Все о картошке сценарий для начальной школы. Лучшие сценарии дня картофеля – для вас на портале маам

Дети старшей и подготовительной групп цепочкой вбегают в зал

(под русскую народную мелодию «Светит месяц» ) .

Ведущий:

Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль,
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.

Дети подготовительной группы читают стихи:

1. Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.

2. Одарила гостья – осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.

3. Так давайте славить осень
Песней, пляской и игрой.
Будут радостными встречи,
Осень, это праздник твой.

Звучит песня: «Золотая осень» .

Раздается стук в дверь.
Ведущий: Что за музыка звучит
Кто-то в гости к нам спешит.
Пританцовывая, входит Баба:

Все ребятушек искала,
И, наверно, опоздала.
Баба: Не далек мой путь, не близкий,
Шла я, шла… поклон вам низкий (кланяется) .

А Деда моего вы не видели?
Ведущий: Нет, не приходил.
Баба ищет вокруг: Дед, ты где? Ау!
Под музыку входит Дед:

Да вот он я! Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки,
Пора начинать наш праздник!
Баба: А что за праздник?

Дед: А ты забыла? Сегодня у нас веселый праздник «Веселая картошка» . Мы будем читать стихи, петь частушки, загадывать загадки и все о картошке!

Баба:

Знают о картошке все на свете.
Богачи и те, кто не богат.
Всяк ее по-своему готовит:
Варит кто, кто жарит, кто печет,

Но едят ее повсюду,
И повсюду ей за это слава и почет.

Дед: Но так было не всегда. Родина картошки очень далеко, в Южной Америке. 300 лет назад царь Петр первый привез клубни картофеля в Россию, но использовать в пищу стали не сразу. Сначала цветками картофеля знатные дамы украшали себе платья и шляпы, а крестьяне вовсе отказывались сажать его, даже бунтовали. А теперь мы не представляем себе жизни без картошки. Зовем ее вторым хлебом. А кто расскажет о картошке?

1. Кругла, рассыпчата, бела.
На стол с полей она пришла,
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда, вкусная картошка?

2. И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко.
Под кустом картошка.

3. Дождик лей, лей, лей,
Крупных капель не жалей,
Помоги немножко,
Вырастить картошку.

Баба: А сейчас я приглашаю детей исполнить танец с интересным названием: «Бульба»

Дети исполняют белорусский танец.

Дед: А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадку:

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали.
А когда копать пошли,
Сразу десять вдруг нашли?

Ну, раз отгадали загадку. То смотрите танец про Антошку и картошку.

Дети исполняют танец «Антошка»

Баба: Эй, ребятки – хохотушки. Выходите петь частушки.

Дети исполняют частушки:

1. Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна»

4. Что копали из земли
Жарили. Варили,
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

2. Ах, картошка, ты, картошка,
Кормишь ты честной народ.
Если есть картошка в доме –
Будешь сытым круглый год.

5. Дождик, дождик. Поливай
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти,
Дай картошке подрасти.

3. Я – картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна.
И большим, и малым.

6. Мы частушки вам пропели.
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что б вы нам похлопали.

Дед: Балалаечка бренчит, гармошка заливается.

Как на нашем на лугу веселье продолжается.

Дети исполняют «Русский перепляс» , старшая группа

Игра «Козел» , подготовительная группа

Баба: Очень славно поплясали,
И нисколько не устали.
А сейчас пришла пора
Прочитать стихи, детвора.

Стихи на тему осени:

1. Снова осень к нам приходит в сентябре.
Часто дождь играть мешает детворе.
Но зато какие краски. Посмотри:
На кустах, на всех деревьях у листвы.

2. Все раскрасит осень в множество цветов,
Много ягод нам подарит и грибов.

3. К нам приходит вслед за сентябрем,
Землю устилая, золотым коврам.
Красные и желтые, только посмотри!
Вспыхивают листья, словно огоньки.

4. Стало небо серым в ноябре,
Часто дождик сыплет во дворе,
Птицы стаями на юг от нас летят,
И деревья облетевшие стоят.

Дед: Вы и пели, и плясали,
И стихи нам почитали.
А соревноваться умеете?
Дед и Баба проводят с детьми аттракционы с картошкой.

№ 1 Попади в корзину.

№ 2 Пронеси картошку в ложке.

№ 3 Танец с картошкой.

Уже наступила прохладная осень.

И клен на дорожку два листика сбросил.

На юг улетают стаями птицы,

Что б ранней весной опять возвратиться.

Звучит песня «Журавли»

Я приглашаю поварят
Сюрприз нас ждет сейчас,
Веселый танец с ложками
Исполните для нас!

Дети старшей группы исполняют «Танец поварят»

Баба: Пролетело время незаметно,
О картошке тут не все сказали,
Но о ней поговорим мы непременно,
Когда все встретимся все снова в этом зале.

Дед: А на память, вам, друзья об этой встрече,
Вот пирог картофельный на вечер.
Из печи достают блюда из картошки.
Все уходят угощаться в группу.

Татьянин день

Татьяна, Таня, Танечка, Танюша,
Какой богатый выбор у мужчин.
Чтобы согреть своим любимым душу
В прекрасный этот праздник именин.

И пусть трещит мороз и воет ветер,
Но нам теплей на сердце от того,
Что есть Татьянин день, а это значит,
Что все мы вместе празднуем его.

Пусть это имя светлое, родное
Живет в сердцах и радует собой.
Такое милое, понятное, простое
И покоряет всех своею красотой!

