Опыт с молоком и гуашью. Опыт с молоком, красителями и моющим средством
Приветствую вас, друзья! Сегодня предлагаю вам снова побыть в роли волшебников и провести опыт с молоком, красителями и моющим средством в домашних условиях для детей . Такой опыт еще называют цветной взрыв в молоке. Но как бы его не назвали, опыт остается опытом, и к тому же его сделать не составит труда, ведь все составляющие есть у каждой мамы дома. Возможно, только с красителями может возникнуть проблемка. Можно использовать те, которые остались после пасхи. Итак, давайте уже приступать к проведению опыта с молоком и красителями, дети заждались
Что необходимо для Цветного взрыва в молоке:
- Молоко (вода не подойдет!) – чем больше жирность молока, тем лучше
- Красители – можно использовать красители от пасхального набора.
- Жидкое мыло или жидкость для мытья посуды (мы использовали «Фейри»
- Ватные палочки либо спичка с намотанной на кончик ваткой
- Глубокая пластиковая тарелка
- Пипетка
Опыт с молоком и красителями в домашних условиях:
- Для начала мы налили в тарелку молоко. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Дайте молоку некоторое время постоять в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуре, при таком условии опыт будет более зрелищным
- В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов (можно для удобства пользоваться пипеткой.
- Дальше при помощи сухой ватной палочки можно немножко коснуться молока (не нужно смешивать). Обратите внимание ребенка на то, что ничего не происходит.
- После этого возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкость для мытья посуды или в жидкое мыло.
- Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся, не нужно перемешивать!
- А далее начинается самое интересное – ребенок с восхищением наблюдает, как волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Ребенок в восхищении от волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться.
- Далее можно предложить ребенку продолжить эксперименты – добавляя красители, водя ватной палочкой по молоку.
- У меня детки долго экспериментировали и в конце-концов у нас получилось молоко, как ниже на фото. Детки были счастливы.
«Стреляли в безоружных». Очевидцы о нападении на колонну «антимайдановцев» Воспоминания участников событий 20 февраля 2014 года под Корсунь-Шевченсковским, где напали на колонну из автобусов, возвращавшихся с Антимайдана Ничего не было. Ни ударов палками и ногами, ни звереющих от ощущения безнаказанности и власти людей с закрытыми «балаклавами» и медицинскими масками лицами. Не было избитых, убитых, шоссе, усыпанного осколками стекла, криков: «Собирай, всё - в карман себе!», изрезанных рук, пылающих автобусов. Так теперь реагируют в соседней Украине на слова о событиях под Корсунем-Шевченковским, что в Черкасской области. Оказывается, людям, которые сами же выкладывали видео со сценами унижения и избиения бывших своих сограждан, хватило нескольких лет, чтобы перейти от трусливого отмалчивания к агрессивному отрицанию. 20 февраля 2014 года автобусы с крымчанами и севастопольцами, возвращавшимися из Киева, с Антимайдана, попали в засаду, организованную «Правым сектором» (запрещённая в РФ экстремистская организация - ред.). О том, как это было, вспомнили севастопольцы, участники тех событий. Елена Данильченко, бывшая киевлянка, а теперь жительница Севастополя, последние дни Антимайдана вспоминает так, будто всё это было вчера. Мариинский парк между одноимённым президентским дворцом и Верховной Радой превратился в палаточный лагерь, окружённый кольцом бойцов из спецподразделений внутренних войск. Все - не вооружённые. По вечерам приходили гости с Майдана с обещанием, что скоро прибудут «хлопцы» - брататься. «Помню, как стояла на скамейке и смотрела на устроенное майдановцами факельное шествие - река огня и оранжевых флагов, - рассказывает Елена. - Именно оранжевых, оставшихся где-то на складах после «революции» 2004 года. И - гул голосов, орали так, что было впечатление: осаждают какой-то средневековый город. А 18 февраля они уже близко подошли к нашему лагерю. Пришёл сам Порошенко, предложил вывести женщин. Но мы отказались уйти: понимали, что после этого ничего уже не удержит майдановцев от нападения». К этому времени все палатки были заняты ранеными: сюда приносили не только пострадавших в стычках антимайдановцев, но и «беркутовцев». Мест уже не было - раненых укладывали на деревянные поддоны, восемь «скорых» стояли где-то за осаждающими, их просто не пропускали. Милицейскому автобусу без опознавательных знаков удалось проехать с другой стороны парка и забрать раненых. В этот день майдановцы пытались прорваться, но получили отпор. 