Типы светофоров и их назначение

Типы светофоров. Светофоры можно классифицировать по их функциональному назна- чению транспортные, пешеходные по конструктивному исполнению одно двух- или трехсекционные, трехсекционные с дополнительными - 13 - секциями по их роли, выполняемой в процессе управления движением основные, дублеры и повторители. В приложении 1 показаны некоторые светофоры, применяемые в нашей стране для управления дорожным движением.

В соответствии с ГОСТ 25695-83 Светофоры дорожные. Общие технические условия они делятся на две группы транспортные и пешеходные. Светофоры каждой группы, в свою очередь, подразделяются на типы и разновидности ис- полнения. Имеются семь типов транспортных светофоров и два типа пешеходных. Каждый светофор имеет свой номер. Первая цифра номера означает группу 1 - транспортный светофор, 2 - пешеходный, вто- рая цифра - тип светофора, третья цифра или число - разновид- ность его исполнения.

Транспортные светофоры типа 1 без учета сигналов дополни- тельных секций и типа 2 имеют три сигнала круглой формы диаметром 200 или 300 мм, расположенных вертикально. Как исключение, для светофоров типа 1 допускается горизонтальное расположение сигна- лов. Последовательность расположения сверху вниз слева направо красный, желтый, зеленый. Дополнительные секции применяются только со светофорами типа 1 с вертикальным расположением сигналов и имеют сигнал в виде стрелки на черном фоне круглой формы.

Для лучшего распознавания водителем дополнительной секции особенно в темное время суток на линзе основного зеленого сигна- ла светофора наносят контуры стрел, указывающих разрешенные этим сигналом направления движения. С этой же целью при наличии допол- нительных секций светофор оборудуется белым прямоугольным экраном, выступающим за габариты светофора. Расположение секций зависит от направления стрелки. Для транспортных светофоров типа 2 контуры стрелок, указываю- щих разрешенное запрещенное направление движения, наносят на всех линзах.

При этом в отличие от красного и желтого сигналов зе- леный сигнал светофоров этого типа представляет собой зеленую стрелку на черном фоне. Под светофорами или над ними располагают таблички белого цвета с изображением стрелок, указывающих то же направление, что и контуры стрелок на линзах. Светофоры типа 1 применяются для регулирования всех направле- ний движения на перекрестке. Допускается их использование и перед железнодорожными переездами, пересечениями с трамвайными и трол 14 - лейбусными линиями, сужениями проезжей части и т.д. Светофоры типа 2 применяются для регулирования движения в определенных направле- ниях указанных на линзах стрелками и только в тех случаях, когда транспортный поток в этих направлениях не имеет пересечений или слияний с другими транспортными или пешеходными потоками бесконф- ликтное регулирование.

При достаточно широкой проезжей части с числом полос на подходе к перекрестку более четырех целесообразно светофоры этого типа использовать для регулирования движения по полосам. Специфика использования светофоров типа 2, связанная с бес- конфликтным регулированием, не позволяет их совместную установку со светофорами типа 1 на одном подходе к перекрестку.

Исключение составляет случай, когда транспортные потоки отделены друг от дру- га приподнятыми островками, или разделительными полосами. Таким образом в пределах одной проезжей части водитель должен видеть светофоры одного типа. Транспортные светофоры типа 3 применяются в качестве повтори- телей сигналов светофоров типа 1. По своему внешнему виду они на- поминают светофоры этого типа, однако в отличие от них имеют мень- шие габаритные размеры и диаметры сигналов 100 мм. Если основной светофор типа 1 имеет дополнительную секцию то светофор-повтори- тель также оборудуется дополнительной секцией естественно умень- шенного размера.

Светофоры типа 3 размещают под основным светофором на высоте 1,5-2 м от проезжей части, если затруднена видимость сигналов ос- новного светофора для водителя, остановившегося у стоп-линии.

