остановиться, если встретится препятствие для движения. Используется для приема и отправления поезда при неисправности устройств автоматики, иногда используется с одновременно горящим красным.

Таким образом, каждое сигнальное показание передает машинисту поезда следующие сведения:

а) скорость проезда данного сигнала;

б) маршрут проследования после светофора (по прямой или с отклонением по стрелке);

в) состояние следующего светофора;

г) маршрут проследования после следующего светофора.

Взаимная зависимость сигнальных значений предупредительного, входного, выходных и проходных светофоров представлена на рис.1.7.

Все возможные сигнальные показания светофоров автоматики и телемеханики перечислены в инструкции по сигнализации.