Светлане

Светлана, в этом имени
Есть свет и теплота.
И солнца луч, и радуга
И просто красота.

Светлей, теплей и радостней
От имени Светлана,
Как будто бы сама весна
Его тебе прислала.

И солнца лучик в имени,
Нас греет и ласкает
Светлане в день рождения
Приветы посылает.

Александр Сергеевич Пушкин –
Гениальный наш поэт.
Он писал стихи и сказки.
Их читают с юных лет.

Про Русалку, и про Рыбку,
Про ученого кота,
Про Балду и про Салтана
Золотого Петушка.

Составитель: Каплунова Е.Н.

Праздник картофеля!

1-й ведущий : Добрый день, друзья!

2-й ведущий : Мы рады новой встрече с вами.

1-й ведущий : Сегодня у нас самый необычный день в нашей самой обычной жизни.

2-й ведущий : А почему «необычный»?

1-й ведущий : Так ведь у нас сегодня праздник.

2-й ведущий : Праздник????? И кого мы здесь будем чествовать?

1-й ведущий : А чествовать будем... Сейчас узнаете.

Читает стихотворение О. Фокиной «Про картошку»:

Когда из подвальной сырости

Ее посадили в грядку,

Она торопилась вырасти,

Чтоб видеть солнце и радугу.

Крепкий росток, как бивень,

Пласт земли пробуравил,

И первый июньский ливень

Ей первый листочек расправил.

Куры, сплетницы огорода,

Кричали:- Ни в мать взошла, ни в отца!

Но уже через три восхода

С ней начал лопух раскланиваться.

И вдруг - хозяйка с засекой:

Окрепла, моя голубушка?

Лопух увидала: - Экой! -

И вырвала с корешком лопушка.

И через два мгновенья

На месте зеленых листочков

Встала с собственной тенью

Серая рыхлая кочка.

Зашипела злорадно крапива,

Сжатая, брошенная на меже:

Погибнешь, барыня прихотливая,

Раньше нас или с нами же!

Но картошка помнила солнце!

Сквозь землю чувствовала луч его!

Наутро проткнула листком оконце

И подумала: «Ничего!..»

Когда мне трудно немножко

И кажется жизнь дремучею,

Я не плачу, а ем картошку -

Ее ведь тоже окучивали.

1-й ведущий : Итак, мы приглашаем виновницу нашего торжества ее Несравненное величество мисс Картофелину со свитой.

Входят мисс Картофелина и свита - несколько фрейлин, садятся.

2-й ведущий: Уважаемая мисс Картофелина, этот праздник в вашу честь. Как вы думаете, ребята, почему мы решили чествовать именно этот овощ? У нас в народе говорят: «Картошка - хлебу при- сошка», «Картошка - хлебу подспорье», «Картошка - кормилица». Это правда?

Обращается к Картофелине.

Картофелина : Конечно. В одной литовской сказке сказывается: раз батрак опоздал на работу и в ответ на последовавшую брань помещика объяснил: «Пан, извините, пожалуйста. Я опоздал, потому что ел 20 блюд». - «Какие 20 блюд?» - заинтересовался пан. Батрак стал перечислять: «Картошку вареную, картошку печеную, картошку жареную, картошку моченую, картошку толченую...». Картошка-кормилица подчас была единственной пищей крестьянина-бедняка.

1-й ведущий : Мисс Картофелина, а откуда вы родом?

Картофелина: Около 400 лет назад моих предков нашли в индейском селении Сорокота (сейчас это Перу). Найденные клубни назвали трюфелями за их сходство с грибами. Местные жители называли их «папа», они служили индейцам главным средством пропитания. Индейцы выкапывали клубни и раскладывали их на открытом месте. Ночью клубни промерзали, а на следующий день оттаивали на солнце. Ночами отжимали из них влагу, а затем давали высохнуть под жаркими лучами солнца. Так получалось чуньо - высохшие клубни, которые могли храниться долгое время.

2-й ведущий: Каким же образом картофель стал «вторым хлебом» и у нас?

Картофелина: Это произошло гораздо позже. Сначала меня завезли в в Испанию в 1565 году. Испанцам я не понравилась, потому что они пытались есть меня сырой. Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию и дальше в Австрию. Не остались в стороне и такие страны, как Франция, Германия, Англия.

фрейлина : В Англии с разведением картофеля получился курьез! Адмирал Релей приготовил из картофеля изысканное блюдо, приправил его маслом и пряностями и созвал друзей. Но угощенье им не понравилось, так как было приготовлено не из клубней, а из стеблей и листьев. Адмирал рассердился и уничтожил весь картофель на корню.

Картофелина: Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды - небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали «чертовым яблоком».

Фрейлина : В то время модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам.

Картофелина : Да, надо сказать, что в ту пору сорта картофеля были слишком горькими, и поэтому далеко не всем он пришелся по вкусу. К тому же вокруг картофеля ходило немало суеверий. Поговаривали, что плоды его родятся с головой и с глазами, как у человека, поэтому есть картофель - значит съедать души человеческие. Люди наотрез отказывались сажать картофель.

Фрейлина : В России картофель не сразу прижился. Чиновники, вместо того чтобы разъяснять людям, как выращивать новое растение, действовали приказом да угрозой: «Сажать картофель! А не то всех выпорем!». Начинались «картофельные бунты», с людьми расправлялись войска.

