Ограждения места работ сигналами остановки. Порядок ограждения мест производства работ сигналами уменьшения скорости на однопутных, двухпутных и многонутиых участках

До начала большинства работ на железнодорожных путях место производства работ ограждается сигналами. В зависимости от вида работ ограждение их выполняется в соответствии с Правилами технической эксплуатации, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР и Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.[ ...]

В условиях плохой видимости, при работе с электрическими и пневматическими инструментами и механизмами или на мостах и в тоннелях, при очистке путей от снега для оповещания работающих о приближении поезда применяется автоматическая сигнализация. Перед установкой автоматической сигнализации на месте работ тщательно проверяется ее действие.[ ...]

Расстояния, на которых устанавливаются сигналы уменьшения скорости А и петарды Б в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов на перегоне, приведены в табл. 43.[ ...]

Перечень перегонов с указанием расстояний, на которых должны укладываться петарды и устанавливаться сигналы уменьшения скорости в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов, устанавливается начальником дороги.[ ...]

Во время работ на пути при отсутствии автоматической звуковой сигнализации в условиях плохой видимости (если работа не требует ограждения сигналами остановки) необходимо для предупреждения работающих о приближении поезда ставить со стороны плохой видимости сигналиста со звуковым сигналом так, чтобы приближающийся поезд был виден ему на расстоянии не менее 500 м от места работ. В тех случаях, когда расстояние от места работ до сигналиста и расстояние видимости от сигналиста до приближающегося поезда в сумме составляет менее 500 м, основной сигналист отдаляется и выставляется промежуточный сигналист для повторения сигналов, подаваемых основным сигналистом. В обоих случаях машинистам локомотивов выдаются предупреждения об особой бдительности и более частой подаче оповестительных сигналов.[ ...]

При работах с электрическими и пневматическими инструментами, ухудшающими слышимость, при отсутствии звуковой автоматической сигнализации выставляется сигналист, который должен находиться возможно ближе к работающей бригаде, но так, чтобы заблаговременно видеть подход поездов с обеих сторон и подавать рожком звуковой сигнал, предупреждающий о необходимости уборки шпалоподбоек и других инструментов и ухода рабочих с пути для пропуска поезда. В этом случае установленным порядком дается заявка на выдачу предупреждений на поезда об особой бдительности и подаче оповестительных сигналов при приближении к месту работы.[ ...]

В стесненных местах, когда по обеим сторонам пути расположены высокие платформы, здания, заборы и крутые откосы выемок, не позволяющие рабочим разместиться сбоку от пути, работы ограждаются сигналами остановки.[ ...]

Во время работ на мостах в случаях, если звуковая автоматическая сигнализация не применяется, для наблюдения за приближением поездов и своевременного оповещения работающих выделяется сигналист.[ ...]

Перед началом работ в тоннелях при отсутствии автоматической звуковой сигнализации необходимо выставить нужное число сигналистов (в тоннеле и за порталами с обеих сторон) для предупреждения рабочих о подходе поездов не менее чем за 1 км от места работ Машинистам локомотивов выдаются предупреждения о более частой подаче оповестительных сигналов.[ ...]

Сигналы устанавливаются в первую очередь со стороны ожидаемого поезда. На однопутных участках, если неизвестно, с какой стороны ожидается поезд, сигналы устанавливаются со стороны спуска к ограждаемому месту, а на площадке - со стороны закругления или выемки.

Как должно быть ограждено место работ на перегоне?

Места производства работ на перегонах и станциях ограждают сигналами, сигнальными знаками «С» (о подаче свистка) и сигналистами в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах страны. Инструкцией не обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и Правил по технике безопасности при производстве работ в различных хозяйствах железных дорог (пути, электрификации и электроснабжения, СЦБ и связи, локомотивном, вагонном).

Схемы ограждения мест производства ограниченным и развернутым фронтом работ на одно- и двухпутных участках показаны на рис. 1. Расстояние Б, указанное на этих схемах, определяете по таблице Инструкции по сигнализации на железных дорогах в зависимости от руководящего спуска и максимальной допустимой скорости движения поездов на перегоне. Сигналисты, находящиеся около петард и желтого сигнала, ограждающие место работы на одном из путей двухпутного участка, должны подавать сигналы рожком о подходе поезда по соседнему пути.

Вне зависимости от того, какими сигналами ограждается место работ на одном из путей двух- или многопутного участка, для предупреждения работающих о приближении поезда по соседнему пути должны быть установлены сигнальные знаки «С». Это требование не относится к работам, при которых соседний путь ограждается сигналами остановки. Для предупреждения о приближении поездов, работающих на путях перегонов и в горловинах станций, используют оповестительную сигнализацию о приближение подвижного состава к месту работы. Если оповестительной сигнализации не имеется, то, как правило, выставляют сигналистов для подачи звуковых сигналов о приближение поездов к месту работы.

