Какие виды пешеходных светофоров вы знаете. Урок по ПДД с применением ИКТ "Светофор. Виды светофоров. Назначение для пешеходов и водителей" (2-й класс)

ПЛАН

Назначение и классификация светофоров, требования ПТЭ

Цели урока:

    Образовательная – обеспечить закрепление знаний по темам, изученным на предыдущем уроке: «Аппаратура электропитания», проконтролировать степень усвоения основных знаний по вышеназванной теме, обеспечить усвоение знаний по теме «Назначение и классификация светофоров. Требования ПТЭ».

    Развивающая – сформировать навыки профессионального мышления.

    Воспитательная – воспитывать ответственность за свои действия и поступки.

Тип урока: комбинированный

Обеспеченность урока: компьютеры, мультимедиа-проектор, программа «Ожившие сигналы».

Межпредметные связи: физика, Станции и узлы.

Время: 2 часа

    Организационный момент.

    Тестирование по теме «Аппаратура электропитания».

    Изложение нового материала:

    1. Функции светофоров. Основные сигнальные показания.

      Классификация светофоров.

      Требования ПТЭ к светофорам.

    Закрепление материала – работа в программе «Ожившие сигналы».

    Задание на дом: учебник Л.А. Кондратьева, О.Н. Ромашкова «Системы регулирования

движения на ж.д. транспорте» с. 31-37.

Мои док., Курсы, VTS 06 1

СВЕТОФОРЫ

1.Назначение и функции светофоров.

Светофоры служат для четкой организации движения поездов и маневровой работы и для обеспечения безопасности движения.

Основными цветами, применяемыми на железнодорожном транспорте в светофорах, являются:

–зеленый (один) - разрешается движение с установленной скоростью, следующий светофор открыт

–желтый (один) - разрешается движение с уменьшенной скоростью с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

–один желтый мигающий - разрешается движение с установленной скоростью, следующий светофор открыт и требует проследования с уменьшенной скоростью.

–два желтых – разрешается движение с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего светофора, следующий светофор закрыт; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу;

–два желтых, верхний из них мигающий – разрешается движение с уменьшенной скоростью, следующий светофор открыт; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу;

–красный – проезд запрещен.

Для маневровой работы:

–лунно-белый – разрешается маневровое движение

При неисправностях светофора -

–лунно-белый мигающий пригласительный огонь – разрешается движение со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для движения.

2. Классификалия светофоров. (По программе Ожившие сигналы)

По назначению:

1. входные – разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию

2. выходные – разрешающие или запрещающие поезду отправится со станции на перегон

3. проходные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка на другой.

4. маршрутные – разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой.

5. предупредительные – предупреждающие о показаниях основного светофора.

6. повторительные – для оповещения о показаниях входного, маршрутного и др. светофоров, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается.

7. светофоры прикрытия – для ограждения места пересечения ж.д. с др. видами дорог в одном уровне.

8. заградительные – требуют остановки при опасности для движения; при ограждении составов на станциях.

9. маневровые – разрешающие или запрещающие производство маневров.

10. горочные – разрешающие или запрещающие роспуск состава с горки.

11. локомотивные – устанавливаются в кабине машиниста; запрещают или разрешают поезду следовать по перегону, предупреждая машиниста о показаниях путевого светофора, к которому приближается поезд.

По конструкции:

1. мачтовые – проходные на перегонах, входные, выходные с главных путей, выходные с боковых, по которым предусмотрен безостановочный пропуск.

2. карликовые

3. консольные - где по условиям габарита нельзя установить светофор в междупутье

По устройству оптической системы:

1.линзовый

2.прожекторный.

Уроки по ПТЭ, ИСИ, ИДП

Общие требования к сигналам

3.Требования ПТЭ к светофорам

К видимости:

1. Входные, проходные заградительные и прикрытия должны быть видны с расстояния не менее 1000 м на прямых участках

2. Те же светофоры на кривых участках – не менее 400 м

3. Те же светофоры в сильно пересеченной местности менее 400 м, но не менее 200 м.

4. Выходные и маршрутные главных путей - не менее 400 м.

5. Выходные и маршрутные боковых путей маневровые и пригласительный огонь – не менее 200 м.

К расстоянию:

Расстояние между светофорами при АБ должно быть не менее длины тормозного пути.

На линиях, где видимость сигнала менее 400 м, расстояние между светофорами должно быть не менее 1000 м.