2-й ведущий : И когда же люди поняли, наконец, что это вкусный и сытный овощ?

Картофелина : В 60-х годах XVIII века начался голод. Медицинская коллегия обратилась в Сенат с заявлением, что лучший способ борьбы с голодом «...состоит в земляных яблоках». Сенат издал специальный указ: разводить картофель повсеместно. Тогда же русский ученый Болотов первым написал о пользе «тартофеля», как он его называл.

1-й ведущий : Спасибо вам всем за интересный рассказ: Действительно, очень много нового мы сегодня услышали об обыкновенной, всем известной картошке.

Ведущий Ребята, а вы знаете что, с картошкой можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

Конкурс «Сборщики картофеля»

На плечи лопаты - и в поле, ребята!

Работе мы рады и отдыху рады!

Соберем мы всю картошку поскорей,

Позовем на угощенье всех друзей!

Конкурс «Картофельная угадай-ка»

Примерные задания:

  • Определи вес мешочка с картофелем, подержав его в руке 10 секунд.
  • Сколько картофелин в прозрачном пакете? (В пакете мелкие клубни, смотреть можно в течение 10 секунд.)
  • Сколько весит картофельный клубень?
  • Сколько в прозрачном пакете красных и белых картофелин?
  • Сколько сантиметров между двумя тарелками с картошкой?
  • На стул кладут определенное количество клубней картофеля (5-7 штук) и накрывают материалом или газетой. После этого приглашают участников и предлагают им сесть на газету, под которой картошка на стуле, поерзать сидя и определить, сколько там клубней картофеля. Кто угадал, тот победитель.

«Полезные советы”.

  1. Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае, его можно оставить на час-два в воде и притом целыми клубнями.
  2. Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он быстрее сварится, будет более рассыпчатым.
  3. Если вам нужно заранее очистить картофель - храните его до употребления не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.
  4. Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин. до его полной готовности.
  5. Картофель в “мундире” не разварится, (что делает его непригодным для последующего жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы это делаете при обычной варке.
  6. Картофель, сваренный в “мундире”, легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.
  7. Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой – традиционная еда на привале. И все, конечно, знают обычный способ печь ее, когда вымытые и просушенные клубни картофеля, закапывают в горячую золу.
  8. Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.
  9. Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы он не разваливался и не лопался.
  10. Картофель надо чистить тонким слоем, так как под кожурой находятся соли и белки.

Ведущий. Спасибо большое за полезные советы. Но мы знаем, что вы хотели провести с ребятами ещё и конкурс. Так ли это?

Повар : да. Почистить картошку спиралью " (Чтобы кожура была спиральной лентой, у кого длиннее)

Мы напарим, мы наварим, напечем -

Ведь любая нам работа нипочем.

Из картошки можно сделать столько блюд,

Что угодно для души найдешь ты тут.

А для меня нет лучше в мире,

Чем картошечка в пюре.

Конкурс «Накорми пюре»

(Участвуют по два человека от команды. Играющие садятся на стулья напротив друг друга. С завязанными глазами игроки должны накормить друг друга пюре с ложки. Побеждает та пара, которая быстрее съедает все пюре.)

Объявляется конкурс «Картофельное танго» Дети танцуют, зажав лбами картофелину. Пара, протанцевавшая дольше, получает приз.

Конкурс «Картофельный дизайнер" (Порезать картофель на кружки и выложить из кружков картину)

1-й ведущий: То, что картошка во всех видах хороша, так это мы уже давно знаем, а знаем ли мы, как полезна картошка. Встречайте нашего следующего гостя доктора Пилюлькина

Доктор

Очень хорошо! Очень хорошо! Я как раз вовремя. Поступила телеграмма, что дети много говорят о картошке, может, им нужна моя помощь?

У-у! Глаза-то как горят -

Температура у ребят.

Знаю средство я одно,

Давно проверено оно:

Над картошкой подышали –

Сразу все здоровы стали.

Зачихала детвора –

Лечить картошкой их пора!

Будем горло прогревать!

Будем тёплый пар вдыхать!

В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин

Ведущий. Спасибо доктор .

Игра со словом «Картошка»

Если взять большое слово,

Вынуть буквы – раз и два!

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова!

Каждой из команд раздаются заготовленные карточки со словом «Картошка». Большее количество баллов получает команда, составившая наибольшее количество неповторяющихся слов.

Ведущий : Частушки….

Слово предоставляется жюри.

Вед: Праздник наш уже закончен
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!

Подготовил: учитель биологии МБОУ «ООШ» с.Усть-Лыжа,

ст.вожатая Кияшева Н.И.


Издавна на Руси картошку считали “вторым” хлебом. Всегда ли картофель был на Руси? Необходимо узнать историю появления картофеля в странах Европы. Учитель, дети и родители стали искать дополнительную литературу. Всем интересно узнать как можно больше о продукте, который ежедневно мы употребляем в пищу. Дети стали рассказывать друг другу о свойствах и качестве картофеля, об истории его появления на Руси, находить загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки. Не остались в стороне и родители. Вместе с детьми сочиняли стихи и рассказы о картошке, изготавливали различные поделки “Картофель и фантазия”, находили интересные “картофельные” рецепты. Нашлись и очень старинные рецепты приготовления картофеля.

