Предмет: СБО (5 класс) Тема урока: Приготовление бутербродов. Урок сбо "приготовление бутербродов"

Приготовление бутербродов. (2 ч)

Цель: научить уч-ся готовить бутерброды.

Задачи:

Образовательная - познакомить с видами бутербродов; научить резать правильно продукты; учитывать совместимость продуктов при приготовлении бутербродов; правильно пользоваться ножом.

Воспитательная - подготовить учащихся к самостоятельной жизни; воспитывать культуру общения, познавательный интерес к предмету, аккуратность, культуру приготовления пищи.

Коррекционная - развитие способности к обобщению, классификации; коррекция речевой и зрительной деятельности.

Ход урока :

    Организация урока.

Добрый день! Добрый час!

Как я рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Улыбнулись. Подровнялись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

2. Повторение.

- Какую тему мы с вами изучаем?

Чему мы учились на прошлом уроке? (заваривать чай)

Давайте, вспомним порядок действий заваривания чая. Я подготовила карточки, но они у меня перепутались. Кто из вас сможет восстановить план.

1. Ополоснуть заварочный чайник, чтобы он нагрелся.

2. В нагретый чайник всыпать 3 чайные ложки чая.

3. Залить чай кипятком до половины чайника.

4. Накрыть чайник салфеткой и дать ему настояться 5 минут.

5. Долить в чайник кипяток и накрыть салфеткой на 5 минут.

А как определить

3. Сообщение темы урока.

Представьте ситуацию, что к вам неожиданно домой пришли гости, или вы собрались с друзьями в поход на природу, или пришли из школы, проголодались и хотите быстро перекусить? Что можно быстро приготовить, не выходя из дома?

Вы узнаете, если отгадаете загадки?

Хлеба мягкого кусок, На ломтик батона слой масла намажем,

Сверху колбаса, чеснок. А сверху колбаске улечься прикажем.

Сам он просится к нам в рот, Такая еда сама просится в рот,

Аппетитный … (бутерброд). Вкуснятину как называет народ? (бутерброд)

Чему мы будем учиться на уроке?

Тема нашего урока – “Приготовление бутербродов”. Сегодня мы узнаем, какие виды бутербродов существуют, будем учиться резать продукты и готовить из них бутерброды.

4. Ознакомление с новым материалом.

Чудак математик Затем результат

В Германии жил. Положил себе в рот.

Он булку и масло Вот так человек

Случайно сложил. Изобрел бутерброд. (Генрих Сапгир)

А как же появился бутерброд?

Еще в Средние века самые большие куски хлеба служили как бы тарелками, на которые люди клали мясо, рыбу и другую разную еду. Хлеб впитывал в себя весь сок и жир продуктов, а еще всевозможные соусы, которыми были политы эти продукты. После того, как все поели, с этим хлебом поступали по-разному, например, некоторые отдавали его собакам, кто-то отдавал нищим, а другие же с остатками пищи сами съедали его. Считается, что именно с того времени и появились первые бутерброды.

Слово бутерброд означает в переводе с немецкого языка «хлеб с маслом». Кроме хлеба с маслом можно использовать и другие продукты.

Какие бутерброды вы готовите дома? (Бутерброды с колбасой, сыром, сельдью, вареньем, икрой…)

Давайте выясним, какие продукты мы можем использовать при приготовлении бутербродов?

Перечислите:

молочные продукты - сыры, сливочное масло

мясные продукты - колбасы, ветчина, варёное или жареное мясо, сало

рыбные продукты - солёная сельдь, икра, рыбные консервы

сладкие продукты – варенье, мёд

овощи – томаты, огурцы , лук , салат

соусы - , ,

зелень - , ,

Почему мы кладём на бутерброды разные продукты? (Чтобы было вкусно.)

Бутерброд – закуска (блюдо), представляющая собой ломтик хлеба, на который положены дополнительные продукты. Это вкусное блюдо, которое быстро и легко готовится.

Посмотрите, какой я бутерброд приготовила. Назовите продукты?

А все продукты хорошо видны? Такой бутерброд называют открытым , где все продукты хорошо видны. Повторите, как называют такой бутерброд?

Почему его так называют? (Всё видно, всё открыто.)

Для открытых бутербродов хлеб нарезают небольшими ломтиками толщиной примерно 1-1,5 см, намазывают сливочным маслом и кладут различные продукты.

Посмотрите, если я закрою вторым куском хлеба, видно будет с какими он продуктами? (Нет, если смотреть только сбоку.)

Что мешает увидеть продукты? (Второй кусок хлеба, который лежит сверху.)

Как называется такой бутерброд? (Закрытый. ) Повторим.

- Закрытый бутерброд ещё называют «сандвич», что значит в переводе с английского языка - «бутерброд», потому что начали готовить в Англии. Такой бутерброд удобно держать в руках, не запачкаешь пальцы. Позднее такие закрытые бутерброды стали готовить в России.

Закрытый бутерброд готовят из двух ломтиков белого хлеба шириной 5-6 см. Оба ломтика намазывают маслом, иногда смешанными с различными приправами - с горчицей (для ветчины, колбасы), тёртым сыром (для ливерной колбасы), хреном (для рыбы), томатным соусом (для мяса и языка). На один ломтик хлеба кладут продукты, а другим плотно прикрывают сверху.

Повторим, как называется такой бутерброд. (Закрытый, сандвич.)

Почему он так назван? (Закрыт вторым куском хлеба и не видно, какие продукты на нём лежат.)

А вам нравится, когда на бутерброде мало продуктов? (Не очень вкусно.)

Такие бутерброды называются простые . Для приготовления используют один продукт. Назовите простые бутерброды, которые вы можете приготовить дома?

А как вы назвали вот этот бутерброд с маслом, колбасой, огурцом, укропом, на нём столько разных продуктов?

Это сложный бутерброд. На нём разные продукты, но сочетаются между собой по вкусу.

Придумайте сложный бутерброд.

Вкусные бутерброды придумали, повторите, как они называются?

А можно приготовить сложный бутерброд с рыбой, котлетой и огурцом?

(Рыбу с котлетой не едят, не вкусно.)