20 февраля выражение «пахло порохом» уже никто не воспринял бы как фигуру речи. Пахло. И порохом, и слезоточивым газом. Осаждающие уже наступали с двух сторон. В лагере обсуждали, как и куда бежать, что нельзя прятаться в здания - там догонят и убьют. Елене удалось выбраться в одной из машин, ехала в… багажнике: внутри места уже не было. Домой добралась с трудом - там её застало известие, что крымчане и севастопольцы уезжают. Как раз в это время позвонил неизвестный человек: сообщил, что тоже хочет на Антимайдан, куда идти? Елена и сказала: в Мариинский парк. Следующий звонок от него был в начале первого ночи - тут пусто, никого нет. «Я спрашиваю: а ты где? - На ступеньках дворца сижу! Я ему: тикай оттуда, дурак! Вы только представьте: ночь, где-то рядом озверевшая толпа - а он, с монтировкой в руках, сидит… охраняет президентский дворец», - улыбается Елена. Самая радикальная часть майдановцев уже переступила через заповедь «не убий». Они готовы были убивать и дальше. Нападение на колонну автобусов, увозивших домой крымчан и севастопольцев, не было стихийной акцией - это было похоже больше на пусть и торопливо, но спланированную операцию. Справка В 2014 году в результате нападений на колонну из 8 автобусов, в которых возвращались домов крымчане и севастопольцы, 7 человек считались убитыми, 30 - пропавшими без вести. Впоследствии цифры не были уточнены. Предполагается, что часть пропавших до сих пор может находиться на Украине, в условиях несвободы. «Уходим группами!» «Восемь автобусов шли колонной. Я был в последнем, - вспоминает севастополец Владимир Андрусенко. - Первый раз перехватили под Корсунью. Начали закидывать камнями, бутылками с «коктейлем Молотова». Одна ударилось в окно, где я сидел, к счастью, не разбилась. Водитель наш моментально сориентировался, стал разворачивать автобус. Мы вырвались, но километров через пять он остановился: «Ребята, всё равно догонят, надо уходить группами». Нас было человек пятьдесят, поделились по шестеро-семеро…» Владимиру и его товарищам удалось обойти два блок-поста. Шли в темноте, ориентируясь на звук поезда, решили добираться до станции. Уже потом узнали, что другая группа выбралась к хутору, который они обошли. А те - уставшие и замученные, согласились воспользоваться гостеприимством хозяйки, пригласившей переночевать в баньке. И… закрыла их снаружи, а потом позвонила «хлопцам». Повезло, что в той группе был севастополец - он приказал молчать, не сопротивляться. На очередном блок-посту уже стояли люди со списками, отметили галочками пойманных, загрузили в транспорт, увезли под охраной. Владимир и его спутники до станции дошли. «Уже через остановку в вагон человек пятьдесят заходят: «Слава Украине!» - и смотрят, кто ответит, а кто - нет, - рассказывает Владимир. - Мы ответили… У них были дубинки, утыканные гвоздями. Что можно сделать с человеком таким орудием, мы уже насмотрелись, когда такие уроды нападали на нас, на бойцов из оцепления. Они спрашивают: «Титушки, москали е?» («титушками», от фамилии спортмена Вадима Титушко, участвовавшего в потасовках со сторонниками Евромайдана, называли представителей Антимайдана - ред.). Мы невозмутимо: «Та нема!» Бабульки, которые сидели на соседних скамейках, решили, что мы едем с Майдана. И всю дорогу кормили нас всякой домашней снедью». Части антимайдановцев до Крыма удалось добраться поездом. Вроде бы - дома. Живы. Но осознание, откуда вырвались, пришло только после того, как они увидели выстроившиеся на вокзале в Симферополе «скорые». Получил пулю Первый раз дорогу автобусу, в котором ехал севастополец Вячеслав Носарев, перегородили в Белой Церкви. «Сначала вроде нормально было: просто не пускали, - вспоминает он. - Заставили выйти из автобусов. Потом начались провокации. Там мост был, с него кидали камни в автобусы, орали, оскорбляли. Мне показалось, что вот-вот дойдёт