К установке:

Светофоры устанавливаются с правой стороны по направлению движения или над осью пути.

Светофоры должны устанавливаться так, чтобы подаваемые ими сигналы нельзя было принимать с поезда за сигналы, относящиеся к смежным путям.

Уроки по ПТЭ, ИСИ, ИДП

Сооружения и устройства сигнализации, связи и ВТ

Видимость сигналов

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Средства регулирования дорожного движения


План

    Введение 3

    Светофор 3

    Сигналы светофора 3

    Виды светофоров 6

    Регулировщики 8

    Радиолокационный измеритель скорости 9

    Список используемой литературы 13

Введение


Промышленное производство, строительная индустрия, сельское хозяйство торговля, в настоящее время не могут фунциклировать и развиваться без автомобильного транспорта. При современном росте автомобильных потоков, возникает вопрос об автоматизации регулирования дорожного движения. В настоящее время для регулирования транспортных потоков широко используются светофоры. На данный момент это основное средство регулирования дорожного движения. Светофоры являются достаточно надежным средством обеспечения безопасности на дороге если беспрекословно соблюдать его сигналы. Но Россия есть Россия и как это не странно звучит, нет в России такого водителя который никогда не нарушал правил дорожного движения, и нередки случаи дорожно-транспортных происшествий по вине водителей нарушивших правила проезда регулируемого перекрестка.


Светофор


В настоящее время светофор является самым распространенным прибором для регулирования дорожного движения. Они используются на перекрестках, примыканиях дорог, пешеходных переходах, железнодорожных переездах и во многих других случаях. Светофор сегодня это полностью автоматический, запрограммированный световой прибор. А его предшественники светофоры использовавшиеся много десятилетий назад переключались в ручную, регулировщиком стоявшем непосредственно вблизи места где установлен светофор и по ситуации решал, какой сигнал включать в данный момент. В настоящее время все изменилось, теперь не требуется у каждого светофора ставить регулировщика, но у медали, как известно две стороны, регулировщик решал какой сигнал включить исходя из ситуации, а современные светофоры переключают сигналы автоматически через равный промежуток времени, не зависимо от ситуации сложившейся на перекрестке.

Поскольку именно они наиболее часто встречаются на дорогах города, необходимо знать какие виды светофоров существуют, для чего они предназначены и что обозначают те или иные сигналы.

Сигналы светофора

В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-воздушного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

Зеленый сигнал разрешает движение;

Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

Желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

Желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

Красный сигнал , в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
____________________________
Вместо красных и желтых стрелок в том же значении могут использоваться круглые красные и желтые сигналы с нанесенными на них черными контурными стрелками.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.

При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы "Т". Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний - прямо, правый направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.

Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).


Виды светофоров

С дополнительной секцией

С
вертикальным расположением сигналов



С горизонтальным расположением сигналов

Для регулирования движения в определенных направлениях

Для регулирования движения трамваев и других маршрутных транспортных средств


Для регулирования движения на территориях предприятий и организаций и в местах сужения проезжей части

Для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов

Для регулирования движения через железнодорожные переезды

Реверсивные

Светофоры для велосипедистов

Пешеходные светофоры


Регулировщики


На некоторых сложных дорожных развязках, при выполнении дорожных работ или при других непредвиденных обстоятельствах, например ДТП, требуется регулировать движение в зависимости от обстановки чтобы не было заторов на дороге. В таких случаях светофор не поставишь, так как это временные явления, в таких случаях требуется регулировать движение с оценкой обстановки и немедленным реагированием на происходящее, а для этого нужен человек – регулировщик.

Прошло то время, когда регулировщики стояли на перекрестках, теперь для этого пользуются светофорами. Регулировщики в наше время встречаются все реже и реже и только там где без них не обойтись. Но поскольку они еще встречаются на дорогах то каждый водитель должен знать и выполнять его требования.

Для регулирования движения регулировщик использует:


Жезл регулировщика Диск с красным световозвращателем


Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
Руки вытянуты в стороны или опущены:
со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
Правая рука вытянута вперед:
со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
Рука поднята вверх:
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.

Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.

При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика, водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 5.33), а при ее отсутствии:
на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятия регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно - остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

    Радиолокационный измеритель скорости

    Радиолокационный измеритель скорости (Радар) также относится к автоматизированным системам регулирования транспортных потоков. Он позволяет контролировать скорость движения автомобиля. Существует прибор способный засечь радар на расстоянии и сообщить водителю, который при этом снижает скорость до ограничения, что позволяет уменьшить количество нарушений Правил, а следовательно повысить безопасность движения.