Главная героиня праздника - Госпожа Картошка. В ее честь состоялся праздник. Участниками праздника были и дети, и родители, и гости. Ученики показали свои артистические способности, полученные знания, а родители - кулинарные таланты. Выставка съедобных картофельных шедевров поразила всех присутствующих в зале. В конце праздника Королева Картошка пригласила гостей и участников отведать блюда, приготовленные из картофеля.

Проведение таких мероприятий сплачивает детей и родителей. Ведь все вместе делают общее дело, и в результате создается сплоченный и дружный классный коллектив, т.е. рождается семья класса.

Оформление:

“Праздник картошки”

  1. Шары.
  2. Буквы.
  3. Плакаты: “Картофельное царство”, “Ах, картошка - объеденье!”
  4. Выставки а) книг; б) рисунков; в) блюд; г) поделок.
  5. Пластинки “Антошка”, “ Бульба”.
  6. Загадки.
  7. Пословицы.
  8. Веселые задачи.
  9. Полезные советы.
  10. Рецепты.
  11. Самоделки.
  12. 8 картошин, 4 ножа, 4 тарелки.

Добро пожаловать, гости дорогие!

Впрочем, какие же вы гости? Вы здесь хозяева. Ведь это вы, ученики 3-го класса, сделали выставку, прочитали много книг.

А зачем мы собрались здесь? Думаю, что скоро узнаем.

Я задумала слово. Это - название того блюда, которое очень часто готовит ваша мама и в котором много овощей.

Какие овощи обязательно присутствуют в этом блюде, найдем, отгадав загадки.

  1. Прежде, чем его съели, все наплакаться успели.
  2. Лук - обладает противовоспалительным действием, возбуждает аппетит, приправа к салатам, винегретам, ко всем мясным, овощным блюдам.

  3. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице.
  4. Морковь способствует росту организма, особенно детского, предупреждает кожные заболевания, улучшает зрение.

  5. Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки. Капусту используют при заболевании желудка, при ожогах, ушибах, заболеваниях суставов.
  6. Неказиста, мешковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: “Ну, рассыпчата, вкусна”.
    Картофель - “второй хлеб”, корм для животных, сырье для промышленности (крахмал).
  7. Овощное растение - “золотое яблоко”, пришедшее к нам из Южной Америки.
    Помидор - диетический продукт.

Какая часть растения используется в щах? Отгадайте.

Что копали из земли,
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили?

(Клубень - картофель).

Сегодня в гостях у нас “второй хлеб”.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище
Нынче в книгах мы поищем….
Многое должны узнать,
А теперь пора начать…

Все: “Праздник картошки”.

Песня “Бульба”.

  1. Из мешка бери картошку
    И питайся понемножку.
    Можешь есть ее вареной
    Иль в мундире запеченой

Трам, там, там, та-ра-та-ра-та-та-там
Без картошки худо нам. 2 раза

  1. Из картошки сварим кашу,
    Всю родню накормим нашу.
    Кому каша надоест,
    Пусть картошку в супе ест.
  2. Ай, туры да растуры,
    Не дворянской мы натуры.
    Коль у нас картошки нет,
    И обед нам не в обед.

Итак, мы отправляемся в картофельное царство. Встречает нас сама Госпожа Картошка.

Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Я вас рада приветствовать на празднике, проводимом в мою честь. Немного расскажу вам о себе.

500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Да и откуда было знать, если до Родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал.

Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, неизвестных Европе растений.

“Папа”. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.

На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа - картошка… Тут начались мои путешествия по суше. Сперва я разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же я перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку - холщовый мешок.

Но в Европе не сразу поняли, что у меня главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебряном блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели картошку не с того конца.

Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто я, картошка, - “чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая-пребольшая репка? Чтоб накормить и бабку, и внучку - семью. Раньше, в студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб.

Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а я, картошка, стала для вас и для всех других народов Европы вторым хлебом.

(Н.Надеждина).

А что еще о приключениях картошки вы узнали.

(Дети отвечают, опираясь на дополнительный материал.)

Картофель.

В 1771 году вследствие голода, опустошившего за год до того Западную Европу, Французская Безанская академия объявила конкурс на решение жизненно важного для населения вопроса “быть или не быть”, сформулированного, правда, более прозаично: “Указать растения, которые в период неурожая могли бы заменить обычно употребляемые людьми в пищу и способ их использования”. В ответ академия получила семь рукописей, в которых все авторы особое внимание обратили на южноафриканскую культуру - картофель. Премия была присуждена работе бывшего военного фармацевта Антуана Огюста Пармантье, изложившего способ приготовления из картофеля крахмала и использования клубней для приготовления хлеба без пшеничной муки.

Сам Пармантье познакомился с картофелем во время войны с Германией, где в плену ему пришлось питаться исключительно картофелем. Пармантье занялся изобретением различных блюд из картофеля, понимая, что бедняки не будут иметь картофель в изобилии, если богачи не убедятся в возможности приготовления из него вкусных блюд и для себя.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют “Первым” хлебом, а картофель “вторым”.

Со временем европейцы убедятся не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом. Скорее всего, именно из Польши картофель попал в имения польских магнатов в Белоруссии, Западной Украине и Литве.

К 1765 году картофель проник в Эстонию, Архангельск, Олонец, Каргополь, Новгород, Москву, Иркутск и даже Нерчинск.

Первым селекционером картофеля в России стал петербуржский огородник Ефим Андреевич Грачев (1826 - 1877 годы).

(Картошка сидит в кресле, слушает сообщения детей).