до избиения, стал потихоньку отходить к автобусу, подтягивать за собой ребят. И получил пулю». Позже Вячеславу кто-то рассказал, что ему и ещё одному человеку из этого автобуса целились в спину: возможно, из-за камуфляжной формы Носарева посчитали одним из командиров и решили убрать. Попали в ногу. Когда Вячеслав и ещё один севастополец, Андрей Сидорчук, упали, вокруг оцепенели. Никто не думал, что остановившие автобус люди готовы убивать. Драться, избивать, не пускать - но не стрелять в безоружных. «Я жизнью обязан женщине из Симферополя, она не растерялась, начала на них кричать, заставила занести в автобус, уложить на заднее сиденье, перевязали, - перечисляет Вячеслав. - А уже под Корсунью все наши автобусы остановили снова. Начали проверять: есть ли у кого оружие, ножи - а вокруг как раз и стояла вооружённая толпа. Орали, что мы подосланы сжигать деревни, убивать людей. Старший с того блок-поста нам так и заявил: в соседней деревне подожгли магазин, изнасиловали женщину - сейчас мы за это с вами поквитаемся. Тут ещё один выскочил: мол, только что в другой деревне загорелась библиотека». Как-то подозрительно вовремя в окрестных селениях случились и поджоги, и нападения. Нет ничего страшнее «накрученной» толпы. А провокаторы из «правосеков» смогли это сделать, а потом словно «на блюдечке» преподнесли «виновных». С трудом удалось достучаться до старшего: если автобусы стоят здесь, то никто не мог стать поджигателем. «Да многим и не надо было думать, они хотели действовать, сами себя накручивали. Помню, один парень вокруг автобуса с вилами бегал, норовил в окно ткнуть - а стёкла нам уже побили, - говорит Вячеслав. - Вытаскивать людей начали уже из тех автобусов, что были сзади. Они попытались уехать, попросили водителя сдать назад. Кто-то из толпы подбежал и выстрелил в голову водителю, убил сразу. Водителя! Который вообще не при чём, он только перевозчиком был. Все туда бросились, а наши первые два автобуса ушли». На ближайшей автозаправке остановились - подождать тех, кому удалось сбежать из следующих автобусов. Хорошо был виден дым - их уже подожгли. По одному, по два, стали подтягиваться люди. Тронулись с места с темнотой. Кому-то в Киеве удалось договориться о сопровождении автобусов машиной ГАИ с черкасскими милиционерами - те и сопроводили: довели на очередной блок-пост. Высыпавшие из автобуса люди побежали в разные стороны. Вячеслав доковылял до леса - а там болото: «Егерь какой-то нас нашёл, говорит: вылазьте, не бойтесь, уже не будем бить, вы своё получили!». Ну, не тонуть же. Но одного мы так и не нашли». Дорога домой оказалась долгой и страшной. Потом, вспоминая об этом, сопоставляя свои наблюдения и впечатления, многие констатировали: повезло. Там кто-то окоротил толпу, тут удалось прорваться, где-то известие, что в автобусе раненые, кого-то отрезвило. А могли и не доехать - к тому времени Украина уже делила собственных граждан на лояльных и тех, кого готова была «убеждать» в светлом будущем силой.
Конспектопытно-экспериментального
и исследовательского занятия в подготовительной группе
«Чудеса в лаборатории»
по теме: « МОЛОКО . МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ »
Воспитатель: Шахова Н.А.
Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
Обучающая:
формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
учить детей осознанно относиться к своему питанию.
Развивающая:
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований , экспериментов , наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательная:
воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование
Оборудование:
белые листы бумаги, где дети будут писать письма;
кисточки для написания писем;
пипетки;
пластиковые стаканчики,
блюдца,
сода,
ватные палочки,
молоко,
вода,
гуашь,
жидкое мыло,
кока-кола,
йод;
набор муляжей молочных продуктов,
подносы;
смайлики для каждого участника с веселым, грустным и хорошим настроением;
мультимедийное оборудование,
презентация по теме занятия
белые халаты;
кулинарные книги с рецептами блюд, книги о здоровой пище
рули от машины …
Предварительная работа:
проведение опыта с молоком и кока-колой;
опыта с молоком, если его оставить в холодильнике и в теплом месте;
чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть.