    Радар излучает электромагнитный сигнал, который отражается от металлических объектов. Отраженный сигнал снова принимается радаром. Если объект движется, то частоты излученного и отраженного сигналов отличаются. По разнице частот радар определяет величину скорости объекта.

    Существует несколько диапазонов частот, в которых разрешена работа дорожных радаров. Эти диапазоны определены международными соглашениями. В России решение о выделении тех или иных частот для любых целей принимается Государственным Комитетом по Радиочастотам (ГКРЧ). В мире наибольшее распространение получили 4 диапазона частот для дорожных радаров:

    Х-диапазон (10.525 ГГц +25 МГц),
    К-диапазон (24.15 ГГц + 100 МГц),
    Ка-диапазон (33.4ГГц - 36.0ГГц),
    La - лазерный диапазон.

    В России разрешены только три из них: Х, К и La - диапазоны.

На практике дальность обнаружения зависит от многих условий: рельефа дороги, погодных условий, точности наведения радара инспектором ДПС. Дождь, снег, туман заметно снижают дальность обнаружения. Максимальная дальность, на которой радар обеспечивает измерение скорости цели может достигать 500-800 метров. ГОСТ определяет дальность радара в 300 метров, не менее. Это означает только то, что радар не способный определить скорость цели на расстоянии в 300 м., не может пройти поверку и быть использованным в эксплуатации. Из данного требования вовсе не следует запрет на использование радара на расстояниях более или менее 300 метров. Кроме того, следует иметь ввиду, что в случае измерения скорости радаром, требования по точности выполняются независимо от расстояния до цели.

В ряде стран (например, в Германии) в целях безопасности движения дорожная полиция устанавливает на наиболее опасных участках так называемые ложные радары - устройства, имитирующие сигнал радара. При срабатывании радар-детектора водители снижают на таких участках скорость, что снижает аварийность.

Различные варианты системы Safety Alert применяются для предупреждения водителей о возможных опасностях на дорогах (аварии, ремонтные работы, движение специальных транспортных средств и т.п.). Применяются радиомаяки излучающие специальный радиосигнал, который может распознаваться радар-детектором, оснащенным системой Safety Alert. В России распространения не имеет.

Применяются как отечественные (Барьер, Сокол, ИСКРА-1), так и импортные (ENFORCER, SpeedGun, PYTHON) радары. Большинство применяемых в России радаров работают в Х-диапазоне. Однако в современных приборах применяются и другие диапазоны. Так, радар ИСКРА-1 использует К-диапазон, причем его технические особенности резко снижают эффективность применения импортных супергетеродинных радар-детекторов.

Некоторые типы радаров позволяют проводить измерение скорости с движущегося патрульного автомобиля. При этом информацию о собственной скорости патрульного автомобиля радар получает из отраженного от дороги сигнала. Радары "ИСКРА-1" Д имеют возможность работать в движении по встречным или попутным целям, измеряя скорость в направлении движения патрульной автомашины (через ветровое стекло) или в направлении, обратном движению патрульной автомашины (через заднее стекло).

Многие типы радаров позволяют производить замеры скорости короткими импульсами (выстрелами). Обычно такие выстрелы делают при непосредственном приближении автомобиля, что затрудняет применение радар-детекторов.

Многие используемые радары могут работать как в автоматическом, так и в импульсном режиме. При импульсном режиме работы радару необходимо некоторое время (около сек), чтобы зафиксировать скорость. В течение этого времени радар делает несколько замеров, и выдает значение скорости на дисплей только, если соседние замеры не сильно отличаются. В противном случае длительность сигнала увеличивается вдвое до получения стабильного результата. Если же и в этом случае результаты измерений в серии отличаются, все начинается сначала. При достаточном запасе чувствительности радар-детектора, весьма вероятно принять сигнал от выстрела, сделанного по впереди идущему автомобилю. При этом радар-детектор должен иметь высокое быстродействие.

Как только радар зафиксировал превышение скорости, включается таймер. Его показания служат для предъявления нарушителю доказательств, что на радаре именно его скорость, а не замер столетней давности. Время работы таймера ограничено 10 мин.