Све- тофоры этого типа могут применяться также для управления велоси- педным движением в местах пересечения дороги с велосипедной дорож- кой. В этом случае над ними укрепляют табличку белого цвета с изображением символа велосипеда. Транспортные светофоры типа 4 применяют для управления въез- дами на отдельные полосы движения. Такая необходимость возникает, например, при организации реверсивного движения. Светофоры этого типа устанавливают над каждой полосой в ее начале.

Они имеют гори- зонтальное расположение сигналов слева - в виде косого красного креста справа - в виде зеленой стрелки, направленной острием вниз. Оба сигнала выполняются на черном фоне прямоугольной формы. Габаритные размеры каждого символа 450 500 мм 15 - Светофоры типа 4 могут применяться со светофорами типа 1, ес- ли реверсивное движение организовано не по всей ширине проезжей части.

В этом случае действие светофоров типа 1 не распространяет- ся на полосы с реверсивным движением. Запрещается въезд а полосу, ограниченную с обеих сторон двойной прерывистой линией разметка 1.9, при отключенном светофоре типа 4, расположенного над этой полосой. В противном случае возникает возможность выезда навстречу движения например, при перегорании ламп красного сигнала одного из светофоров полосы. Транспортный светофор типа 5 имеет четыре сигнала бело-лунно- го цвета круглой формы диаметром 100 мм. Подобный светофор приме- няют в случае бесконфликтного регулирования движения транспортных средств общего пользования трамваев, маршрутных автобусов, трол- лейбусов, движущихся по специально выделенной полосе.

Однако даже в этих случаях необходимость в установке светофоров типа 5 нередко отпадает схема организации движения на перекрестке обеспечивает бесконфликтный пропуск транспортных средств указанных видов вместе с общим потоком, и светофоры типа 5 лишь повторяют значения сигна- лов светофоров типа 1 или 2. При отсутствии специально выделенных полос для транспортных средств общего пользования или возможности их бесконфликтного про- пуска применение светофоров типа 5 становится бессмысленным.

Уп- равление движением осуществляется светофорами типа 1 или 2. Транспортные светофора типа 6 имеют два реже один красный сигнал круглой формы диаметром 200 или 300 мм, расположенных гори- зонтально и работающих в режиме попеременного мигания. При разре- шении движения транспортных средств сигналы выключаются.

Светофоры этого типа устанавливаются перед железнодорожными переездами, раз- водными мостами, причалами железнодорожных переправ, в местах вы- езда на дорогу транспортных средств спецслужб. Светофор типа 7 имеет один сигнал желтого цвета, постоянно работающий в режиме мигания. Его применяют на нерегулируемых пе- рекрестках повышенной опасности. Транспортные светофоры типа 8 имеют два расположенных верти- кально сигнала красного и зеленого цветов круглой формы диаметром 200 и 300 мм. Их применяют при временном сужении проезжей части, когда организуют попеременное движение по одной полосе, а исполь- зование для этих целей знаков приоритета затруднено в силу ограни 16 - ченной видимости на этом участке дороги.

Кроме этого, светофоры типа 8 применяют также для управления малоинтенсивным движением на внутренних территориях гаражей, предприятий и организаций, где, как правило, введены ограничения скорости. В перечисленных случаях допускается и использование наиболее распространенных светофоров типа 1, однако светофоры типа 8, отличающиеся от них отсутствием желтого сигнала, указывают на специфику условий движения.

Пешеходные светофоры имеют два вертикально расположенных сиг- нала круглой или квадратной формы с диаметром круга или стороной квадрата 200 или 300 мм. Верхний сигнал - красный силуэт стоящего пешехода, нижний - зеленый силуэт идущего пешехода. Оба силуэта выполняются на черном фоне. Согласно ГОСТ 23457-86, пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы на управляемом светофорами перекрестке.