Запомните, что при приготовлении бутербродов нужно учитывать совместимость продуктов по вкусу. Не все продукты сочетаются между собой.

Существуют ещё горячие и холодные бутерброды.

Горячие бутерброды разогревают в процессе приготовления и употребляют, как правило, в горячем виде. Их начинка обычно накрывается кусочком сыра, и бутерброд нагревается до его плавления. Также для украшения бутерброда можно использовать различные травы: укроп, петрушка, базилик и т. д.

Посмотрите мультфильм про ещё один бутерброд, назовите его название и сравните его с другими бутербродами. (Канапе)

Родина канапе – Франция. В переводе с французского канапе означает “крошечный”. Обычно канапе представляют собой миниатюрные бутерброды, насаженные на шпажки. У нас канапе – закуска, предназначенная для праздников, банкетов. Канапе принято брать руками или за шпажку (если таковая имеется). Существует великое множество самых разнообразных разновидностей канапе.

Для канапе можно нарезать хлеб в виде разных фигурок – круглых, квадратных, ромбиками т.п.- толщиной 0,5-1 см. Нарезанный слегка чёрствый хлеб надо поджарить на сливочном масле так, чтобы образовалась хрустящая румяная корочка и хлеб при этом не был засушен. Для бутербродов на поджаренном хлебе обычно используют острые закусочные продукты в самом разнообразном сочетании: рыбу холодного копчения, икру, сельдь, острые сыры, паштеты. Это настолько красивая и аппетитная, вкусная закуска, что она может заменить все другие закуски, если приготовить бутерброды из разнообразных продуктов.

Тартинки – это тоже маленькие бутерброды на поджаренном хлебе, но их особенностью является горячий гарнир: мясные, рыбные и другие продукты в горячем виде укладываются на поджаренный хлеб. Подают тартинки на пирожковых или десертных тарелках.

Подаются бутерброды на плоских блюдах, тарелках, покрытых салфетками.

Требования к качеству готовых бутербродов:

Бутерброды готовят непосредственно перед подачей;

Продукты должны быть свежими;

Горячие бутерброды должны подаваться в горячем виде;

Хлеб не должен быть слишком тонким или толстым;

Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами;

Хранить бутерброды в холодильнике не более 3 часов.

5. Работа в тетради.

Запишем в тетради тему и число.

Давайте вспомним, какие виды бутербродов бывают? Я буду показывать картинки, а вы будете называть и записывать.

Бутерброды

открытые закрытые простые сложные канапе тартинки

(сандвич) (комбинированные)

6. Закрепление материала.

Игра “Найди лишнее”.

Игра “Повар”. Помоги повару приготовить бутерброд, подбери продукты.

Собери бутерброд. Собрать из разрезной картинки бутерброд. Назвать вид бутерброда. Назовите продукты , какие использовали при приготовлении.

Интересные факты:

*Самый большой бутерброд в мире длиной 720 м был изготовлен семьюстами жителями одной ливанской деревни.

России самый большой по площади бутерброд был изготовлен на Нижегородской ярмарке. Его площадь составила 14 квадратных метров. Над проектом работали сотрудники нижегородского масложирового комбината. Работа была посвящена 780-летию города. Бутерброд состоял из следующих ингредиентов: 45 пшеничных коржей, шесть видов майонеза, колбасы, сыр и овощи.

*Сеть супермаркетов в Америке выпустила музыкальные бутерброды, которые играют рождественские мелодии после того, как их вынимают из упаковки.

*Самый длинный в Российской Федерации бутерброд был изготовлен 27 июля 2010 года в Северодвинске ; его длина составила 44 метра 77 сантиметров

Этот бутерброд-гигант был сделан в нашем городе Северодвинске. В длину это кулинарное произведение составило 44 метра 77 см. На его приготовление ушло 90 буханок хлеба, 45 килограмм (25 батонов) колбасы, 30 килограмм листового салата и 4,5 килограмма майонеза. Для приготовления бутерброда использовалась самая знаменитая российская колбаса - "Докторская". До этого длина самого длинного, сделанного в России бутерброда, составляла 32 метра, но северодвинцы побили этот рекорд. И надо отметить, что северодвинцы не собираются останавливаться, они хотят приготовить бутерброд длиной почти в 60 метров.

7. Составление плана работы.

Кто видел или знает, как готовить бутерброды?

Молодцы. Сначала удобнее нарезать продукты, а потом приготовить бутерброд. Запомните, что продукты на хлеб кладут вилкой. Почему? (Соблюдение личной гигиены.)

Мы должны соблюдать правила гигиены и культуру труда с продуктами.

На партах у вас лежат инструкционные карты по приготовлению бутербродов. Прочитайте про себя.

Читаем вслух по цепочке.

Технологическая карта приготовления бутерброда.

7. Упражнения с правильными приёмами работы.

Показ учителем как правильно резать продукты.

Вспомним ТБ при работе с колющими режущими предметами.

8. Практическая работа.

9. Оценка работы.

10. Подведение итогов.

Что вы узнали, запомнили с урока?

Какие виды бутербродов вы запомнили?

Какие бутерброды получаются самыми красивыми?

11. Домашнее задание.

Придумать рецепт сладкого бутерброда, солёного, простого, сложного, горячего.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО» .

Я хотел устроить бал

И гостей к себе…… (позвал)

Купил булку, сыр, творог

Сделал классный …(бутерброд)

Ножи, тарелки, вилки тут,

Но что- то гости не…..(идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…..(откусил).

Потом подвинул стул и сел,

Весь бутерброд в минуту…..(съел).

МБОУ «СКОШИ VIII вида» г. Никольска

Урок СБО в 5 классе.

«Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.

Приготовление бутербродов»

Учитель СБО - Дурягина И.А.

Цель:

1.Дать представление о бутербродах.

2. Познакомить учащихся с историей появления хлеба.

3. Рассказать о классификации бутербродов и технологии их приготовления.

4. Сформировать умения при приготовлении открытых бутербродов с соблюдением правил Т.Б. и санитарии.