Современные модели радаров имеют возможность селекции целей по направлению движения (встречные, попутные) с соответствующей индикацией. При проведении измерений под углом, радар может выдать заниженные показания, причем ошибка тем больше, чем под большим углом произведен замер. Почему некоторые импортные радар-детекторы (Cobra, Whistler и другие) не могут корректно реагировать на сигнал радара серии "Искра" ? Дело вовсе не в том, как считают многие, что "ИСКРА" работает в К-диапазоне. Cobra и Whistler этот диапазон эффективно обнаруживает. Проблема в том, что эти приборы имеют хорошую схему помехозащищенности, основанную на принципе фильтрации коротких импульсов. Проще говоря, радар-детектор "видит" сигнал ИСКРЫ, но считает его помехой и не выдает информации об этом сигнале.


Список используемой литературы


Похожие рефераты:

Устройство контроля и запирания стрелок и семафорных переводных станков - стрелочные замки системы Мелентьева. Системы Наталевича: контроль правильности приготовления маршрута и запирание стрелок замками Мелентьева. Недостатки и достоинства системы.

Характеристика основных направлений воспитательной работы с водителями по обеспечению безопасности движения. Анализ последовательности действий при оказании доврачебной помощи при ДТП. Обзор механических транспортных средств. Понятие адаптации зрения.

Комплексное тестовое задание по правилам дорожного движения. Тесты включают в себя вопросы по общим положениям, дорожным знакам и разметкам, правила обгона и проезда перекрестков и др. Также имеется паспорт ответов на тестовые задания по дисциплине.

Лекция №2 Основные обязанности работника это бесперебойное обслуживание производственных обучений и производственных цехов при безусловном обеспечении безопасности работающих.

Условия включения внешних световых приборов в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости. Включение дальнего света фар. Ослепление водителя. Габаритные, стояночные фонари и противотуманные фары. Сигналы торможения. Знак автопоезда.

Цели урока:

  1. Формировать у учащихся знания о назначении светофора, о видах светофора их значении в дорожном движении; знакомство учащихся с сигналами транспортного и пешеходного светофоров;
  2. Воспитывать нравственные качества и интерес к изучению ПДД;
  3. Развивать внимание и внимательность.

Оборудование: модели светофоров (показ презентации – у автора), дорожные знаки, кроссворд.

Литература: учебник «Азбука дорожной науки» 2 класс, стихи: Я. Пишумов «Регулировщик» и др; С.Михалков «Бездельник светофор»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

– Мы с вами разгадаем кроссворд, вспомним понятия с которыми мы знакомились на прошлых уроках и узнаем тему урока.

По горизонтали:

  1. 1.Как называются люди, которые находятся на дороге, но не в транспорте и не выполняют на ней работу? (пешеход)
  2. 2.Человек, управляющий каким-либо транспортным средством (водитель)
  3. Как называется место пересечения дорог и улиц? (перекресток)
  4. 4. Как называется любая используемая для движения улица, проспект, включающая тротуары, обочины? (дорога)
  5. 5. Чем освещают дороги автомобили? (фары)
  6. 6. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов? (тротуар)
  7. 7.Человек, который регулирует движение на перекрестке и дорогах? (регулировщик)
  8. 8. Место ожидания транспорта? (остановка)

– Какое слово получилось по вертикали? (светофор)

3. Сообщение темы и целей урока.

– Мы поговорим о светофорах, об их видах, какие бывают светофоры. Но, обратите внимание, в кроссворде встретилось слово регулировщик.

4. Работа над новым материалом.

1)– Кто такой регулировщик? (человек, который управляет движением на дороге, перекрестке)

Чтение стихотворения « Регулировщик» Я. Пишумов (читает ученик):

Посмотрите:
Постовой!
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали, вы видали?
Все машины ловко встали,
Дружно встали в три ряда.
И не едут никуда.
Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой
Как волшебник – постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.

– У нас тоже есть свой регулировщик (переодетый ученик). А что у него в руке? (….)

– Это специальная палочка, называется жезл, белая с черными полосками. Ночью используют жезл со светящимся кругом на конце. Регулировщик показывает нам сигналы. Какие сигналы, ответим хором (красный, желтый, зеленый).

Ученик-регулировщик показывает сигналы, ученики отвечают.

