Конспект занятия пересказ описательного рассказа об овощах. Картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания. Подготовка к беседе

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цели:

  • Активизация словаря по теме «овощи, фрукты».
  • Совершенствовать знания об овощах и фруктах.
  • Развивать внимание, память.
  • Учить определять существительные по родам (мужской, женский, средний).
  • Учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде.
  • Закрепить знания детей в образовании Родительного падежа существительного.
  • Учить детей выстраивать связное высказывание.
  • Учить составлять описательный рассказ-загадку по теме «Овощи-фрукты» с опорой на наглядность.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, карандаши, схемы для составления рассказа-загадки, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Здесь весною было пусто, летом выросла... (капуста)
- Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку)
- От дождя земля намокла
– вылезай, толстушка... (свёкла)
- Из земли за чуб плутовку тянем сочную... (морковку)
- Помогает деду внук, собирает с грядок... (лук)
- Вот зелёный толстячок крупный, гладкий... (кабачок)
- Очень сочны и красивы выросли на ветках... (сливы)
- Для Серёжи и Марины набираем... (мандарины)
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину... (груши)
- Не забудем для Алёны очень кислые... (лимоны)
- Для начинки в пироги набираем... (яблоки)
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Логопед: - Посмотрите, пожалуйста, на экран, а какие овощи или фрукты можно назвать со словом много.

А вот Вы сейчас назвали мандарины, груши, лимоны, а это все как можно назвать одним словом?

Дети: - Фрукты.

Логопед: Это одна группа, а вторую группу, как назовем?

Дети: - Овощи.

Логопед: В Москве уже в 19 раз проходит агропромышленная выставка. Где представлена продукция полей садов и огородов. На этой выставке встретились «Садоводы», которые выращивают фруктовые сады, а как Вы думаете, как будут называться люди, которые выращивают овощи?

Дети: Овощеводы.

Логопед: Встречаясь на выставке они каждый раз спорят, чья продукция нужнее и полезнее.

Вот и для детей, которые пришли на выставку они придумали задания? Хотят посмотреть, знаете ли Вы овощи и фрукты?

3. Игра «Он, она, оно»

Логопед: - Вот решили, они сделать стенд, где бы лежали, только овощи или фрукты мужского, женского и среднего рода и назвали, они этот стенд так «ОН, ОНА, ОНО», только пока не разложили овощи и фрукты в нужные корзины.

Возьмите любой овощ или фрукт, и называя предмет определяем куда положим его. Например: Морковка она. (дети подходят и складывают в корзины)

4. Игра «На грядках, на деревьях»

Логопед: - Где растут фрукты?

Дети: На дереве.

Логопед: А где растут овощи? (на грядке)

Логопед называет овощ, или фрукт, а дети показывают, если овощ – приседают, если фрукт – поднимают руки.

Огурец, яблоко, слива, морковка, тыква, кабачок, груша, капуста, лимон, редиска.

Логопед: И снова садовод и овощевод придумали для Вас задание. Стерли они все согласные, оставили, только что? Правильно гласные. И просят нас подобрать схему слова к предмету. Правильно первая схема банан.

Сколько здесь слогов в слове.

Дети: - Два.

Правильно, сколько гласных, столько и слогов.

5 . Ира «По цвету, по форме»

Логопед: - Вот садовод и овощевод решили снова нас проверить, как мы разбираемся в цветах и формах.

Детям раздаются карточки, по которым они должны сказать. Например: «Огурец зеленый, овальный»

6. Физминутка (дети по показу выполняют движение) «Урожайная песенка»

7. Составление описательной загадки по схеме

Еще больше усложнили они задачу, нужно составить загадку по схеме. Посмотрите, как я это сделаю: Он растет на грядках, он треугольный, красный, может быть желтым, зеленым. На вкус сладкий. Что это? Да, это перец.

Давайте возьмем карандаши и обведем, что нам понадобится для загадки, а цвет раскрасим.

Дети загадывают загадки.

8. Игра «Что можно приготовить из овощей и фруктов»

Сколько всего вкусного можно приготовить из овощей и фруктов.

Логопед: - Как Вы думаете, что можно делать с овощами и фруктами?