Задачи:


  1. образовательная - познакомить учащихся с историей хлеба и его видами, технологией приготовления бутербродов - научить правильно, резать продукты; готовить бутерброды с учетом совместимости продуктов; правильно пользоваться ножом.

  2. воспитательная – воспитывать трудолюбие, аккуратность прививать навыки коммуникативного общения, культуру приготовления пищи.

  3. развивающая – развивать умение планировать свою работу, развивать правильную речь.
Словарь: открытый, закрытый, бутерброд, канапе, простой, комбинированный.

Оборудование: разделочные доски, ножи, тарелки, вилки.
План урока:


  1. Организация учащихся.

  2. Повторение.

  3. Сообщение темы урока.

  4. Ознакомление с объектом работы.

  5. Составление плана работы.

  6. Упражнение по ознакомлению с правильным приемом работы.

  7. Практическая работа.

  8. Оценка работы.

  9. Подведение итогов.

  10. Домашнее задание.

Ход урока:


  1. Организация учащихся .
Приветствие: Здравствуйте, ребята!

2. Повторение. (слайд 2)

Какой раздел мы с вами изучаем?

Где готовят пищу? (На кухне).

Почему готовят на кухне? (там есть раковина, плита, шкафы с посудой).

Какую кухонную посуду вы знаете? (Сковорода, чайник, кастрюля, миска и т.д).

А какие кухонные инструменты вы знаете? (нож, терка, кулинарная лопатка, толкушка, шумовка).

Почему называют «кухонная посуда», «кухонные инструменты»? (Ими работают на кухне).

Как должны храниться посуда и инструменты на кухне? (каждый предмет на своем месте, чтобы не искать; в чистоте, чтобы не заболеть).

^ 3.Сообщение темы урока. (слайд 3)
Расставив цифры в порядке возрастания, вы узнаете тему нашего урока.


6

5

9

2

7

4

1

3

8

Б

Р

Д

У

Р

Е

Б

Т

О

^ 4. Изучение нового материала. (слайд 4)

Тема нашего урока – приготовление бутербродов не требующих тепловой обработки. На уроке мы познакомимся с видами бутербродов и научимся их приготавливать.

Что такое бутерброд? (Ответы детей)

Скажите ребята кто из вас ел бутерброды?

А из каких продуктов состоял ваш бутерброд?
Бутерброд – слово не русское, а немецкое. В переводе с немецкого языка означает: «бутер» - масло, «брод» - хлеб, т.е. масло на хлебе – так можно перевести это слово. Посмотрите, как пишется это слово. Сколько слогов в этом слове? Назовите ударный слог. Назовите безударные слоги. Какую орфограмму можно заметить еще в этом слове?
- Угадав кроссворд, узнаете из каких продуктов можно приготовить бутерброд.(слайд 5)

Кроссворд

1.Им кашу не испортишь-

В народе говорят. Масло
2. Сочные да крупные, вот такие круглые,

Летом зеленеют, к осени краснеют. Помидор
3. С корочкой душистой,

Румяный, золотистый.

К нам на стол

Из печи пришел! Хлеб
4. Сей продукт нам очень нужен,

В пицце он необходим,

В холодильнике хранится,

Вкусный ароматный … сыр
5. На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. Огурец

Вы назвали продукты, которые могут присутствовать при приготовлении бутербродов. А какой продукт необходим обязательно для приготовления бутерброда. (Хлеб)

^ 4. Новый материал. (слайд 7)

Исторические сведения

Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. ХЛЕБ - посол мира и дружбы. С хлебом провожали на фронт, встречали с войны. Дорогих гостей встречали хлебом - солью.
Первый хлеб имел вид жидкой каши, ее до наших дней употребляют в Африке.
Хлеб занимает особое место в питании человека. В нем содержится много питательных веществ необходимых для жизнедеятельности человека. Хлеб – это наше богатство. Объясните, как это вы понимаете?
(Хлеб существует тысячи лет. Это очень важный продукт питания, без которого невозможно представить себе жизнь. В хлебе содержатся все вещества, необходимые нашему организму. В хлебе много витаминов необходимых для здоровья.
Вот он – хлебушко душистый.

С хрусткой корочкой витой!

Вот он – тёплый – золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл!
В нём здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе, -

Люди долго и упорно потрудились на земле.
Хлеб – народное богатство, к нему надо относится бережно. Много людей трудится для того, чтобы вырастить, убрать и испечь хлеб.) Помните об этом и берегите хлеб.
С тех пор как хлеб появился на русском столе, о нем слагаются песни, сказки, пословицы и поговорки.

Какие пословицы о хлебе вы знаете? (слайд 8)
Хлеб всему голова.

Хлеб везде хорош – и у нас и за морем.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо – за хлебом.

Хлеб с солью не бранится.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеб-соль – конец обеду.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Хлеб хлебу брат.

Хлеб всегда присутствует в питании человека, даже когда зачерствеет. Из черствого хлеба можно приготовить гренки, сухарики, бутерброды. Бутерброды относятся к холодным закускам, не требующих тепловой обработки. Брать со стола бутерброд можно руками. Их можно готовить к завтраку, обеду или просто к чаю. Они незаменимы в походах, в дорогу.
Для того, что бы красиво сделать запись в тетради проведем гимнастику для пальцев рук.

Почему мы кладем на бутерброд разные продукты? (чтобы было вкусно).

Бутерброд – это вкусное блюдо, которое быстро и легко готовится.

Посмотрите какие у меня бутерброды? С чем они? (слайд 9)

Все продукты хорошо видны. Знаете, как называется такой бутерброд? (это открытый бутерброд).

Повторите, пожалуйста, как называется этот бутерброд? (открытый).

Почему его так называют? (все видно, все открыто).

Посмотрите на другие бутерброды. С чем они? (слайд 10)

Хорошо видно, с какими он продуктами? (нет, только если смотреть сбоку).

Что мешает увидеть продукты? (второй кусок батона, который лежит сверху).

Как называется такой бутерброд? (закрытый).

Да, это закрытый бутерброд. Закрытый бутерброд еще называют «сандвич», что значит «бутеброд» по - английски, потому что его начали готовить в Англии. Такой бутерброд удобно держать в руках, и вы не испачкаете пальцы.