Наш праздник продолжается. Сейчас мы его проведем в 2 этапа:

  1. этап “Картофельное царство”,
  2. этап “Ах, картошка - объеденье!”

Отправляемся в заочное путешествие - картофельное царство.

(Звучит музыка).

Проведем устный журнал, который подготовили ученики 3-их классов.

1 стр. “Загадки”.

Под землей птица гнездо свила и нанесла яиц. Курочка-пустодом свила гнездо за двором, яйца несет, в землю кладет.

(Картофель).

И зелен и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом…

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!”

Это чудо плод
Ее едим мы круглый год
Пюре, супы, салат, окрошка
Везде присутствует …

Шел Кондрат в Ленинград
Встретил 12 ребят
У каждого лукошко,
В лукошке по 3 картошки.
Сколько всего лукошек,
И сколько в лукошках картошки?

(12 лукошек, 36 картошек).

О той, у кого много-много глаз
На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять
(Что, впрочем, можно сосчитать);

О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал;
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам;

О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня;
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко:
А вдруг это…

(Картошка).

Между гор лежит толстый Егор.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей приходит.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная…

Дождик, дождик
Посильней, чтобы травка зеленей,
А еще немножко
Выросла…

2. стр. Пословицы.

Картошка да каша - еда наша.
Голодному и картошка лакомство.
Картофель хлебу подспорье.
Картошка хлебу присошка.
Картошку копать, не руками махать.

3 стр. Веселые задачи.

1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые картошки. Сытый Вася тратит на такое же количество вареной картошки 1 час. На сколько минут быстрее управляется Вася с сырой картошкой, чем с вареной?

2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку, купившего 4 одинаковых пакета картошки по 2 килограмма в каждом. Пакеты порвались, и картошка рассыпалась. Сколько килограммов картошки полетело в Петю, если известно, что в молодости дедушка был снайпером?

3. Две картошки летели с одинаковой скоростью, хотя и были брошены разными мальчиками друг в друга. К счастью, обе картошки промахнулись. Первая картошка пролетела 6 метров, а вторая - 8 метров. На сколько метров сильнее был обижен первый мальчик, чем второй?

4. Третьеклассник Федя купил в школьной столовой блюдо из 6 картошек и вышел на 1 минуту мыть руки. В эту пору в столовой находилось 9 первоклассников, каждый из которых может съесть за минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на своей тарелке вернувшийся Федя, и сколько первоклассников осталось голодными?

Задание: придумать и записать слова, которые можно образовать от слова “картошка”.

4 стр. “Полезные советы”.

  1. Картофель, сваренный в кожуре сохраняет 75% витаминов; очищенный и сваренный клубнями - 60-70%, а нарезанный - лишь 35-50%.
  2. Очищенный картофель хранить нельзя. В крайнем случае его можно оставить на час-два в воде и притом целыми клубнями.
  3. Очистив картофель, поставьте его под струю холодной воды: он быстрее сварится, будет более рассыпчатым.
  4. Если вам нужно заранее очистить картофель - храните его до употребления не в воде, а в завязанном полиэтиленовом пакете.
  5. Солить картофель при варке лучше всего за 5-10 мин. до его полной готовности.
  6. Картофель в “мундире” не разварится, (что делает его непригодным для последующего жарения), если добавить в воду больше соли, чем вы это делаете при обычной варке.
  7. Картофель, сваренный в “мундире”, легко очистится, если его сразу же после варки облить холодной водой.
  8. Печеная картошка с румяной хрустящей корочкой - традиционная еда на привале. И все, конечно, знают обычный способ печь ее, когда вымытые и просушенные клубни картофеля, закапывают в горячую золу.
  9. Молодой картофель чистят так: помять его, положить в мешочек, всыпать соль и покатать по столу.
  10. Картофель надо варить на умеренном огне, чтобы он не разваливался и не лопался.
  11. Картофель надо чистить тонким слоем, так как под кожурой находятся соли и белки.

Физминутка. Инсценировка песни “Антошка”.

Входит мама-повар. Приносит в “мундире” сваренный картофель.

Задание: аккуратно очистить, быстро съесть. Чей класс быстрее и дружнее.

Пока дети едят, звучит музыка. (Игра).

5 стр. В гостях у Самоделкина.

Выставка поделок из картофеля.

Изготовление.

  1. Мы хотим вам показать,
    И, конечно, рассказать,
    Как при помощи картошки
    Можно сделать всем игрушки.
  2. Это добрый Айболит,
    Что под деревом сидит.
    Это доктор не простой,
    Он с картошкой - головой.
    Сделаем туловище из картона
    И игрушка готова.
  3. А это слоненок -
    Длинный хоботок.
    Сделать слоненка
    Каждый бы смог,
    Картошка, ткань и картон
    И наш слоненок готов!
  4. Берем картошину,
    Бумагу и горошину.
    Все соединяем
    И маску получаем.
    Можно приделать бант -
    Будет кукла-франт.
    А оденем чепчик -
    Маленький человечек.
  5. Мордочка котенка -
    Круглая картошка
    Туловище - картонка,
    А глаза - горошки.
  6. а) Конкурс для мальчиков “Сильные, смелые, ловкие”.
    - Кто быстрее и аккуратнее очистит картошку?.
    б) Конкурс для девочек “Самая изящная”.
    - Взять очищенную картофелину и начать срезать тонкую кожуру. У кого длиннее спираль?
    в) Изготовление “Чипсов” (Участников по 10 чел). (4 картошины). Чья команда получит больше долек для приготовления чипсов? (Возможны повторы участников).
  7. Смастери, не поленись
    И работой поделись.