Дети: - Можно жарить картошку, варить её. Варенье варить, мариновать овощи и т.д.

Логопед: - А вот это будет тема нашего следующего занятия.

Логопед: Какие Вы сегодня молодцы! Поэтому садовод просит Вас оценить свою работу и повесить на дерево яблоки, если Вы думаете, что занимались «отлично» вешаем красное яблочко, а если «хорошо», то зелёное.

До скорых встреч!

Использованная литература и материалы

  1. Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР» (альбом № 1).
  2. Картинки и «доскажи словечко» интернет-ресурсы.
Комитет по образованию Муниципального образования

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области.

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности (занятия)

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: «Составление описательных рассказов об овощах» .

Возраст: 6-7 лет

Диагноз: ОНР – 3 уровня, дизартрия, моторная алалия

Кирсанова Светлана Викторовна

воспитатель МДОУ

детский сад комбинированного вида

№ 5 «Незабудка».

г. Тихвин

2013г.

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы об овощах по схеме.

Задачи:

1. Образовательные:

  • уточнить и обобщить знания детей об овощах;
  • упражнять в употреблении глаголов действия, глаголов, связанных с уборкой урожая;
  • закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, существительные с числительными.

2. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать умение слушать и оценивать рассказы товарищей.

3. Коррекционно – развивающие:

  • Развивать грамматически правильную речь;
  • Развивать слуховое внимание, мышление.

Оборудование: муляжи овощей; кусочки овощей на тарелке под салфеткой; предметные картинки; наборы картинок для всех детей; карта - схема для составления описательных рассказов;

Ход занятия:

I часть. Организационный момент:

Дети стоят около стульчиков. Воспитатель предлагает сесть тому из детей, который назовет овощ и скажет какого он цвета. (Пример: лук - зеленый).

II часть. Основная:

1. Обобщение знаний об овощах.

(Воспитатель достает корзину).

Осень щедрою рукою одарила нас с тобою,

И на каждой грядке выросли загадки.

Воспитатель загадывает загадки. При отгадывании загадки, из корзины достается соответствующий овощ. Ребенок называет определения к этому овощи.

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек,

А все без застежек. (Капуста)

(Она круглая, зеленая, крепкая, сочная).

* Без окошек, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

(Он зеленый, длинный, крепкий, сочный, вкусный).

* Сидит девица в темнице,

А коса - на улице. (Морковь)

(Она красная, длинная, крепкая, сладкая).

* Сидит дед,

В шубу одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

(Он круглый, коричневый, твердый, горький).

2 Воспитатель: - Какие овощи растут на земле?

Дети: - Помидоры, огурцы, перец.

Воспитатель: - Какие овощи растут в земле?

Дети: - Свекла, морковь, репа.

На фланелеграфе прикрепляется картинка, изображающая "землю". Дети называют овощ, берут картинку и прикрепляют ее в нужное место на картинке - "земле".

3. Воспитатель: - Найдите у себя на столе картинки с овощами, соответствующими цвету, который я назову.

(Пример: красный - помидор, перец, морковь).

Перед детьми лежат наборы картинок с овощами. Дети отыскивают нужный овощ и поднимают картинку.

4. Физкультминутка.

Воспитатель читает стихотворение, дети повторяют слова и выполняют соответствующие движения.

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли.

5. Составление описательных рассказов об овощах.

Воспитатель выставляет перед детьми схему для составления рассказа об овощах. Вместе с детьми, опираясь на схему, составляется рассказ об овоще. А затем рассказы составляются детьми.

Пример. Лук бывает желтого или светло - коричневого цвета, а бывает и зеленого цвета. Лук желтого или светло - коричневого цвета называют репчатый, потому что он похож на репку. Он круглой формы. Репчатый лук бывает крупным или мелким. Лук - горький. Растет он на грядке в земле, а зеленые перышки - над землей. Лук употребляют в салате, в супе, в гарнире; в сыром, жареном и вареном виде.

6. Воспитатель: - Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

- Помидоры (срывают).

Лук (выдергивают).

Баклажаны (срезают).

Репу (выдергивают).

Капусту (срезают).

Огурцы (срывают).

Горох (рвут).