Я загадки загадаю
До того мудреные!
Кто загадки отгадает,
Попадет в лабораторию.
А в лабораторию непростую, а научную, чудесную.
Готовы к испытанию? Будем загадки разгадывать?
Вам ни только, загадки надо отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!
Молоко
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
Мороженое
Догадайтесь, кто такая,
Белоснежная, густая?
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас... Сметана
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко - и в срок,
Получили мы...
Творожок
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это...
Сыр
Мы на хлеб его намажем,
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
Масло
Дети находят и показывают молочные продукты, которые выставлены на молочной выставке.
Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!
Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? (О молоке и молочных продуктах)
О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? (Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)
Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? (Молочные супы, каши, соусы, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…)
Мамы чем любят вас побаловать? Что готовят, стряпают для вас из молочных продуктов? (Блины, оладушки, вареники, шанежки, пончики……)
А если вы не знаете, мама или бабушка как приготовить то или иное блюдо, то как, и где можно узнать? (В книгах о здоровой пище, кулинарных книгах, в интернете, спросить у знакомых, посмотреть телепередачу….) Выставка кулинарных книг и рецептов.
Вот посмотрите на нашу выставку книг , где есть разные рецепты и вы можете узнать какие блюда и как можно приготовить из молока.
Основная часть.
Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.
Может еще, что-то хотите рассказать о молоке, его свойствах, пользе или вреде?
Проходите все, садитесь(Возле ноутбука)
Рассказ и беседа воспитателя о пользе молока. Показ презентации.
Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1 Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).
С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2 Фото с молочными продуктами).
Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!
А, еще кто? (Козы…)
Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? (Коровье) У козы? (Козье)
На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)
Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).
Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).
А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).
В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).
Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 6).
Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.
Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).
Дидактическая игра «Какое молоко?»
Давайте поиграем в игру «Какое молоко?» Я называю животное и бросаю вам мяч, а вы ловите и говорите, как называют это молоко. Например: у коровы молоко коровье.
Какое молоко у козы? (Козье)
Какое молоко у лошади? (Лошадиное, кобылье)
Какое молоко у верблюда? (Верблюжье)
Какое молоко у коровы? (Коровье)
Какое молоко у оленя? (Оленье)
Физминутка «Машина едет далеко…» Прослушивание записи песни и выполнение движений по всей группе.
Машина едет далеко, далеко, далеко,
Везет машина молоко, молоко.
Крутятся колеса, машина едет,
Молоко к ребятам скоро приедет!
Ура! Молоко! Давайте пить молоко!
Машина едет через лес, через лес, через лес,
Везет машина геркулес, геркулес.
Есть мы будем кашу, нашу кашу,
Мы накормим Машу, и Сашу, и Дашу!
М-м-м! Какая вкусная каша!
Машина едет по горам, по горам, по горам
Везет лекарства докторам, докторам.
Будут все здоровы, здоровы, здоровы.
Радуются дети и даже коровы.
Му-у-у!
Опыты. Эксперименты. Исследования.
В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!
Чудеса с молоком.
Чудо 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.
Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?
Хотите научиться?
С помощью чего мы пишем письма, сообщения? (Ручки, карандаша, бумаги...)
Раньше использовали невидимые чернила. Их называли симпатическими. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение, химический проявитель…)
Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила? (Молоко)
Хотите написать секретное письмо? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте или напишите. Что вы хотите написать или нарисовать для своих родителей? А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.
Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и станет невидимым. Когда домой пойдете, заберете свои листики и дадите их прочитать родителям. В понедельник расскажите, смогли это сделать родители или нет.
Я тоже для вас приготовила тайное письмо. Что у меня написано? (Никто прочитать не может) Хотите узнать, о чем в нем написано?
Давайте, проведем еще наши опыты, может, вы сами догадаетесь, как его можно прочитать?
ЧУДО 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?
Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
Что это у меня? (Молоко и кока-кола)
Что мы делали вчера? (Их смешали)
Что получилось у нас?
ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ.КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.
Чудо 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.
На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
А что для этого надо сделать? (???????????????)
Для этого в наше молоко добавим йод.
Что случилось с молоком? (…………..)
ВЫВОД: ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.
РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? (В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)
ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? (ПОЛЕЗНОЕ)
Чудо 4. ОПЫТ «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»
Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)
Почему так говорят?
Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.
Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.
Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.
Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.
В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.
Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)
ВЫВОД: ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.
Чудо 5 ОПЫТ « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? (На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)
Чем обычно рисуете? (Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)
А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? (Нет)
Хотите попробовать?
На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов: моющее средство снижает поверхность натяжения, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Ну, что, кто-нибудь догадался, как прочитать секретное письмо? Что я вам написала?
Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)
Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)
ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ ЭТОМ ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНЫХ ПЯТЕН НА БУМАГЕ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ ОБУГЛИВАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.
Что же написала я вам в своем письме?
МОЛОДЦЫ!
Рефлексия.
КОМУ ПОНРАВИЛИСЬ СЕГОДНЯШНИИ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ?
Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?
О каком продукте мы сегодня говорили?
Какой вывод о нем вы можете сделать?
Пейте дети молоко - будете здоровы!
Какое настроение у вас сейчас? Возьмите смайлик с вашим настроением и прикрепите его на доску.
Виктория Сахно
В статье мы уже рассказывали про некоторые опыты на кухне . Сегодня же мы уделим особое внимание молоку.
С этим продуктом питания знаком каждый малыш. А мы покажем крохе пользу молока для организма и способы получения некоторых молочных продуктов. Итак, сегодня мы проведем следующие опыты на кухне :
— Сливочное масло из молока
— Производство творога
— Резиновые кости
— Тайное письмо
Сливочное масло из молока
Для получения сливочного масла мы купили жирное домашнее молоко и оставили его на ночь в холодильнике. Утром мы увидели как более жирная часть молока – сливки — поднялась наверх. Они-то нам и нужны для получения сливочного масла. Сливаем сливки в чистую банку и закрываем ее плотной крышкой. Если вы покупаете молоко в пластиковых бутылках, то перелейте его сразу в посуду с более широким горлышком. Так сливки слить будет гораздо проще.
Теперь, когда все приготовления окончены, начинаем банку интенсивно трясти. Можете это делать по очереди с ребенком. Ему такое поручение, наверняка, понравится. В процессе тряски капли жира будут сбиваться вместе, и минут через 15 у вас на поверхности будет плавать кусочек сливочного масла.
У нас получился кусочек масла весом 50 г, и мы его использовали для бутербродов в этот же день.
Производство творога
Из оставшегося молока будем делать творог. Мы делали творог в два этапа, используя различные способы створаживания молока.
Способ 1. Нагреваем молоко до 60 градусов и добавляем 10% глюконат кальция из расчета 5 мл на 0,5 л молока. Покажите малышу, как молоко начинает створаживаться и отделяться от сыворотки. Доводим молоко до кипения и процеживаем через марлю. Оставляем на некоторое время, чтобы творог остыл, и с него стекла вся сыворотка.
Используя для створаживания глюконат кальция, мы получаем творог, дополнительно обогащенный кальцием.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Способ 2.
Отличается от первого использованием лимонной кислоты или лимонного сока для створаживания. Кислота подойдет любая (пищевая), поскольку именно она приводит к коагуляции молочного белка. В целом, процедура остаётся прежней.
В домашнем хозяйстве не применяют подобные методы, поскольку творог делают из излишков молока, которое прокисло. Но в этом случае есть один недостаток. Бактерии, которые попадают в молоко случайным образом, могут оказаться болезнетворными и при недостаточной тепловой обработке вызвать нарушение работы кишечника. Поэтому, если вы хотите получить кислотный творог, то лучше использовать специальные закваски.
У нас кальцинированный творог получился крупнозернистым и твердым, в то время как кислотный — более мягким и мелкозернистым.
Наверняка, творог, сделанный вместе с мамой, кроха будет кушать с большим удовольствием независимо от способа получения. Но как наглядно показать малышу пользу молока и молочных продуктов? Предлагаю провести следующий эксперимент.