Стихотворение “Картошка” (И. Демьянов)

Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!

Скоро здесь, на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай,
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.

После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки -
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!

Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!

Следующая страница - “Рецепты”.

Мы подходим к конечному пункту нашего праздника “Ах, картошка - объеденье!”

(Выставка всевозможных блюд, в приготовлении которых используется картошка).

Задание: “защитить” свое блюдо. Рассказать о способе приготовления. Участвуют по 1 ученику от класса.

Рецепты:

“Лодочки”

3-4 картофелины, 1/2 банки рыбных консервов в масле, 2 вареных яйца, 80 г сыра, зелень, молотый перец.

Картофель удлиненной формы отварить в соленой воде, очистить и охладить. Когда остынет полностью, разрезать вдоль на две половинки, ложкой выбрать середину, а углубление заполнить смесью из растертых рыбных консервов в масле и измельченных яиц.

В фарш можно добавить немного мелко нарезанной петрушки и щепотку молотого перца. “Парус” сделать из тонкого ломтика голландского сыра.

“Лодочки” разместить на плоской тарелке или на салатном листочке.

“Грибы”

4 картофелины, 4 спелых помидора, 10 грамм масла, 2 яйца, 1 огурец, 1\2 стакана нарезанной зелени, 100 г шпрот или копченой рыбы.

Картофель удлиненной формы помыть и отварить в соленой воде. Очистить, из каждого клубня вырезать “ножку” гриба в виде усеченного конуса. На плоскую тарелку насыпать мелко нарезанную зелень, на нее утолщенным концом поставить “ножку”, сверху на более тонкий конец положить срезанную верхушку помидора. При помощи корнетика на помидор выдавить точки масла или густого майонеза. По бокам аккуратно разложить шпроты без масла или нарезанную брусочками копченую рыбу. Украсить вареными яйцамии и тонко нарезанным зеленым огурцом. Можно сделать и шляпу белего гриба. Для этого отрезать верхушку сваренного яйца и подержать ее в заварке чая.

“Ананас”

600 г картофеля, 1-2 соленые сельди, 1 луковица, 2 вареных желтка,1 ст. ложка сметаны.

Для оформления: 150 г сливочного масла, несколько зеленых перьев лука, 1 чайная ложка кетовой икры или вареная морковь.

Картофель очистить и отварить в подсоленной воде до мягкости, воду слить, клубни размять пестиком в гладкое пюре. Сельдь заранее очистить, отделить филе, вынуть кости и, если сельдь соленая, залить на 2-3 часа небольшим количеством молока, пропустить через мясорубку вместе с сырым луком и вареными желтками. Эту массу соединить с остывшим картофельным пюре, добавить сметану и хорошо размешать. Сформировать яйцеобразный ананас и поставить на небольшую плоскую тарелку. Сливочное масло размять и растереть, положить в кондитерский шприц и нанести “шипы”. В центр каждого “шипа” поместить красную икринку или кусочек мелко нарезанной отварной моркови. На верхушке ножом сделать углубление и воткнуть несколько срезанных перьев зеленого лука. Края тарелки покрыть листьями салата.

Госпожа Картошка: Спасибо вам, милые дети. Оказывается, что очень много вы знаете обо мне. И если, когда вам трудновато приходится ухаживать за мной, то не сердитесь: ведь я всегда отплачу добром.

Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!

Песня о картошке.

  1. Как любим мы картошку, 2 раза
    Не можем без картошки
    Мы даже дня прожить.
    Представьте себе, 2 раза
    Не можем без картошки
    Представьте себе, 2 раза
    Мы даже дня прожить.
  2. Мы жарим ее и варим
    И в суп ее добавляем
    И даже просто в “мундире”
    Сможем отварить.
    Представьте себе, 2 раза
    И даже просто в “мундире”
    Представьте себе, 2 раза
    Сможем отварить.
  3. Можем испечь в духовке, 2 раза
    Можем оладушки сделать
    И на костре испечь,
    А сколько разных, 2 раза
    Сделать можно поделок
    Представьте себе, 2 раза
    Их даже и не счесть.
  4. Любите и вы картошку, 2 раза
    И много всяких секретов
    Узнаете о ней.
    Представьте себе, 2 раза
    И много разных секретов
    Представьте себе, 2 раза
    Узнаете о ней.

Приглашение к столу.

Ананьевская Анна Ильинична , учитель начальных классов

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Старый Оскол

МКОУ «Украинская средняя общеобразовательная школа»

Омской области, Исилькульского района

Якоб Елена Алексеевна

Украинка 2012

Цели праздника :

- развивать творческие способности учащихся,

Предоставить возможность реализации творческого потенциала учащихся,

Выяснить и расширить знания учащихся о картофеле;

Развивать чувства взаимопомощи, соучастия, коллективизма;

Воспитывать разносторонне развитую личность.

Сценарий праздника «Раз картошка, два картошка!»

1 ведущий : Здравствуйте, уважаемые учителя! Здравствуйте, ребята! 2 ведущий: Ребята, мы предлагаем вам догадаться, чему посвящена наша программа. Для этого необходимо отгадать загадки. 1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. 2. Орехи в земле, а листья на земле. 3. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? 4. И зелен, и густ, На грядке вырос куст Покопай немножко, Под кустом …(картошка). 1 ведущий: Сегодня, ребята, мы поведем речь о ее величестве Картошке, которую в народе называют вторым хлебом. И я думаю, что каждый из вас знает, что картофель – самое распространенное огородное растение. Даже тот, кто не имеет сада, для картошки обязательно найдет местечко.