– Если регулировщик стоит повернувшись к тебе грудью или спиной, его поза означает «Путь закрыт!» Это означает…..(красный цвет светофора)

– Если регулировщик стоит с поднятым вверх жезлом, его поза означает «Внимание! Выходить на перекресток запрещено, надо подождать моего разрешения». Это означает…….(желтый)

– Если регулировщик стоит к тебе боком в положении «смирно» «путь открыт, переходи улицу!» Это означает……(зеленый)

– Спасибо тебе, регулировщик. Ребята, кого же надо слушаться, если есть и светофор и регулировщик? (регулировщика, потому что светофор действует автоматически, он может сломаться, а обстановка на дороге требует вмешательства человека).

2) Стихотворение о светофоре (читает ученик):

С виду грозный и серьезный, –
Очень важный светофор.
С перекрестка, с перекрестка
На меня глядит в упор.
Все, что хочет он сказать,
Я умею, я умею по глазам его читать,
Различать ты должен ясно
Цвет зеленый, желтый, красный.

Учитель прикрепляет на доску слово – СВЕТОФОР .

– Почему светофор называют светофором?

– Светофор состоит из двух слов СВЕТ и ФОР (от греческого форос – носитель, несущий). Значит, светофор – носитель света.

3) Инсценировка «Бездельник светофор» С.Михалков (см. в приложении ).

– Для чего нужны светофоры?

– Светофор управляет движением на дорогах. Повинуясь его сигналам пешеходы могут переходить улицы и перекрестки, не мешая движению. Сигналы светофора помогают водителю избежать аварий. Их устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и железнодорожных переездах.

4) – Сейчас мы познакомимся с видами светофоров. По ходу рассказа показ презентации (если дети могут назвать виды светофора, то они рассказывают сами).

– Светофоры делятся:

– Чаще всего какие светофоры можно встретить? (3-секционные, с вертикальным расположением сигналов).

– О том, что «говорит» пешеходу каждый свет мы узнаем из стихотворения (читает ученик)

Вот сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Красный свет нам говорит:
«Стой! Опасно! Путь закрыт!»
Желтый свет – предупрежденье
«Жди сигнала для движения».
На зеленый дети могут
Зашагать через дорогу.

– Повторим, что обозначают сигналы светофора?

Красный – движение запрещено!

Желтый – предупреждает о смене сигналов светофора.

Зеленый – разрешает движение транспорта и пешеходов.

5. Физкультминутка.

(движения под музыку «Зеленый свет»)

6. Продолжение работы над новым материалом.

Нужно слушаться без спора
Указаний светофора!
Нужно правила движения
Выполнять без исключения!

1) – Вы никогда не попадете в беду при переходе дороги на перекрестках со светофором, если будете соблюдать следующие правила (каждое правило говорит 1 ученик):

  1. Дождитесь зеленого сигнала светофора!
  2. Убедитесь, что все машины на дороге, которую вы переходите, остановились.
  3. Внимательно посмотрите, нет ли поблизости транспортных средств, сворачивающих на твою дорогу.
  4. Если есть машины, то убедитесь, что они уступают тебе путь.
  5. Дойдя до середины дороги, еще раз убедитесь, что все транспортные средства стоят и пропускают пешеходов.

– Молодцы! Соблюдайте эти правила! На прошлом уроке мы говорили, что 3 «помощника» нам помогают переходить дорогу. Что это за помощники?

  1. светофор;
  2. регулировщик;
  3. дорожные знаки.

2) Игра «Угадай!» (учитель кидает кубик с дорожными знаками, какой знак попадет ученик рассказывает об это знаке).

7. Закрепление, обобщение темы урока.

  1. Выполняется письменная работа (нарисованы светофоры разных видов, стрелками соединить их с названиями).
  2. Решение задачек (устно объяснить, доказать):
    – Шмыгнул Колобок с окна и побежал по тротуару. Добежал до перекрестка и увидел регулировщика, который держал жезл вверх. Что сделал Колобок?
    – Волк гнался за Зайцем. Вот-вот догонит, но впереди оказался перекресток, регулируемый светофором. Заяц успел перебежать, а Волка остановил инспектор. На какой сигнал светофора бежал Волк?

8. Итог урока. Оценивание ответов учеников.

– Что нового узнали на уроке?

– Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

Домашнее задание. Нарисовать по памяти виды светофоров.

Выполняй закон простой:
– Красный свет зажегся – Стой!
– Желтый вспыхнул – Подожди!
– А зеленый свет – Иди!

– Спасибо за урок!