«Резиновые» кости
Мы знаем, что молоко содержит много кальция, которое в организме используется по большей части для роста и укрепления костей. Что же будет с костями, если их лишить кальция?
Итак, берем куриную кость, хорошо ее промываем и очищаем от остатков мяса и хрящей. Кладем ее в банку, заливаем уксусом и оставляем на несколько дней. Через 3-4 дня кость становится «резиновой», очень гибкой и мягкой. А все дело в том, что уксус растворил кальций, содержащийся в кости.
Обсудите с малышом, что будет, если не пить молоко и не есть молочные продукты?
Тайное письмо
Продолжаем обсуждать пользу молока. Оказывается с помощью молока можно писать тайные послания. Предложите малышу порисовать молоком на белом листе бумаги. Можно использовать как кисть, так и палочку. Дайте тайному посланию просохнуть и прогладьте горячим утюгом. Невидимый ранее рисунок проявится, так как молоко под действием высокой температуры изменит свой цвет на светло-коричневый. Рисунок останется видимым навсегда в отличии от .
Вот такие вкусные и интересные опыты на кухне у нас получились.
Как рисовать на молоке красками — смотрим в этом видео:
Понравились опыты на кухне с молоком? Сохраните себе на стену, нажав на кнопочки социальных сетей внизу!
Воспитатель: Бирюкова М.М.
Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
Обучающая:
формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
учить детей осознанно относиться к своему питанию.
Развивающая:
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательная:
воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная
детское экспериментирование
Оборудование:
белые листы бумаги, где дети будут писать письма;
кисточки для написания писем;
пластиковые стаканчики,
лимонная кислота,
ватные палочки,
жидкое мыло,
кока-кола,
пищевые красители;
набор муляжей молочных продуктов,
мультимедийное оборудование,
презентация по теме занятия
Предварительная работа:
проведение опыта с молоком и кока-колой;
опыта с молоком, если его оставить в холодильнике и в теплом месте;
чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть.
Я загадки загадаю
До того мудреные!
Кто загадки отгадает,
Попадет в лабораторию.
А в лабораторию непростую, а научную.
Готовы к испытанию? Будем загадки разгадывать?
Вам ни только, загадки надо отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!
Молоко
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
Мороженое
Догадайтесь, кто такая,
Белоснежная, густая?
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас... Сметана
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко - и в срок,
Получили мы...
Творожок
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это...
Сыр
Мы на хлеб его намажем,
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
Масло
Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!
Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? (О молоке и молочных продуктах)
О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? (Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)
Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? (Молочные супы, каши, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…)
Основная часть.
Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.
А сейчас ребята я расскажу вам о пользе молока.
Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1 Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).
С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2 Фото с молочными продуктами).
Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!
А, еще кто? (Козы…)
Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? (Коровье) У козы? (Козье)
На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)
Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).
Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).
А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).
В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).
Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 6).
Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.
Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).
Физминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на стульчик сели. (Дети садятся.)
В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!
Чудеса с молоком.
ОПЫТ 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.
Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?
Хотите научиться?
С помощью чего мы пишем письма, рисуем? (Ручки, карандаша, бумаги...)
Раньше использовали невидимые чернила. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение)
Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила есть у нас? (Молоко)
Хотите написать секретное послание? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте что вы хотите.А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.
Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и стало невидимым. В конце занятия мы узнаем какие тайные послания вы нарисовали.
ОПЫТ 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?
Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
Что это у меня? (Молоко и кока-кола)
Что мы делали вчера? (Их смешали)
Что получилось у нас?
ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ.КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.
ОПЫТ 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.
На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
А что для этого надо сделать?
Для этого в наше молоко добавим йод.
Что случилось с молоком?
ВЫВОД: ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.
РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? (В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)
ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? (ПОЛЕЗНОЕ)
ОПЫТ 4. «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»
Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)
Почему так говорят?
Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.
Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.
Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.
Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.
В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.
Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)
ВЫВОД: ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.
ОПЫТ 5 « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? (На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)
Чем обычно рисуете? (Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)
А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? (Нет)
Хотите попробовать?
На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)
Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)
ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ ЭТОМ ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНЫХ ПЯТЕН НА БУМАГЕ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ ОБУГЛИВАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.