2 вед.

Внекотором государстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.

1 вед.

Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Вам узнать не будет лишним.

2 Вед: 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

1 Вед.

Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

2 Вед. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

1 Вед.

Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

Картофелины (девочки 5 класса) рассказывают: - Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.
- Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды – зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты! - В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля. - В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

2 вед. Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

1 конкурс «Посадка картофеля»

1 вед. Сначала мы решили заняться посадкой картофеля. Для начала я приглашаю на сцену по 2 человека из 5 -х классов. Первые пары из разных команд принимаются за посадку картофеля. Участник вынимает из ведра по одной картофелине и «садит» рядом друг к дружке. Когда картофель посажен, за работу берутся вторые пары. Они с завязанными глазами собирают картофель и складывают в пустое ведро. Чья команда выполнит задание быстрее.

2 конкурс «Попади в ведро»

Ведущий 2. Конечно, работать такой бригадой одно удовольствие. А если одному приходится собирать картофель, то может пригодиться следующий способ уборки урожая. Чтобы его продемонстрировать, приглашаются по 1 участнику из 6,7,8 классов. Попасть картошкой в ведро. У кого будет больше попаданий.

3 конкурс «Презентация блюд из картофеля»

В
едущий
1. Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке́меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Наступает самый важный этап нашего праздника: презентация блюд из картофеля. (участвуют 8-11 классы)

4 конкурс «Танец Картошка»

Вед. 2. На следующий конкурс приглашаются по 4 человека из 10 и 11 классов. (Танцуют парами, упершись в картошку лбами. Темп мелодий меняется. Побеждает пара, не уронившая картошку.) Вед.2 . А сейчас музыкальная пауза в исполнении ребят 7 класса.

(частушки про картошку)

Частушки про картошку:

Вы не сварите обед

Если его в доме нет

С виду вроде бы простой

Это русский хлеб второй

Её люди прославляют

Даже песни сочиняют

Если вырос урожай

Смело лето провожай.

Под землёю как наседка

Она гнёздышко свела

И глазастых своих деток

Нам под осень привела.

Я и жарю, и варю

Её понемножечку

Спасибо русскому царю

За вкусную картошечку.

Я читала в букваре

И слыхала во дворе

Говорил мне старый дед:

Без картошки жизни нет.

Ложка дорога к обеду

К частушечке гармошечка

Мы пропели вам куплеты

Про русскую картошечку.

5 конкурс «Съешь меня вежливо!» Вед 1. Похвалить всегда прилично, и должна я вам сказать, Без картошки на «отлично» ни поесть, ни поплясать. Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец. Хоть сердит зеленый лук, а картошке лучший друг. Из картошки там и тут нужный делают продукт. И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Вед. 2. Ребята, а вы любите есть картошку? Сейчас мы это проверим. Я приглашаю на сцену по 2 девочки из 9-х классов. Нужно очистить и съесть запечённую картошку. Кто быстрее? Вед. 1. Мальчик по имени Антошка тоже любит ее кушать, а вот поработать не очень желает.

(инсценировка песни «Антошка», сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

Вед. 2. В этом году из-за засухи урожай картофеля в нашей местности хуже обычного. Не смотря на то, что мы старались ухаживать за картошкой, уродилась ее мало, и крупной почти нет. Чтобы на следующий год урожай был богатым, посвятим картофелю гимн!

Гимн картошке

1
. Картофель – наш кумир народный!
Ему поем свой гимн земной.
С времен Петра в России модный,
Не зря зовется – «Хлеб второй».

2. То снег, то дождик с небосвода,
От неба милости не ждем.
Девиз у нашего народа:
Картошка есть – не пропадем!

3. Картофель и печём, и жарим,
Его кладем и в суп, и в борщ.


И эту истину мы знаем:
Вкуснее пищи не найдешь!

4. Беда и выручка картошка,
С ней жизнь течет навеселе.
Пустой не будет наша плошка,
Когда картошка на столе.

5. Едим картошку с хлебом, с солью,
Не мыслим без неё обед.
Мы все прониклись к ней любовью
На сотни лет, на сотни лет!


Ведущий 2 : И вот на этой торжественной ноте пришло время подвести итоги . по разным номинациям: (Оглашаются итоги выставки поделок из картофеля) "Самый творческий класс» - «Лучший класс по презентации блюд из картофеля» - «Самая лучшая поделка» - «Чья картошка больше всех?» - «Самый активный класс в уборке урожая» -

(Награждение)

Наша встреча заканчивается. Спасибо всем, кто принял участие в мероприятии и в его подготовке. Сейчас дискотека.

Использованная литература: 1. Я познаю мир/Детская энциклопедия/ Загадочные растения. Астрель, 2006г. 2. Ликум А.Всё обо всём/ Популярная энциклопедия для детей. Москва, 1994г. 3. Осипов Н./ Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. Москва,1977г. 4. Петров В. М./Осенние праздники, игры, забавы для детей. Москва. Творческий центр «Сфера»,2000 5. Интернет-ресурсы

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Приветствуем вас на семейном празднике «Картошкины именины». Кто не любит картошку с запахом дымка, печеную на костре, или жареную на сковороде, сваренную целиком или пюре? С мясом, с рыбой, с грибами, с маринованными огурцами?