Рис. 1. Схемы ограждения места производства работ на железнодорожных путях на перегонах (расстояния указаны в м): а — на однопутном участке; б — на одном из путей двухпутного участка: в — на обоих путях двухпутного участка; г-на однопутном участке с развернутым фронтом (более 200 м) работы;
1 — квадратный щит желтого цвета; 2 — петарда; 3 — сигналист с ручным красным сигналом; 66— сигнальный знак «С» о подаче свистка

Сигналисты должны быть обязательно выставлены при выполнении работ на кривых участках пути с малым радиусом, в глубоких выемках, в лесистой местности, при наличии строений и в других условиях ухудшающих видимость участков пути, по которым к месту работы приближаются поезда. Такие сигналисты должны быть и тогда, когда в работе используют электрические и пневматические инструменты, ухудшающие слышимость приближающегося поезда и его сигналов.

Сигналисты должны находиться от места производства работ со стороны, с которой плхо просматриваются и прослушиваются приближающиеся поезда. Сигналистам следует располагаться так, чтобы приближающийся поезд им был виден на расстоянии не менее 500 м от места работ на участках, по которым скорости движения не превышают 140 км/ч и 800 м при скорости движения более 140 км/ч. В тех случаях, когда один сигналист не может увидеть приближающийся поезд на указанных расстояниях, необходимо выставить двух сигналистов.

Один из них — основной, отходит дальше от места работы, а второй — промежуточный должен находиться в таком месте, чтобы видеть основного сигналиста и руководителя работ на месте их производства. Промежуточный сигналист повторяет сигналы, подаваемые основным сигналистом. Во время тумана, метелей, в темное время суток, когда видимость менее 800 м, должны быть приняты меры по усилению ограждения места работы для безопасности работающих на путях в сложных условиях.

Такими мерами являются: подача заявки на выдачу предупреждении локомотивным бригадам об особой бдительности и необходимости подачи частых оповестительных сигналов при приближении поезда к месту работы; выделение сигналистов, которые должны находиться с обеих сторон от места работы для оповещения работающих о приближении поезда ограничение фронта работ, приходящегося на одного руководителя работ, до 50 м; применение средств автоматического оповещения о приближении поезда к месту работы (4.3; 6.1; 6.15).

Как нужно ограждать места работы на станционных путях?

При производстве работ на станционных путях и стрелочных переводах (рис. 2) руководитель работ должен сделать запись в «Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети», указать конкретное место и время выполнения работ. На основе такой записи дежурный по станции или маневровый диспетчер организует прием и отправление поездов и маневровые операции так, чтобы обеспечивалась безопасность работающих, и предупреждает их о предстоящих передвижениях составов.

Текущее содержание и ремонт путей, стрелочных переводов, контактной сети, устройств СЦБ и связи на горках, в горочных, подгорочных и сортировочных парках разрешается производить только во врем перерыва в маневровой работе и в роспуске вагонов на сортировочной горке. Некоторые работы на таких путях производят только при их закрытии по распоряжению дежурного по станции (горке).



Рис. 2 Схемы ограждения места производства работ на железнодорожных путях на станциях (расстояния указаны в м):
а — остряки стрелок направлены от места работы, б — остряки стрелок направлены к месту работы; в — остряки стрелок расположены ближе чем на 50 м от места работы;
1 — предельный столбик; 2 — запертая (зашитая) стрелка; 3 — прямоугольный щит красного цвета; 4 — место работы

Если с обеих сторон пути, на котором ведутся работы, расположены высокие платформы, здания, заборы, вал снега протяженностью более 100 м, которые не позволяю рабочим разместиться сбоку от пути, то такие места должны быть ограждены сигналами остановки в порядке, установленном Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР. В других случаях работы в стесненны условиях, когда ограждение сигналами остановки не требуется, необходимо выделить сигналиста для наблюдения за приближением подвижного состава к месту работы для своевременного оповещения об этом работающих (4.2; 6.1).

Как обеспечить безопаснасть при очистке стрелочных переводов?

Работы по очистке стрелочных переводов должны производиться по специальному графику, утвержденному начальником станции.

При очистке стрелочных переводов ответственность за безопасность работающих возлагается на бригадира пути, под руководством и наблюдением которого производятся работы. В некоторых случаях руководителем этих работ могут быть работник станции или опытные монтеры пути, имеющие квалификацию не ниже третьего разряда. К руководителю работ прикрепляют не более б чел. На раздельных пунктах, где нет постоянной маневровой работы, разрешается в светлое время суток выполнять работы на стрелочных переводах одному монтеру пути. имеющему разряд не ниже третьего.

Работы по уходу за стрелочными переводами должны выполняться в перерывы между движением поездов и маневровых составов и, как правило, в светлое время суток Руководитель работ делает запись в «Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети». Дежурный по станции обязан оповещать работающих на стрелочных переводах о предстоящих передвижениях в этом районе.

Перед началом очистки централизованных стрелочных переводов старший в группе или монтер, работающий самостоятельно, ограждает место работы днем красным сигналом, ночью и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях — ручным фонарем с красным огнем.