Чеснок (выдергивают).

Картофель (выкапывают).

Свеклу (выдергивают).

Кабачки (срезают).

III часть. Окончание:

Воспитатель: - Для чего же нам нужны овощи?

Выслушиваются ответы детей. Дается оценка работы детей на занятии.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 000

Москва, ул. Газопровод, д. 3а

Телефон: (4E-mail: *****@***ru

_____________________________________________________________

Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей с билингвизмом

Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Овощи – фрукты»

Выполнила: учитель-логопед ГБОУ СОШ № 000

Москва, 2011г.

Цель: развитие речи детей.

Задачи: систематизация словаря, активизация словаря по теме «Овощи – фрукты», развитие грамматических навыков и навыков словоизменения , развитие связной речи, развитие навыков умения составлять рассказы, опираясь на план–схему, формирование положительной мотивации на занятии, воспитание контроля за собственной речью.

Оборудование и раздаточный материал : муляжи овощей и фруктов в мешочке, на каждого ребенка бланк для обозначения формы овощей и фруктов, простые карандаши, презентация к занятию, выполненная в программе Power Point (презентация прилагается в разделе «Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе»).

Ход занятия:

1. Организационная часть

Дети стоят перед педагогом.

Педагог : Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуете их отгадать.

Уродилась я на славу, Он никогда и никого

Голова бела, кудрява. Не обижал на свете.

Кто любит, иди, Чего же плачут от него


Меня ищи. (капуста) И взрослые, и дети? (лук)

Красный нос в землю врос, Летом в огороде

А зеленый хвост снаружи. Свежие, зеленые,

Нам зеленый хвост не нужен, А зимою – в бочке

Нужен только красный нос. Крепкие, соленые.

(морковь) (огурцы)

Круглое, румяное. Яркий, сладкий, налитой,

Я расту на ветке. Весь в обложке золотой!

Любят меня взрослые не с конфетной фабрики -

И маленькие детки. (яблоко) Из далекой Африки! (апельсин)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине сладко. (слива)

Ребенок, отгадывающий загадку, достает на ощупь из мешочка соответствующий фрукт или овощ (слайд 2).

Педагог: Посмотрите, сколько всего у нас теперь на подносе! Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?

Дети : Об овощах и фруктах (слайд 3).

Педагог : А какие еще овощи и фрукты вы знаете?

Дети отвечают на вопрос, а педагог выкладывает другие муляжи.

Педагог : А теперь давайте разложим овощи и фрукты на разные подносы.

После этого дети садятся на свои рабочие места.

2. Основная часть

Педагог: Фрукты и овощи бывают разного цвета (слайд 4). Давайте подумаем какие фрукты и овощи бывают красные (зеленые, оранжевые, желтые, коричневые (проводится в виде опроса; итог – демонстрация 5-11 слайдов презентации )?

Педагог: Фрукты и овощи не только разного цвета, но и формы (слайд 12). У вас на столах листы, на которых в ячейках нарисованы овощи и фрукты. Возьмите карандаши и обведите круглые овощи и фрукты кругом, овальные – овалом, треугольные – треугольником.

Дети выполняют задание, затем правильность проверяется вместе с педагогом, проговаривая какой формы фрукт или овощ (проверка задания осуществляется при просмотре 13 слайда презентации).

Физкультурная минутка (слайд 14):

Детям предлагается вспомнить, что фрукты растут в саду на деревьях, а овощи в огороде на грядках. После этого педагог вразнобой называет овощи и фрукты, а дети, услышав название фрукта, встают на носочки, поднимают руки вверх; а, услышав название овоща, приседают, одновременно проговаривая, что и где растет.

Педагог : Фрукты и овощи мы едим не только сырые, но и готовим из них много всего вкусного. Что можно приготовить из овощей и фруктов?

Дети отвечают на вопрос. Начинается игра «Веселый поваренок»: на презентации слайд 15 с изображением повара, а вокруг него различные блюда из фруктов и овощей. Педагог показывает карточку с овощем или фруктом, а дети по предложенной форме говорят, что из него можно приготовить. Например: абрикосовый компот, абрикосовое варенье и т. д.