Как называется этот бутерброд? (закрытый)

Почему он так назван? (Закрыт вторым куском батона и не видно, с какими продуктами).

Вот другие открытые бутерброды, с чем они? (один с сыром, а другой с колбасой). - Нравятся вам бутерброды, когда на них мало продуктов? (Не очень вкусно).

(слайд 11,12)

Такие бутерброды называют простые, так как для его приготовления используется один продукт. Назовите простые бутерброды, которые вы можете приготовить дома. (Хлеб с колбасой, булка с маслом, булка с вареньем).

А как бы вы назвали бутерброд с маслом, колбасой, огурцом и петрушкой, если в нем столько разных продуктов?

Это комбинированный бутерброд, так как в нем скомбинированы разные продукты, которые сочетаются между собой. (слайд 13)

Придумайте вкусный, сытный комбинированный бутерброд.

Вкусный бутерброды вы придумали, а как они называются? (комбинированные).

А можно приготовить комбинированный бутерброд с котлетой, рыбой и огурцом? (нет, рыбу с котлетой не едят).

Правильно, вместе рыбу с котлетой не едят. Что еще вместе не едят?

Запомните, что не все продукты совместимы по вкусу, это нужно учитывать при приготовление бутербродов.
Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом или ужином, к супу, чаю или кофе, в виде красивой закуски к холодному столу, а также берут с собой на пикники, в походы и т.д. Можно приготовить бутерброды и когда неожиданно приходят гости. В зависимости от количества и выбора имеющихся дома продуктов готовят большие калорийные бутерброды, совсем маленькие закусочные или горячие бутерброды на поджаренном хлебе. (слайд 14)

^ Бутерброды делятся на несколько видов : (слайды 15-18)

Горячие и холодные бутерброды, в зависимости от того, в каком виде их подают на стол;

Соленые и сладкие бутерброды, в зависимости от вкусовых качеств продуктов;

Холодные соленые бутерброды по величине, форме и способу приготовления: простые, калорийные, бутерброды-башни и бутерброды-пирамиды, небольшие украшенные (коктейльные);

Закусочные (канапе), слоеные;

Бутербродные рулеты и бутербродные торты, горячие (гренки), сладкие.
^ Бутерброды могут иметь разнообразную форму: (слайд 20)

Овальную

Ромбическую

Треугольную

Квадратную

Пр. работа

Беседа по вопросам

На какие виды делятся бутерброды?
Простые, сложные, открытые, закрытые.

Что входит в состав простого бутерброда?
В его состав входит хлеб + один вид продукта.

Что входит в состав сложного бутерброда?
В его состав входит хлеб + несколько видов продуктов.

В чем особенность закрытого бутерброда?)
Особенность в том, что используется 2 кусочка хлеба, а между ними кладут несколько видов продуктов.

Какой срок хранения бутербродов?

Срок хранения в холодильнике 3 часа.
Для приготовления бутербродов необходимы: доска или блюда для готовых бутербродов, острый нож или пилочка и доска для резки хлеба, нож с круглым концом для намазывания масла, вилка для закладывания мягких продуктов. Ветчину, жаркое и колбасы режут специальным острым ножом. Чтобы ломти хлеба получились тонкими(1 – 1,5 см), следует использовать слегка зачерствевший хлеб. Свежий хлеб нужно несколько часов подержать в холодном месте, чтобы он скорее зачерствел. (слайд 21)

Прочитаем памятку цепочкой и скажем какие же требования предъявляются к качеству готовых бутербродов? (слайд 22)
Памятка.

1. Бутерброды необходимо готовить перед подачей.

2. Продукты должны быть свежими.

3. Хлеб не должен быть слишком толстым или тонким.

4. Хлеб, должен полностью покрыт продуктами.

5. Бутерброды на блюде располагают в один ряд.

6. Все бутерброды, кроме закусочных, берут руками.
- Какие требования предъявляются к качеству готовых бутербродов?
Слово учителя:

На урок мы принесли

Хлеб, колбаску с маслом

И сейчас мы смастерим

Бутерброд прекрасный.
^ 5. Практическая работа.
На практической работе вы будете готовить бутерброд с маслом колбасой и сыром. Чтобы приготовить бутерброд нам необходимо изучить технологическую карту. Называйте каждую операцию, перечисляя инструменты и приспособления, необходимые для выполнения работы. (Просмотр слайдов)
Для того чтобы приступить к работе, необходимо вспомнить санитарно-гигиенические требования и технику безопасности при работе с режущими инструментами. (слайд 23)
Т.Б. (Приложение № 1)

1. Надеть рабочую форму. (Фартук и косынка)

2. Вымыть руки.

3. Продукты резать ножом только на разделочной доске.

4. Нож передавать, держа его за лезвие.

5. Во время работы нельзя ходить по кабинету с инструментами в руках.

6. По окончании работы убрать рабочее место.

(слайд 24)

Практическая работа – бутерброды будут выглядеть аппетитней, если их украсить. Для украшения можно использовать овощи с яркой окраской: помидоры, огурцы, морковь, зелень петрушки, укропа.

^ 6. Закрепление изученного материала.
Какую работу мы выполняли на практической работе. Назовите, какой по способу приготовления вы делали бутерброд? Почему? Из каких продуктов вы готовили бутерброд?
Игра «Доскажи словечко» (слайд 25)
1. Нарезать …
2. Нарезать…
3. Намазать…
4. Положить…

5. Уложить…
- Какие бутерброды по способы приготовления вы знаете (по слайдам 26-31)

VII. Итог урока. Оценки. Домашнее задание .
– О чем сегодня говорили на уроке?
- Что означает слово бутерброд?
Приготовить дома один из предложенных бутербродов, угостите маму и на следующем уроке поделитесь мнением, что получилось, что понравилось.

5 класс. Раздел: питание.

Тема: "Приготовление бутербродов ".

Цели:

Научить учеников готовить бутерброды;

Познакомить с видами бутербродов;

Дать представление о разнообразии их;

Рассказать о продуктах, из которых можно готовить самые разные бутерброды;

Воспитывать гигиеничность при работе с продуктами питания, рациональность и бережливость.