Что же написала я вам в своем письме?
Рефлексия.
КОМУ ПОНРАВИЛИСЬ СЕГОДНЯШНИИ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ?
Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?
О каком продукте мы сегодня говорили?
Какой вывод о нем вы можете сделать?
Пейте дети молоко - будете здоровы!
Сюрпризный момент: показ мультфильма «Смешарики-Молочное пари»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого
опытно-экспериментального
и исследовательского занятия в средней группе
«Лаборатория чудес»
по теме: « МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ »
Воспитатель: Бирюкова М.М.
Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
Обучающая:
формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
учить детей осознанно относиться к своему питанию.
Развивающая:
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований , экспериментов , наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательная:
воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование
Оборудование:
белые листы бумаги, где дети будут писать письма;
кисточки для написания писем;
пластиковые стаканчики,
блюдца,
лимонная кислота,
сода,
ватные палочки,
молоко,
вода,
гуашь,
жидкое мыло,
кока-кола,
йод;
пищевые красители;
набор муляжей молочных продуктов,
мультимедийное оборудование,
презентация по теме занятия
Предварительная работа:
проведение опыта с молоком и кока-колой;
опыта с молоком, если его оставить в холодильнике и в теплом месте;
чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть.
Я загадки загадаю
До того мудреные!
Кто загадки отгадает,
Попадет в лабораторию.
А в лабораторию непростую, а научную.
Готовы к испытанию? Будем загадки разгадывать?
Вам ни только, загадки надо отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!
Молоко
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
Мороженое
Догадайтесь, кто такая,
Белоснежная, густая?
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас... Сметана
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко - и в срок,
Получили мы...
Творожок
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это...
Сыр
Мы на хлеб его намажем,
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
Масло
Дети находят и показывают молочные продукты, которые выставлены на молочной выставке.
Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!
Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? (О молоке и молочных продуктах)
О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? (Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)
Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? (Молочные супы, каши, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…)
Основная часть.
Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.
А сейчас ребята я расскажу вам о пользе молока.
Рассказ и беседа воспитателя о пользе молока. Показ презентации.
Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1 Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).
С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2 Фото с молочными продуктами).
Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!
А, еще кто? (Козы…)
Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? (Коровье) У козы? (Козье)
На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)
Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).
Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).
А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).
В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).
Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 6).
Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.
Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).
Физминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять
руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на стульчик сели. (Дети садятся.)
Опыты. Эксперименты. Исследования.
В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!
Чудеса с молоком.
ОПЫТ 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.
Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?
Хотите научиться?
С помощью чего мы пишем письма, рисуем? (Ручки, карандаша, бумаги...)
Раньше использовали невидимые чернила. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение)
Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила есть у нас? (Молоко)
Хотите написать секретное послание? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте что вы хотите.А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.
Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и стало невидимым. В конце занятия мы узнаем какие тайные послания вы нарисовали.
ОПЫТ 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?
Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
Что это у меня? (Молоко и кока-кола)
Что мы делали вчера? (Их смешали)
Что получилось у нас?
ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ.КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.
ОПЫТ 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.
На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
А что для этого надо сделать?
Для этого в наше молоко добавим йод.
Что случилось с молоком?
ВЫВОД : ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.
РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? (В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)
ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? (ПОЛЕЗНОЕ)
ОПЫТ 4. «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»
Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)
Почему так говорят?
Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.
Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.
Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.
Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.
В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.
Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)
ВЫВОД : ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.
ОПЫТ 5 « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? (На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)
Чем обычно рисуете? (Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)
А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? (Нет)
Хотите попробовать?
На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Ну, что, кто-нибудь догадался, как прочитать секретное письмо? Что я вам написала?
Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)
Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)
ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ ЭТОМ ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНЫХ ПЯТЕН НА БУМАГЕ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ ОБУГЛИВАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.
Что же написала я вам в своем письме?
МОЛОДЦЫ!
Рефлексия.
КОМУ ПОНРАВИЛИСЬ СЕГОДНЯШНИИ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ?
Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?
О каком продукте мы сегодня говорили?
Какой вывод о нем вы можете сделать?
Пейте дети молоко - будете здоровы!
Сюрпризный момент: показ мультфильма «Смешарики-Молочное пари»