При этом, если не обеспечен бесконфликтный пропуск пешеходов, зеленый сигнал должен работать в мигающем режиме, предупреждая пешеходов и водителей о возможности просачивания транспортных средств через пешеходные потоки. Для всех типов светофоров при наличии двух вариантов сигнала 200 или 300 мм светофоры с большим размером сигнала устанавлива- ют на магистральных улицах и площадях, на дорогах с максимально допустимой скоростью движения более 60 кмч, а также при неблагоп- риятных условиях видимости.

Таким образом обеспечивается лучшее восприятие сигналов участниками движения. Кроме этого, увеличенные размеры сигналов подчеркивают характер дороги, на которой находит- ся водитель. С этой же целью перед пересечениями с указанными до- рогами со стороны, где были светофоры с диаметром сигнала 200 мм, устанавливают светофор с увеличенным диаметром 300 мм красного сигнала. 3.3.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Организация движения: Технические средства светофорного регулирования

Рост ав- томобильного парка и объема перевозок ведет к увеличению интенсив- ности движения, что в условиях городов с исторически сложившейся… Особен- но остро она проявляется в узловых пунктах улично-дорожной сети. Здесь… Переменный режим движения, частые остановки и скопления авто- мобилей на перекрестках являются причинами повышенного…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Утвержден и введен в действие

Постановлением Госстандарта СССР

от 29 декабря 1991 г. N 2307

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СВЕТОФОРЫ ДОРОЖНЫЕ

ТИПЫ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Road traffic signals . Types. Basic parameters

ГОСТ 25695-91

Группа Д 28

ОКП 52 1620

Дата введения

1 января 1993 года

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. Разработан и внесен Министерством внутренних дел СССР.

Разработчики: М.Б. Афанасьев, канд. техн . наук; Ю.Д. Шелков, канд. техн . наук; В.Е. Верейкин , канд. техн . наук (руководитель темы); В.В. Степанов.

2. Утвержден и введен в действие Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 29.12.1991 N 2307.

3. Срок проверки - 1998 г., периодичность проверки - 5 лет.

4. Стандарт полностью соответствует требованиям Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 г.) и Европейскому соглашению, дополняющему эту Конвенцию (Женева, 1971 г.).

5. Взамен ГОСТ 25695-83.

6. Ссылочные нормативно-технические документы

──────────────────────────────────────────────┬───────────────────

──────────────────────────────────────────────┼───────────────────

ГОСТ 11946-78│2.10

ГОСТ 23457-86│1.1

7. Издание (сентябрь 2001 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июле 1996 г. (ИУС 10-96).

Настоящий стандарт распространяется на светофоры дорожные (далее - светофоры), предназначенные для регулирования движения транспортных средств и пешеходов.

Требования п. 2.9 настоящего стандарта являются рекомендуемыми, остальные требования являются обязательными.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ СВЕТОФОРОВ, ВИДЫ И РАСПОЛОЖЕНИЕ ИХ СИГНАЛОВ

1.1. Стандарт устанавливает две группы светофоров по назначению:

Т - транспортные;

П - пешеходные.

В каждой группе светофоры делятся на типы и исполнения в соответствии с Приложением 1. Применение светофоров - по ГОСТ 23457.

1.2. Светофорам присвоены индексы, в которых первая буква соответствует группе, цифра - типу светофора, последующие буквы - его исполнению (при наличии). Последующие буквы имеют следующие значения:

п - исполнение с правой дополнительной секцией;

л - исполнение с левой дополнительной секцией;

пл - исполнение с правой и левой дополнительными секциями;

г - исполнение с горизонтальным расположением сигналов;

ж - исполнение с дополнительным сигналом желтого цвета;

д - исполнение с двойным сигналом.

Пример условного обозначения дорожного светофора транспортного типа 1 с двумя дополнительными секциями:

Светофор Т.1.пл ГОСТ 25695-91

1.3. Изображения и расположения сигналов светофоров, а также их индексы приведены в Приложении 1 (Приложение не определяет конструктивные особенности светофоров).

1.4. Масштабные изображения символов, используемых на рабочей поверхности светофильтров сигналов светофоров, приведены в Приложении 2.