Оборудование:

Продукты для бутербродов; кухонные принадлежности, посуда, необходимые для приготовления бутербродов, плакат "Виды бутербродов", фартучки и косынки, презентация «Бутерброды, всё о них».

Словарь: бутерброд, комбинированные.

Ход урока.

I.Организационный момент (надеть фартуки, косынки, вымыть руки).

П. Повторение теоретических сведений о сервировке стола:

  • Что означает сервировка стола?
  • Что называют столовой посудой?
  • Назовите столовые приборы.
  • Как размещают их при сервировке?
  • Где должна находиться полотняная салфетка при сервировке и во время еды?
  • Какая еще посуда бывает?
  • Какие приспособления и принадлежности на кухне вы знаете?

Ш. Сообщение темы и постановка цели на урок.

IV. Ознакомление с объектом работы.
Учитель показывает бутерброды: работаем с презентацией. Разбираем вариативность предложенных бутербродов, знакомимся с составляющими их продуктами питания:

простые (с маслом), комбинированные (с маслом и колбасой, с маслом и сыром), закрытые (с колбасой). Знакомимся со словом «Бутерброд», его краткой историей закуска, представляющая собой ломтик хлеба или булки, на который положены дополнительные пищевые продукты. Существует огромное количество видов бутербродов - от классических с колбасой или сыром до многослойных из различных сортов мяса, овощей, зелени и соусов или паштетов. Самый распространённый вид бутербродов - ломтик хлеба или булки с каким-либо из закусочных продуктов (сыром, ветчиной, колбасой, икрой, мясом, рыбой, консервами). Оформлять их можно листовыми и пряными овощами, кусочками яйца и лимона, маслинами, соусом, майонезом с корнишонами и др. Подаются бутерброды на блюдах, в вазах с плоскими краями или на тарелках, покрытых салфетками. Бутерброды не подлежат длительному хранению, поэтому их готовят непосредственно перед подачей на стол.

Из истории появления бутерброда:

Бутерброд – «хлеб с маслом», это если дословно перевести с немецкого языка на родной. Вот только авторство немцев в изобретении этого нехитрого блюда, весьма сомнительно. По утверждению многих ученных, изучающих историю кулинарии, история бутербродов началась гораздо раньше, еще в те времена, когда и германские племена- то еще не существовали. Датчане считают родиной бутербродов свою страну - они делают их с луком и копченой рыбой. А их соседи шведы, в свою очередь, претендуют на первенство, аргументируя это тем, что бутерброд это неизменный спутник знаменитого «шведского стола». Англичане приписывают создание бутерброда Джону Сэндвичу (говорящая фамилия, не так ли?), который отличался фантастическим обжорством и мог несколько часов кряду есть ломтики хлеба, между которыми он укладывал мясо, обмазанное маслом.

Есть мнение, что изобретателем бутербродов является великий польский астроном, математик и каноник - Николай Коперник. Этот факт кажется удивительным, но, тем не менее, существует вполне реальная, задокументированная история. Историю узнаем на дополнительном занятии по СБО. А сейчас приступаем к работе. V. Составление плана работы:

а) приготовить инвентарь и посуду;

б) нарезать хлеб тонкими ломтиками, можно использовать хлеб в нарезке, это очень удобно.

в) намазать хлеб маслом, масло должно быть размягчённым, для этого его нужно подержать непродолжительное время при комнатной температуре. Положить колбасу и сыр на хлеб, нарезка продуктов должна быть тонкой, с определённой формой.

г) уложить бутерброды на тарелку, украсить зеленью.

д) можно заметить предложенные продукты на «сельский вариант»: сало, нарезанное тонкими пластинками; варёные яйца, нарезаем вдоль кружочками; огурец, свежий, маринованный; лук, порезанный тонкими кольцами, и удобно и красиво; майонез. Подаём с зелёным луком и зеленью. Показываем варианты открытого сложного бутерброда, закрытого комбинированного, сравниваем.

VI. Фронтальный показ приема нарезания хлеба и продуктов, повторение правил безопасной работы с ножом.

VII. Практическая работа по бригадам (каждый член бригады делает для себя бутерброды - открытый, закрытый, комбинированный).

VIII. Оценка качества выполненной работы. Рассказ по плану одного ученика из бригады о приготовлении бутербродов. Подсчитать, сколько хлеба, масла и колбасы надо для приготовления бутерброда на одного человека, бригаду? Просчитываем и второй вариант приготовления.

Определить их стоимость. Проводим сравнительный анализ. Запись в тетрадь схемы "Виды бутербродов" и плана работы.

Раздаётся индивидуальная карточка – памятка о разнообразии бутербродов, о применяемых продуктах, ученики приклеивают её в тетрадь.

IX. Подведение итогов: - с каким блюдом мы сегодня познакомились? - какие бывают бутерброды? - как готовят бутерброды? - их особенность и важность для человека.

Какие бутерброды понравились?

Индивидуальные карточки – памятки.

Бутерброды.

Открытые простые: хлеб + масло, хлеб + колбаса, хлеб + варенье, джем, и. д. Открытые сложные, комбинированные: хлеб + масло + колбаса + сыр, хлеб + майонез +ветчина + зелень, хлеб + масло +

ломтики сельди + овощи + зелень… Возможен горячий вариант. Закрытые:

Схемы приготовления бутербродов:

Открытый бутерброд с маслом и колбасой

Закрытый бутерброд с маслом и сыром.

Комбинированный бутерброд

Очистить и нарезать колбасу

Нарезать хлеб. Намазать маслом по два ломтика

Подготовить овощи и яйца

Нарезать хлеб, намазать ломтики хлеба маслом

Положить на один из них сыр и накрыть вторым ломтиком

Нарезать, хлеб и намазать его маслом или майонезом

Положить на хлеб, смазанный маслом, колбасу

Можно ломтики хлеба обжарить и сложить бутерброд.

Положить сверху ломтики яйца и овощей

Уложить бутерброды на тарелку.

Хорошо вписывается в этот вариант джем, варенье.