Педагог: А теперь мы с вами научимся рассказывать про фрукты и овощи. И нам поможет вот такая схема (показывает детям схему – слайд 16 презентации).

На примере одного фрукта или овоща педагог составляет рассказ по схеме.

Схема: Что это?

Фрукт или овощ?

Где растет?

Какой на вкус?

Какой снаружи, какой внутри?

Какой по цвету?

Какой по форме?

Что можно приготовить?

После этого, дети составляют рассказы, остальные дети при этом вносят дополнения в рассказ одноклассника.

4. Заключительная часть

Проводится опрос о том, что дети делали на занятии (рефлексия).

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Чем питается.
  6. Где живет.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Галина Ивановна Епремидзе
«Составление описательного рассказа о фруктах». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе

Тема : «Составление описательного

рассказа о фруктах ».

Образовательная область : Коммуникация.

Интеграция областей : Коммуникация, Познание, Здоровье, Физическая культура.

Образовательная :

Учить составлять описательный рассказ о фруктах по предложенной схеме. Продолжать учить правильно употреблять прилагательные сливовый, грушевый (с ударением на первый слог, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Обогащать словарный запас по теме «Фрукты » , учить отвечать полным предложением.

Развивающая :

Развивать связную речь , фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательная :

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

1. Организационный момент. Педагог показывает корзинку и предлагает ее заполнить, отгадав загадки. За каждый правильный ответ дети добавляют в корзинку фрукты (использовать макеты или предметные картинки) .

Круглое, румяное, сладкое, сочное (яблоко) .

Желтый, кислый, овальный или круглый, ароматный (лимон) .

Круглый, оранжевый, сочный (апельсин) .

Длинный, желтый, сладкий, ароматный (банан) .

Желтая, вкусная, похожа по форме на лампочку… (груша) .

Синяя, спелая, ароматная (слива) .

Как одним словом назвать эти предметы? Где растут фрукты ?

Какие фрукты растут в вашем саду ?

2. Игра «Угощенье» .

Повар из фруктов приготовил разные блюда : сок, варенье, пироги с начинкой.

Как называется сок из слив, груш, яблок, персиков, лимона, апельсина, граната, мандарина?

Дети подбирают пары : из слив- сливовый, из груш - грушевый (обратить внимание на ударение в этих словах, и яблок – яблочный, из персиков – персиковый, из лимона – лимонный, из апельсина – апельсиновый, из

граната –гранатовый, из мандарина – мандариновый.

Как называется варенье из слив, груш, яблок, персиков, инжира, айвы?

Дети подбирают пары, обратить внимание на окончания в словах.

Как называется начинка для пирога из яблок, груш, инжира, банана, слив?

Дети подбирают пары.

3. Игра «Найди лишнее слово» .

Педагог предлагает ряд слов (на слух) .Детям нужно убрать лишнее и объяснить, почему они это сделали.

Яблоко, груша, автобус, лимон. (Автобус лишнее слово, потому что это транспорт, а яблоко, груша и лимон – фрукты ).

Персик, соловей, инжир, слива. (Соловей лишнее слово, потому что это птица, а персик, инжир, слива – фрукты ).

Банан, апельсин, малина, гранат. (Малина лишнее слово, потому что это ягода, а банан, апельсин, гранат – фрукты ).

4. Динамическая пауза.

Будем мы варить компот (левую ладушку держат «ковшиком» ,

Фруктов нужно много . (указательным пальцем правой руки «мешают» ).

Вот : (загибают пальчики по одному, начиная с

Будем яблоки крошить, (большого, опять варят и мешают) .

Грушу мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. (Н. Нищева)

5. Игра «Корзинка с фруктами » .

Дети поочередно достают из корзинки фрукты , составляя описание .

Педагог сначала дает образец описание фрукта , используя схему (схема в виде рисунка) , форма, цвет, вкус, что из него можно приготовить.

Например : Это яблоко, оно круглой формы. Яблоки бывают зеленые, желтые или красные. По вкусу яблоки кислые или сладкие. Из них можно приготовить компот, сок, варенье, повидло, добавить в начинку для пирога.

6. Игра «Собери фрукты » .

Педагог раздает детям разрезанные картинки фруктов (по типу мозаики) и предлагает собрать их.