Реальный масштаб изображения символов выбирается в соответствии с конкретными размерами рабочей поверхности светофильтра.

1.5. Конфигурация и ориентация стрелок на светофильтрах сигналов светофоров Т.1.п , Т.1.л, Т.1.пл, Т.2, Т.3.п, Т.3.л должны соответствовать регулируемому направлению (направлениям) движения транспортных средств. Число указываемых на одном светофильтре направлений не должно превышать двух.

1.6. При наличии дополнительной секции светофоры должны быть оборудованы экранами белого цвета прямоугольной формы с закругленными краями, выступающими за габариты светофора на 120 мм, или экраном, повторяющим контуры светофора.

2. ПАРАМЕТРЫ

2.1. Цвета светофильтров сигналов светофоров и размеры их рабочих поверхностей по вариантам конструкции светофоров должны соответствовать приведенным в табл. 1, а предельные отклонения размеров - табл. 2.

Таблица 1

────────────┬───────┬─────────────────────────────────────────────

Индексы│Вариант│Сигнал светофора

светофоров │конст - ├─────────┬─────────┬─────────┬────────┬──────

│рукции │ Красный │ Желтый│ Зеленый │Зеленый │Лунно-

│свето- ││││дополни-│белый

│фора││││тельной │

│││││секции│

│├─────────┴─────────┴─────────┴────────┴──────

││Диаметр (габаритные размеры) рабочей

││поверхности светофильтра, мм

────────────┼───────┼─────────┬─────────┬─────────┬────────┬──────

Т.1, Т.2│I│200│200│200│-│ -

│II│300│300│300│-│-

│III│300│200│200│-│-

Т.1.п ,│I│200│200│200│200│-

Т.1.л,│II│300│300│300│300│-

Т.1.пл │III│300│200│200│200│-

────────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼──────

Т.1.г│I│200│200│200│-│-

│II│300│300│300│-│-

────────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼──────

Т.3│I│100│100│100│-│-

────────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼──────

Т.3.п ,│I│100│100│100│100│-

Т.3.л││││││

────────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼──────

Т.4│I│600 х 550│-│600 х 550│-│-

────────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼──────

Т.4.ж│I│600 х 550│600 х 550│600 х 550│-│-

────────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼──────

Т.5│I│-│-│-│-│ 100

────────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼──────

Т.6, Т.6.д │I│200│-│-│-│-

│II│300│-│-│-│-

────────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼──────

Т.7│I│-│200│-│-│-

│II│-│300│-│-│-

────────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼──────

Т.8, П.1│I│200│-│200│-│-

│II│300│-│300│-│-

────────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼──────

Т.9│I│200│200│200│-│-

────────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼──────

Т.10│I│-│-│-│-│ 200

────────────┼───────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────┼──────

П.2│I│200 х 200│-│200 х 200│-│-

│II│300 х 300│-│300 х 300│-│-

Таблица 2

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Диаметр (габаритные размеры) рабочей поверхности светофильтра

─────────────────────────────────┬────────────────────────────────

Номин .│Пред. о ткл .

─────────────────────────────────┼────────────────────────────────

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.2. Расстояния между геометрическими осями светофильтров должны соответствовать указанным в табл. 3.

Таблица 3

────────────────────────────────┬─────────────────────────────────

Диаметр (габаритные размеры)│ Расстояние между геометрическими

рабочей поверхности светофильтра│осями светофильтров

├─────────────────┬───────────────

│Номин .│ Пред. о ткл .

────────────────────────────────┼─────────────────┼───────────────

100│О т 140 до 210│+10

200, 300│323│+12

600 х 550│600│-100

Примечание. В одном светофоре должно использоваться только одно значение номинального расстояния между геометрическими осями светофильтров.

2.3. Отклонение линейных размеров символов на светофильтрах не должно превышать +/- 1% от величин, определенных по масштабному изображению.