Украсить бутерброды зеленью и уложить на блюдо


Журавлева Светлана Викторовна
Должность: учитель сбо
Учебное заведение: ОГБОУ "Скопинская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Скопин, Рязанская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Бутерброды и их виды. Приготовление бутербродов.
Дата публикации: 20.10.2016
Раздел: среднее образование

ОГБОУ «Скопинская школа-интернат»

Открытый урок по СБО

5 класс

Подготовила и провела:

учитель СБО Журавлева С.В.

февраль 2016 г.

Тема урока
: Бутерброды и их виды. Приготовление бутербродов.

Цель урока
: сформировать навык по приготовлению закусочных бутербродов (канапе) с соблюдением правил техники безопасности и санитарии.
Задачи урока
: 1. Обучающая:  познакомить учащихся с историей появления хлеба;  с понятием, что такое бутерброды и их видами;  технологией приготовления бутербродов. 2. Коррекционно-развивающая:  развивать внимательность, творческие способности, эстетический вкус при оформлении блюда. 3. Воспитательная:  воспитывать аккуратность, бережливость, самостоятельность, навыки коммуникативного общения.
Оборудование
: мультимедийные средства, магнитная доска, ребус слова «бутерброд», инструкционные технологические карты «Приготовление закусочных бутербродов (канапе)», учебно-методические пособия «Правила соблюдения личной гигиены и санитарии» и «Правила техники безопасности при работе с ножом», карточки-пиктограммы «Твое настороение», набор кухонной посуды, доски разделочные, салфетки, ножи, шпажки.
Медиаматериалы
: презентация «Бутерброды и их виды. Приготовление бутербродов».
Список используемой литературы:
1. В.П. Субчева. Учебное пособие «Уроки СБО в 5 классе». 2. С.А. Львова. Практический материал к урокам СБО. 3. Энциклопедия «Кирилла и Мефодия». 4. Интернет- ресурсы: сайт «Википедия».
Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте. Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем. Начинаем наш урок. У каждого из вас на столах лежит тетрадь, ручка, карточка – ребус, инструкционная технологическая карта «Приготовление закусочных бутербродов (канапе)», карточки-пиктограммы настроения и санитарная одежда.
II.

Актуализация знаний с постановкой проблемы.
Назовите тему урока, отгадав ребус. Отгадывание ребуса (карточка – ребус).
Слайд 1.

III. Сообщение темы и целей урока. Слайд 2.

(запись темы в тетрадь)
Что такое бутерброд? Какие виды бутербродов существуют? Какие продукты используют для приготовления бутербродов? Какие требования предъявляют к качеству готовых бутербродов? Научимся готовить бутерброды. Желаю вам успешного урока.
Слайд 3.

IV. Изложение нового материала.
Основной компонент для приготовления бутербродов – это хлеб.
Хлеб – один из самых удивительных продуктов, один из самых древнейших, самых значительных и самых надежных видов пищи на земле. Хлеб – полезный продукт. При его употреблении организм человека пополняется углеводами, белками, витаминами группы В, солями фосфора и железа. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Какое-то время хлеб считался деликатесом и выпекали его только на торжества. Также уважительно относились к тому, кто его выпекал. Хлебопеки держали рецепты в тайне. Ассортимент хлебобулочных изделий очень велик. Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремится отдавать должное этому великому творению. С тех пор как хлеб появился на столе, о нем слагают песни, сказки, пословицы и поговорки. - Какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?  Хлеб всему голова.  Хлеб да вода – здоровая еда.  Хлеб сердце человеку укрепит.  Хлеб бросать – труд не уважать.  Худ обед, когда хлеба нет.  Кто хлеб печет – тому и почет.  Ешь пироги, а хлеб вперед береги.  Хлеб везде хорош – и у нас и за морем. Хлеб всегда присутствует в питании человека и является главным компонентом при приготовлении бутербродов. Бутерброд – слово немецкого происхождения. В переводе означает «бутер» - масло, «брод» - хлеб, т.е. хлеб с маслом - так можно перевести это слово.
Слайд 4.
Откуда же взялось название «бутерброд»? Кто же изобрел бутерброд?
Слайд 5.
Наверное, очень веселый человек. Тот самый, кто первым сказал: бутерброд всегда падает маслом вниз. Это немецкий монах Бред Бутер. Им был проведен эксперимент, где участвовало 384 человека. Они намазывали хлеб с маслом и в течение 11 часов подбрасывали бутерброды, которые всегда падали маслом вниз. Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо так и закусочное блюдо. Бутерброды могут быть разнообразной формы: круглой,
квадратной, в виде ромбиков. Для бутербродов используют всевозможные продукты: сыр, яйца, мясо, рыба, соленья, и другие. По способу приготовления бутерброды делятся на:
Слайд 6.

(запись в тетрадь)
 Открытые  Закрытые  Горячие  Закусочные Открытые бутерброды:
Слайд 7.
- готовят на пшеничном и ржаном хлебе - хлеб нарезают толщиной 1 см - украшают зеленью или продуктами, имеющими яркую окраску - для простых бутербродов используют 1-2 вида продукта - для сложных – несколько видов продуктов. Закрытые бутерброды (сэндвичи):
Слайд 8.

Готовят из 2 половинок хлеба (булочки) - на хлеб кладут продукты и закрывают вторым ломтиком хлеба - бывают однослойные, двухслойные, многослойные - используют для похода, в дорогу, в школу. Горячие бутерброды (гренки, тартинки):
Слайд 9.
Такие бутерброды подают и употребляют в горячем виде. Запекают с продуктами в духовке и жарят на сковороде. Закусочные бутерброды (канапе):
Слайд 10.
- готовят на фигурных ломтиках хлеба - на хлеб укладывают продукты в несколько слоев по форме хлеба - толщина хлеба 0,8 см, ширина 3-4 см - продукт закрепляют шпажками. Также стол могут украсить веселые бутерброды.
Слайд 11, 12.

Физминутка «Хлоп-топ».