Такой же сигнал должен выставить дежурный стрелочного поста при необходимости очистки стрелочного перевода с ручным управлением ночью и днем при неблагоприятных погодных условиях.

На централизованных стрелочных переводах для обеспечения безопасности работающих (исключения возможности зажатия конечностей) укладывают деревянный вкладыш между отведенным остряком и рамным рельсом, а также на крестовинах с подвижным сердечником между ним и усовиком. Вкладыш укладывают против тяг электропривода.

На стрелочном переводе, оборудованном устройствами пневматической обдувки, очистку с помощью шлангов должны производить два монтера пути. Один из них работает со шлангом, другой — сигналист, наблюдает за движением поездов и маневровых составов в зоне. Сигналист должен находиться у крана, присоединяющего шланг к воздухоразборной колонке, и быть готовым в любой момент перекрыть подачу сжатого воздуха и сигнализировать первому работнику о приближении подвижного состава (4.3; 6.2).

В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа -

Полезная информация:

Места производства работ на перегонах, требующие следования поездов с уменьшенной скоростью, ограждаются с обеих сторон на расстоянии 50 м от границ участка работы переносными сигнальными знаками "Начало опасного места" и "Конец опасного места" (приложение 5 настоящей Инструкции). От этих сигнальных знаков на расстоянии А (рисунок 4.6) устанавливаются переносные сигналы уменьшения скорости. Места производства работ, требующие уменьшения скорости движения поездов, на многопутных участках ограждаются порядком, указанным на рисунке 4.7.стр 53 Во всех случаях ограждения мест препятствий или мест производства работ на многопутных участках сигналы и сигнальные знаки, относящиеся к средним путям, устанавливаются на междупутье с правой стороны по направлению движения к месту работ, а сигналы и сигнальные знаки, относящиеся к крайним путям, устанавливаются на ближайшей обочине с одной стороны пути. Если место, требующее уменьшения скорости на перегоне, расположено вблизи станции и оградить его установленным порядком невозможно, то со стороны перегона оно ограждается так, как установлено для перегона, а со стороны станции переносные сигналы уменьшения скорости устанавливаются против остряков выходной стрелки и против входного сигнала (рисунок 4.5), а на станциях, имеющих маршрутные сигналы на главных путях, - против маршрутного сигнала. При подходе поезда к переносному желтому сигналу машинист обязан подать один длинный свисток локомотива (моторвагонного поезда) и вести поезд так, чтобы проследовать место, огражденное переносными сигнальными знаками "Начало опасного места" и "Конец опасного места", со скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии предупреждения - со скоростью не более 25 км/ч.

Порядок ограждении мест производств сигнальными знаками «Свисток» на однопутных, двухпутных и многопутных участках.

Места работ на пути, не требующие ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, но требующие предупреждения работающих о приближении поезда, ограждаются с обеих сторон переносными сигнальными знаками "С" (приложение 6 настоящей Инструкции), которые устанавливаются у пути, где производятся работы, а также у каждого смежного главного пути. Переносные сигнальные знаки "С" устанавливаются таким же порядком, у смежных главных путей и при производстве работ, огражденных сигналами остановки или сигналами уменьшения скорости. Переносные сигнальные знаки "С" устанавливаются на расстоянии 500 - 1500 м от границ участка работ, а на перегонах, где обращаются поезда со скоростью более 120 км/ч, - на расстоянии 800 - 1500 м (рисунок 4.8). Машинист поезда обязан при подходе к переносному сигнальному знаку "С" подать тифоном оповестительный сигнал - один длинный свисток локомотива (моторвагонного поезда). стр 54

Порядок ограждения мест, по которым поезда пропускаются с проводником.

Места, через которые поезда могут проходить только с проводником (со скоростью менее 15 км/ч), а также сплетения путей на двухпутных участках в одном уровне ограждаются как место препятствия для движения, но без укладки петард (рисунок 4.9). Об установке этих сигналов на поезда выдаются письменные предупреждения. При необходимости пропустить с проводником поезд, на который не выдано предупреждение, укладка петард обязательна. Порядок встречи и сопровождения поездов проводниками в каждом отдельном случае устанавливается начальником дистанции пути. Проводники должны встречать поезда у переносных красных сигналов (стоящих на пути на расстоянии 50 м от границ ограждаемого участка) с ручными красными сигналами и иметь головные уборы с верхом желтого цвета. Если пропуск поездов с проводником устанавливается на продолжительное время, то переносные красные сигналы допускается заменять светофорами прикрытия, оставляемыми в закрытом положении, с установкой впереди них предупредительных светофоров. Об установке светофоров прикрытия объявляется приказом начальника железной дороги, и в этом случае предупреждения на поезда не выдаются. При открытии с обеих сторон ограждаемого места путевых постов движение поездов между этими постами производится по одному из применяемых средств сигнализации и связи без проводника. В отдельных случаях при этом для наблюдения за следованием поезда по огражденному месту с установленной скоростью может назначаться и проводник. стр 66.