2.4. Координаты цветности сигналов, определяемые в стандартной колориметрической системе МКО 1931 г., должны соответствовать указанным в табл. 4 и на черт. 1.

Таблица 4

───────────────┬─────────────┬────────────────────────────────────

Цвет сигнала│ Обозначение │ Координаты цветности угловых точек

│координат│цветовых областей

│├────────────────────────────────────

││Угловые точки

│├───────┬─────────┬─────────┬────────

││1│2│3│4

Красный│х│ 0,670 │0,680│0,710│ 0,700

│у│ 0,320 │0,320│0,290│ 0,290

───────────────┼─────────────┼───────┼─────────┼─────────┼────────

Желтый│х│ 0,546 │0,560 │0,618│ 0,612

│у│ 0,426 │0,440│0,382│ 0,382

───────────────┼─────────────┼───────┼─────────┼─────────┼────────

Зеленый│х│ 0,028 │0,008│0,321│ 0,228

│у│ 0,385 │0,720│0,493│ 0,351

───────────────┼─────────────┼───────┼─────────┼─────────┼────────

Лунно-белый│х│ 0,285 │0,440│0,440│ 0,285

│у│ 0,332 │0,432│0,382│ 0,264

Границы цветовых областей для световых сигналов

Черт. 1

2.5. Коэффициенты пропускания светофильтров должны соответствовать указанным в табл. 5.

Таблица 5

───────────────────────────┬───────────┬────────────┬─────────────

Цвет сигнала│Красный │Желтый│Зеленый

───────────────────────────┼───────────┼────────────┼─────────────

Коэффициент пропускания,│10│20│12

не менее, %│││

2.6. Осевая сила света сигналов светофоров должна соответствовать указанной в табл. 6.

Таблица 6

──────────────┬───────────────────────────────────────────────────

Цвет сигнала │Осевая сила света сигнала, кд, не менее

├────────────────────────────────────────┬──────────

│транспортных светофоров типов│пешеходных

├──────────────────────┬─────┬─────┬─────┤светофоров

│1, 2, 6, 7, 8, 10│3│5│9│

──────────────┼──────────────────────┼─────┼─────┼─────┼──────────

Красный│200│ 15│-│ 50│50

Желтый│300│ 20│-│ 70│-

Зеленый│200│ 15│-│ 50│50

Лунно-белый│200│-│25 │-│-

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.7. Светораспределение сигналов транспортных светофоров с диаметром светофильтров-рассеивателей 200 и 300 мм должно соответствовать табл. 7.

Типы светофоров и виды световых сигналов, используемых в них

6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

Комментарии

Светофор – оптический прибор, несущий в себе световую информацию. Он предназначен для регулирования движение автомобилей, двухколесных транспортных средств, речного транспорта, трамваев, поездов и пешеходов. Таким образом, сфера применения светофоров довольно широка. Они применяются там, где есть необходимость в организации движения как транспортных средств, так и пешеходов.

Существуют международные стандарты для цветовых обозначений сигналов светофоров. Благодаря им человек, сталкивающийся с действием светофоров, сможет интуитивно ориентироваться в дорожных ситуациях в любой стране мира.

Значение сигналов светофора

  • Зеленый сигнал светофора разрешает движение тем участникам дорожного движения, для которых он предназначен (водителям или пешеходам).
  • Желтый сигнал светофора предупреждает водителей о том, что скоро произойдет смена сигнала с зеленого на красный. Чтобы не допустить аварийной ситуации и не создавать помехи движению других транспортных средств, при включении этого сигнала водителям необходимо снизить скорость.
  • Красный сигнал светофора запрещает движение также всем водителям иили пешеходам, которым он предназначен.
  • Бело-лунный сигнал на светофорах в виде буквы «Т» предназначается рельсовым маршрутным транспортным средствам. Он разрешает или запрещает их движение. Значение сигнала светофора зависит от секции, которая горит в данный момент. А именно: светофор разрешает движение в одном из направлений, если зажглась одна или несколько верхних секций и обязательно нижняя. Например, если загорелась верхняя левая и нижняя секции, то разрешено движение налево. Если правая верхняя и нижняя, то направо. Движение запрещено при горящих трех верхних и выключенной нижней секции.