Требования к качеству готовых бутербродов.
Слайд 13.
- бутерброды готовят непосредственно перед подачей - продукты, входящие в состав бутербродов должны быть свежими - горячие бутерброды должны подаваться в горячем виде - хлеб не должен быть слишком тонким или толстым - хлеб должен быть полностью покрыт продуктами - хранить бутерброды в холодильнике не более 3 часов.
V. Проверка усвоения материала. Тест. Слайд 14.
Задание: Найди соответствие. Открытый бутерброд Для этого бутерброда необходимо 2 ломтика хлеба. Закусочный бутерброд Все продукты из чего приготовлен бутерброд видны. Закрытый бутерброд Это маленькие бутербродики, проткнутые вилочками-шпажками.

Практическая работа «Приготовление закусочных

бутербродов (канапе)».
1. Повторение правил личной гигиены и санитарии.
УМК «Личная

гигиена и санитария».
2. Повторение правил техники безопасности при работе с ножом.
УМК «Правила безопасной работы ножом».
3. Объяснение хода работы.
Слайд 15.
(у учащихся на столах инструкционные технологические карты «Приготовление закусочных бутербродов (канапе)».) 4. Выполнение практической работы. 5. В ходе практической работы осуществляется контроль:  за соблюдением правил безопасности труда, гигиены, санитарии;  за организацией рабочего места;  за соблюдением последовательности приготовления;  за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями;  за трудовой дисциплиной

Итог урока.
Что такое бутерброд? Для чего нужны бутерброды? Что является основой бутерброда? Какие продукты можно использовать для его приготовления? Какие виды бутербродов бывают? Что такое сэндвич? Что такое канапе?
VIII.

Домашнее задание.
Сочинить стихотворение или сказку о бутерброде. Прослушивание в записи.
IX. Самооценка «Твое настроение».
- определите свое настроение по пиктограммам. Поработали на славу и конечно всем нам браво! На мой взгляд, урок прошел не зря, вы с задачей справились друзья!
Всем приятного аппетита! Слайд 16.

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа №19 VII-VIII видов

Открытый урок на тему:

«Виды бутербродов»

Подготовила:

учитель технологии

Яловега М.Н.

г. Октябрьский

Конспект урока

Тема: Виды бутербродов. Приготовление бутербродов.

Цель: Научить обучающихся определять вид бутерброда по внешнему виду, готовить бутерброды.

Задачи:

    Ознакомить обучающихся с классификацией бутербродов, технологией приготовления бутербродов, учить определять вид бутерброда по внешнему виду, готовить бутерброды, резать ножом продукты для бутербродов.

    Воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность при приготовлении бутерброда, прививать эстетический вкус.

    Развивать речь, слуховое и зрительное восприятие, память, внимание.

    Корригировать мышление на основе упражнений в сравнении.

Ход урока:

I . Организационный момент

1. Раппорт дежурного

2. Проверка готовности к уроку учащихся.

III . Сообщение темы урока

- Как вы считаете, какая самая распространенная и быстрая в приготовлении, а зачастую и наиболее удобная в употреблении закуска?

Правильно это, конечно же, бутерброд. Бутерброды подходят и к завтраку, и к полднику, и к ужину, их удобно брать в дорогу, на пикники. Они выручают, когда приходят неожиданные гости, когда не хватает времени на приготовление другой еды. Ими можно накрыть стол для детей, которым нравится разнообразие. С бутербродами и кофе или чаем можно праздновать любые юбилеи, именины, дни рождения.

- Как вы думаете почему бутерброды имеют такую популярность?

Особенно удобны они тем, что на их приготовление не требуется много времени. Готовя бутерброды, хозяйка может проявить всю свою фантазию и выдумку, показать свой вкус. И сегодня на уроке мы ознакомимся с классификацией бутербродов, технологией приготовления бутербродов, научимся определять виды бутербродов по внешнему виду, готовить бутерброды. Слайд № 1

III . Актуализация темы урока

- Как вы считаете, откуда произошло слово «бутерброд»?И что оно означает?

Само слово "бутерброд" пришло к нам из Европы. Точнее, из немецкого языка, где оно дословно обозначало "хлеб с маслом". Слайд № 2

Бутерброд (от нем. Butterbrot - хлеб с маслом) - закуска, представляющая собой ломтик хлеба, на который положены дополнительные пищевые продукты (причем не обязательно масло). Конечно же, современный бутерброд не обходится лишь этими двумя ингредиентами. Сегодня разнообразие бутербродов поражает своим размахом. Это и простые классические бутерброды с колбасой, сыром или рыбой, это и бесконечное разнообразие сэндвичей, и даже сложные многослойные бутерброды, которые иначе как маленькими кулинарными шедеврами и не назовешь.

Слайд № 3

▪ Распространён розыгрыш, утверждающий, что бутерброд изобрёл Николай Коперник в апреле 1520 года. И что самое удивительное - в медицинских целях. В молодости Коперник был комендантом Алленштейнского замка, куда его пристроил дядюшка-каноник, что было нарушением правил - ведь в ту пору Николай Коперник еще не имел медицинского диплома. Через несколько месяцев замок осадили рыцари Тевтонского ордена. А еще через некоторое время разразилась эпидемия неизвестной болезни. Недипломированный специалист заметил, что болели лишь те, кто ел хлеб. Коперник выяснил, что защитники замка нередко роняли свой кусок хлеба на пол, поднимали его, стряхивали прилипший мусор и … съедали. Естественно, на темном фоне грязи не было видно, и Коперник предложил намазывать хлеб маслом, на котором после неудачного падения на пол легко было заметить грязь. Таким методом Коперник будто бы победил эпидемию. Так это или не так мы не знаем.

Николай Коперник был астрономом, математиком, экономистом, юристом, врачом и священнослужителем. Слайд № 4

Виды бутербродов:

    Открытые.

    Закрытые.

    Закусочные.

Слайд № 5

Бутерброды делятся:

1. Открытые - когда продукт виден. Они могут быть:

а) простыми. Простые бутерброды готовят из одного вида продукта, например бутерброд с маслом, колбасой, сыром и т.д. От батона белого хлеба отрезают поперек ломтик толщиной 1 см(30-40 г) и кладут на него подготовленный продукт.