Светофоры с дополнительными секциями

Помимо трех основных, светофоры могут иметь одну или две дополнительные секции. Они расположены на уровне круглого зеленого сигнала. И, как правило, их сигналы имеют форму светящихся стрелок. Разрешенное направление движения указывается горящей зеленой стрелкой. Если она выключена – ехать в данном направлении запрещено.

Ответственность

1. Проезд на красный – штраф 1000 рублей.

Штраф на сумму 1000 рублей выпишут водителю, который не остановился на красный сигнал светофора или стоп-жест регулировщика, если данный случай не упоминается в ст. 12.10 ч. 1 и ст. 12.12 ч. 2 соответствующего кодекса (ст. 12.12 ч. 1 КоАП РФ).

2. Проезд стоп-линии – штраф 800 рублей.

За нарушение ПДД, предусматривающих торможение в обозначенных указателями или линией “Стоп” местах, совместно с игнорированием запрещающего сигнала или аналогичного жеста регулировщика, водителю полагается штраф – 800 руб. (ст. 12.12 ч. 2 КоАП РФ).

3. Случай повторного нарушения

За повторный проезд на красный сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика (за исключением случаев из ст. 12.10 ч. 1 и ст. 12.12 ч. 2) водителю грозит штраф – 5000 руб. или лишение водительских прав на 4-6 месяцев. Данный порядок предусмотрен 3-й частью статьи 12.12 КоАП РФ.

Автомобильные светофоры

Наиболее распространены светофоры с сигналами (обычно круглыми) трех цветов: красного, жёлтого и зелёного. В некоторых странах вместо жёлтого используется оранжевый цвет. Сигналы могут быть расположены как вертикально (при этом красный сигнал всегда располагается сверху, а зелёный - снизу), так и горизонтально (при этом красный сигнал всегда располагается слева, а зелёный - справа). При отсутствии других, специальных светофоров они регулируют движение всех видов транспортных средств и пешеходов. Иногда сигналы светофора дополняют специальным табло обратного отсчёта времени, которое показывает сколько времени ещё будет гореть сигнал. Чаще всего табло обратного отсчёта делают для зелёного сигнала светофора, но в ряде случаев табло отображает и оставшееся время красного сигнала.

Практически повсеместно красный сигнал светофора запрещает движение, жёлтый запрещает выезд на охраняемый светофором участок, но допускает завершение его проезда, а зелёный — разрешает движение. Распространено, но не повсеместно использование сочетания красного и жёлтого сигналов, обозначающее предстоящее включение зелёного сигнала. Иногда зелёный сигнал включается сразу после красного без промежуточного жёлтого, но не наоборот. Детали применения сигналов различаются в зависимости от принятых в той или иной стране Правил дорожного движения.Существуют светофоры из двух секций — красной и зелёной. Такие светофоры обычно устанавливаются на пунктах, где пропуск автомобилей производится в индивидуальном порядке, например, на пограничных переходах, при въезде или выезде с автостоянки, охраняемой территории и т. п.Могут также подаваться мигающие сигналы, смысл которых зависит от местного законодательства. В России и во многих странах Европы мигающий зелёный сигнал означает предстоящее переключение к жёлтому. Автомобили, приближающиеся к светофору с мигающим зелёным сигналом, могут принять меры к своевременному торможению, чтобы избежать выезда на охраняемый светофором перекрёсток или переход на запрещающий сигнал. Мигающий жёлтый сигнал требует снизить скорость для проезда перекрёстка или пешеходного перехода как нерегулируемого (например, в ночные часы, когда регулирование не требуется из-за низкой интенсивности движения). Иногда для этих целей применяются специальные светофоры, состоящие из мигающей одной или попеременно мигающих двух жёлтых секций.

Стрелки и стрелочные секции

На светофорах могут быть дополнительные секции в виде стрелок или контуров стрелок, регулирующие движение в том или ином направлении. Правила таковы:

  • Контурные стрелки на красном (жёлтом, зелёном) фоне — это обычный светофор, действующий только в заданном направлении.
  • Сплошная зелёная стрелка на чёрном фоне разрешает проезд, но не даёт преимущества при разъезде .

В некоторых городах на светофорах встречаются «всегда горящие» зелёные секции, выполненные в виде таблички с зелёной стрелкой. Они сигнализируют о том, что поворот направо разрешён и на красный.

Светофор с мигающим красным сигналом

Красный мигающий сигнал (как правило, на светофорах с мигающей одной или попеременно мигающими двумя красными секциями) используется для ограждения пересечений с трамвайными линиями при приближении трамвая, мостов при разводке, участков дорог вблизи взлётно-посадочных полос аэропортов при взлёте и посадке самолётов на опасной высоте. Эти светофоры аналогичны тем, что используются на железнодорожных переездах (см. ниже).

Светофор, устанавливаемый на железнодорожных переездах

Состоит из двух горизонтально расположенных красных фонарей и, на части переездов, одного фонаря лунно-белого цвета. Белый фонарь расположен между красными, ниже или выше соединяющей их линии. Значение сигналов следующее:

  • два попеременно мигающих красных фонаря — движение через переезд запрещено; данный сигнал обычно сопровождается звуковой сигнализацией (звонком);
  • мигающий белый фонарь означает, что техническая система переезда находится в исправности. Так как он не горит, когда переезд закрыт или закрывается, бело-лунный фонарь часто неправильно считают разрешающим сигналом.

Реверсивный светофор

Для регулирования движения по полосам проезжей части (особенно там, где возможно реверсивное движение), применяют специальные светофоры контроля полосы (реверсивные). В соответствии с Венской конвенцией о дорожных знаках и сигналах такие светофоры могут иметь два или три сигнала:

  • красный Х-образный сигнал запрещает движение по полосе;
  • зеленая стрелка, направленная вниз, разрешает движение;
  • дополнительный сигнал в виде диагональной желтой стрелки информирует о смене режима работы полосы и указывает направление, в котором её необходимо покинуть.

Светофоры для маршрутных транспортных средств

Для регулирования движения маршрутных транспортных средств (трамваев, автобусов, троллейбусов) используют специальные светофоры, вид которых отличается от страны к стране.

В России Правилами дорожного движения предусмотрено использование Т-образного светофора с «четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета ». Верхние сигналы используются для указания разрешенных направлений движения (налево, прямо, направо), а нижний — разрешает начало движения. Также в последние годы в тех случаях, когда направление движения маршрутных транспортных средств только одно, или для всех направлений движение разрешается всегда одновременно, применяют иногда светофор в виде обычной одиночной круглой секции со светящейся буквой «Т» желтого цвета, разрешающий движение, когда освещен, и запрещающий, когда не освещен.В Швейцарии для этой цели используется одиночный сигнал оранжевого цвета (включенный постоянно или мигающий).В странах Северной Европы используются светофоры с тремя секциями, совпадающими по расположению и назначению со стандартными светофорами, но имеющими белый цвет и форму знаков: «S» — для сигнала, запрещающего движение, «—» — для предупреждающего сигнала, стрелка направления движения — для разрешающего сигнала.Также существуют светофоры на трамвайных станциях (конечных) — то есть вне автомобильных дорог, имеющие по 2 секции — красную и зеленую. Они служат для указания порядка отправления трамвайных поездов с разных путей станции.Не существует международного стандарта для светофоров для маршрутных транспортных средств, и они могут сильно отличаться даже в соседних странах. В качестве примера ниже приводятся сигналы таких светофоров в Бельгии и Нидерландах:


Разрешается движение прямо Разрешается движение налево

Разрешается движение направо Разрешается движение во всех направлениях (аналогично зелёному сигналу автомобильного светофора) Движение запрещается, за исключением тех случаев, когда для остановки требуется экстренное торможение (аналогично жёлтому сигналу автомобильного светофора) Движение запрещается (аналогично красному сигналу автомобильного светофора)
Из-за своего специфического вида нидерландский светофор получил прозвище negenoog, то есть «девятиглаз».