б) сложными. Сложные бутерброды готовят с несколькими видами продуктов, хорошо сочетающимися по вкусу и цвету. Слайд № 6

2. Закрытые - когда продукт не виден. Закрытый бутерброд, изобретен англичанином Джоном Монтегью, четвертым графом Сэндвичским, (любитель карточных игр, он не мог оторваться от карточной игры даже для того, чтобы поужинать, и поэтому приносил ужин с собой). Закрытый бутерброд отличается от открытого тем, что кусочки продуктов располагаются между двумя ломтиками хлеба, благодаря чему такой бутерброд становится удобнее держать в руке. Слайд № 7

3. Закусочные. Канапе - это разновидность закусочных бутербродов маленького размера, состоящих из нескольких слоев. Их готовят из различных продуктов: масла, колбасы, ветчины, брынзы, плавленых сырков, яиц, сваренных вкрутую, сельди, различных паштетов и паст, овощей и т.д. Маленькие канапе протыкают палочками-шпажками, с помощью которых берут бутерброд. Слайд № 8

- Скажите, какую форму могут иметь бутерброды?

Бутерброды могут иметь разнообразную форму: круглую, овальную, ромбическую, треугольную, квадратную. Подаются бутерброды на блюдах, в вазах с плоскими краями или на тарелках, покрытых салфетками. Бутерброды не подлежат длительному хранению, поэтому их готовят непосредственно перед подачей на стол.

- Перечислите из каких продуктов можно приготовить бутерброды? (обучающиеся перечисляют) Слайд № 9

Используемые при приготовлении бутербродов ингредиенты:

Пшеничный или ржаной хлеб, багет (разновидность батона с хрустящей корочкой для приготовления батона);

Молочные продукты - сыры, сливочное масло и его заменители (маргарин, спред – масло растительного происхождения);

Мясные продукты - колбасы, ветчина, отварное или жареное мясо, сало;

Рыбные продукты - различные виды жареной или солёной рыбы, икра, рыбные консервы;

Овощи - томаты, огурцы, лук, салат, паприка;

Соусы - майонез, кетчуп, горчица;

Зелень - укроп, петрушка, кинза, базилик;

Джем, варенье, повидло.

- А вы, с какими продуктами любите бутерброды? (обучающиеся перечисляют)

Бутерброды могут быть как холодной, так и горячей закуской. Горячие бутерброды представляют собой тот же обычный бутерброд (вместо масла здесь уместно использовать различные соусы – майонез, горчица, кетчуп), только разогреваемый в процессе приготовления (в духовом шкафу или микроволновой печи) и употребляемый в горячем виде. Поверх начинки такого бутерброда кладут сыр (либо кусочком, либо натертый) как только сыр начинает плавиться в процессе разогревания – горячий бутерброд готов к употреблению!

- Скажите, какие инструменты и оборудование нам понадобятся для приготовления бутербродов? (обучающиеся перечисляют) Слайд № 10

- Сегодня на уроке мы научимся готовить бутерброды со шпротами. Давайте рассмотрим технологическую карту. Слайд № 11

Бутерброды со шпротами

Ингредиенты: 200 гр. хлеба, 2 баночки шпрот в масле, 200гр. маринованных огурцов, 4 зубчика чеснока, 4 куриных яйца, 150 гр. майонеза, зелень.

Технология приготовления:

    Хлеб нарезать ломтиками и поджарить в тостере до хрустящей корочки.

    Хлеб нарезать в виде треугольника.

    Выдавить чеснок в майонез, перемешать.

    Намазать хлеб майонезом с чесноком.

    Отварить яйца, почистить их и нарезать овальными кольцами.

    Положить яйца на майонез.

    Огурцы нарезать длинными полосками и положить на яйца.

    Сверху на каждый бутерброд положить по 1 рыбке и украсить зеленью.

Горячие бутерброды со шпротами

Ингредиенты: 1 батон, 0,5 пачки масла сливочного, 1 баночка шпрот, 100-150 гр. сыра твердых сортов, укроп для посыпки.

Технология приготовления:

    Батон порезать и смазать сливочным маслом.

    Сверху на каждый бутерброд положить по 1 рыбке.

    Посыпать натертым на мелкой терке сыром и рубленым укропом.

    Поставить на несколько минут в прогретую духовку до расплавления сыра. Горячие бутерброды со шпротами готовы.

IV . Словарная работа

Слайд № 12

Бутерброд, сэндвич, канапе, багет.

V . Физминутка.

Мы немножко отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки быстренько помыли

Посушить их не забыли.

А теперь смелей вперед

Будем делать бутерброд:

Посмотрели влево,

Нет ли где там хлеба,

А направо погляжу

Сверху масло положу.

Удивляется народ,

Вот так славный бутерброд.

VI . Инструктаж: ПТБ при работе с ножом

Слайд № 13

VII . Практическая работа

Обучающиеся под наблюдением учителя выполняют бутерброды.

Давайте посмотрим, какие ещё бутерброды можно приготовить.

Какие виды бутербродов вы здесь видите? (открытые, закрытые, закусочные)

Сейчас я вам каждому раздам карточки. А вы должны составить из перечисленных продуктов свой бутерброд. Напротив каждого выбранного вами продукта поставьте цифру.

VIII . Работа в тетрадях

Обучающиеся в тетрадь записывают виды бутербродов.

I X . Выяснение понятности темы урока

Слайд № 16

1. Какую тему мы сегодня изучали?

2. Что дословно означает слово бутерброд?

2. Какие виды бутербродов бывают по способу приготовления?

3. Чем отличаются эти бутерброды друг от друга?

4. На какие виды делятся в свою очередь открытые бутерброды? Почему они называются открытыми?

5. Что отличает закрытые бутерброды от открытых?

6. Какие ингредиенты используют при приготовлении бутербродов?

7. Какие правила необходимо соблюдать при приготовлении пищи?

8. Какие инструменты и оборудование необходимы для приготовления бутерброда?

9. Расскажите технологию приготовления горячих бутербродов со шпротами.

10.Что сегодня понравилось вам на уроке?

X . Итог урока. Выставление оценок