Светофор для пешеходов

Такие светофоры регулируют движение пешеходов через пешеходный переход. Как правило, он имеет два вида сигналов: разрешающий и запрещающий. Обычно для этой цели используют соответственно зелёный и красный свет. Сами сигналы имеют различную форму. Чаще всего используют сигналы в виде силуэта человека: красный — стоящего, зелёный — идущего. В США красный сигнал часто выполняют в виде силуэта поднятой ладони (жест «стоп»). Иногда используют надписи «стойте» и «идите» (в английском языке «stop» и «walk», в других языках — аналогично).
На оживленных магистралях устанавливают, как правило, автоматически переключающиеся светофоры. Но часто применяется и вариант, когда светофор переключается после нажатия специальной кнопки и разрешает переход в течение определенного времени после этого.Современные светофоры для пешеходов дополнительно оборудуют также звуковыми сигналами, предназначенными для слепых пешеходов, а иногда и табло обратного отсчёта времени.Во времена существования ГДР сигналы светофора для пешеходов имели оригинальную форму маленького «светофорного» человечка (нем. Ampelmännchen ). В Саксонии такие светофоры ставят по сей день.В отсутствие пешеходного светофора пешеходы руководствуются показаниями автомобильного светофор

Светофор для велосипедов

Для регулирования движения велосипедов иногда применяют специальные светофоры. Это может быть светофор, сигналы которого выполнены в форме силуэта велосипеда, или обычный трехцветный светофор, снабженный специальной табличкой.

Трамвайный светофор

Трамвайные светофоры предназначены для регулирования движения трамваев. Обычно устанавливаются перед участками с ограниченной видимостью, перед затяжными подъёмами, спусками, на въезде/выезде трамвайных депо, а также перед трамвайными стрелками.Обычно трамвайные светофоры имеют 2 сигнала: красный и зеленый. Устанавливаются в основном либо справа от трамвайного пути, либо по центру над ним выше контактного провода.Основное предназначение трамвайных светофоров состоит в том, чтобы сигнализировать водителям трамваев о занятости следующей за светофором части трамвайного пути. Действие трамвайных светофоров распространяется только на трамваи.Светофоры такого типа работают в автоматическом режиме.

Железнодорожный светофор

Железнодорожные светофоры предназначены для регулирования движения поездов, маневровых составов, а также регулирования скорости роспуска с сортировочной горки:

  • красный — проезд запрещён;
  • жёлтый — проезд разрешён с ограничением скорости;
  • зелёный — проезд разрешён.

Также светофоры или дополнительные световые указатели могут информировать машиниста о маршруте или как-либо ещё конкретизировать показание.Существует отдельный тип двухцветных железнодорожных светофоров — маневровые, которые подают следующие сигналы:

  • один лунно-белый огонь — разрешается производить манёвры;
  • один синий огонь — запрещается производить манёвры.

Иногда железнодорожный светофор ошибочно называют семафором.

Речные светофоры

Речные светофоры предназначены для регулирования движения речных судов. В основном используются для регулирования прохода судов через шлюзы. Такие светофоры имеют сигналы 2-х цветов — красного и зелёного.Различают дальние и ближние речные светофоры. Дальние светофоры разрешают или запрещают подход судов к шлюзу. Ближние светофоры устанавливаются непосредственно перед и внутри камеры шлюза на правой стороне по ходу движения судна. Они регулируют вход судов внутрь шлюзовой камеры и выход из неё.Следует отметить, что неработающий речной светофор (не горит ни один из сигналов) запрещает движение судов.