1 ребенок. Хоть хвалиться неприлично,

Но пришли мы вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец.

2 ребенок. Хоть сердит зеленый лук,

А картошка – лучший друг,

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт

И недаром, ведь, картошку

Вторым хлебушком зовут.

Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».

Картошка

Расскажу-ка вам, ребята,

Жили в лагере мы как,

И на солнце, как котята,

Грелись этак, грелись так.

Наши бедные желудки

Были вечно голодны,

И считали мы минутки

До обеденной поры.

Ах, картошка, объеденье,

Наших деток идеал

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

А мальчишки-то обжоры

Всю картошку поедят,

А потом завоют хором:

“Животы у нас болят!”

Ах, ты, милая картошка,

Низко бьем тебе челом,

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем.

Ведущий. Трудно поверить, что этот удивительный овощ когда-то ценили за нежные лиловые и розовые цветочки, которыми модно было украшать женские прически. Так слава тому, кто первым обратил внимание не на вершки, а на корешки!

3 ребенок. В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне –

Жила картошечка в земле.

4 ребенок. Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь, о том,

Как пришел картофель в дом!

Многое должны узнать….

Все дети. А теперь, пора начать.

Ведущий. И начинаем мы с утреннего семейного завтрака.

Проводится эстафета «Утренний завтрак». В эстафете участвуют дети с мамами и папами. Папы вместе с детьми стоят на линии №1, папина задача – очистить картофелину чисто, тонко и быстро. Как только папа картофелину очистил, рядом стоящий ребенок кладет картофелину в столовую ложку и бежит до линии №2, где мама должна как можно быстрее и тоньше порезать принесенный картофель. Чья команда-семья проделает это быстрее, та становиться победительницей.

Ведущий. Думаю, все остались сытыми и довольными от такого задорного завтрака. Хозяйкам на заметку, скажу, что в разных странах картофель называли по-своему: в Испании – «папа», в Англии «ирландский батон», во Франции – «земляное яблоко», а как называют картошку в дружеской нам Белоруссии? (бульба). Правильно – бульба. Там про нее сложили песню и танцуют в честь нее танец, который так и называется – «Бульба».

Дети исполняют песню «Бульба» или два ребенка читают стихи этой песни.

Из мешка бери картошку

И питайся понемножку.

Можешь, есть её варёной

Иль в мундире запеченной.

Трам, там, там, та-ра… рам,

Без картошки худо нам!

Из картошки сварим кашу,

Всю родню накормим нашу.

Кому каша надоест,

Пусть картошку в супе ест.

Трам, там, там, та-ра… рам,

Пусть картошку в супе ест!

Ведущий. И в твою, картошка, честь мы танцуем танец здесь.

Дети танцуют танец: Полька — бульба, либо по выбору (с листьями – 8гр., птицы –д/с70)

Ведущий. Для картошки станцевали, и картошка в этом зале, тоже хочет танцевать, будем даме помогать. А помогут даме, ваши родители, ведь они были только зрители и в честь картошки не танцевали в нашем уютном зале.

Проводится игра «Картошка по кругу».

Все встают в круг, под музыку, оборачиваясь вокруг себя, передают картошку. Музыка выключается, тот, у кого остался фантик, садится на место. Игра проводится несколько раз, самых стойких игроков награждают картошкой.

Ведущий. Сегодня мы видим плод нашего труда, а с чего все начиналось, как картошка с нами оказалась?

Все дети. Весной картошечку сажаем,

А осенью урожай получаем.

5 ребенок. Ходят часики природы:

День, неделя, месяц, год.

Если осень у народа,

Каждый день полно хлопот.

Дети поют песню об осени по выбору музыкального руководителя.

Ведущий. Чтоб картошке поспевать, надо часто поливать. Как раз этот год для картошки стал урожайным, много дождей пролилось этим летом на землю, вот картошечка и уродилась.

6 ребенок. Дождик, дождик,

Посильней,

Чтобы травка зеленей,

А еще немножко,

Чтоб выросла картошка.

Дети танцуют танец «Капитошка» (11, 5 группы), «Лягушки» (8 гр.), «Тучка»(д\с70).

7 ребенок. Вот картошка и поспела,

Время с грядок убирать,

Принимайтесь все за дело,

Будем маме помогать.

Ведущая. В давние, давние времена, когда картошка была редкостью, то ее развозили в каретах в бархатных сумочках и эти сумочки с клубнями картофеля дарили как драгоценность богатым вельможам. Затем, когда она стала популярной и перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку холщевый мешок. А в современном мире мешки с картошкой возят легковые и грузовые автомобили.

8 ребенок. Едем, едем мы домой,

На машине грузовой,

Ворота – отворяй,

Едет с поля урожай.

Ведущий. И мы с нашего импровизированного поля будем вывозить выкопанную картошку в погреб.

Проводится игра-соревнование для детей «Вывези картошку с поля». Две команды детей, у каждой игрушечная машина на веревочке. Дети с линии №1 с машиной, бегут к линии №2, берут одну картошку, кладут ее в кузов, бегут обратно, выкладываю картошку в корзину, передают машину следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока вся картошка не будет убрана.

Ведущий. Какие трудолюбивые ребята, повезло, вам, родители, видно, что правильно воспитываете их. Но не все же такими бывают, вот, например, Антошка из мультфильма – просто лодырь.

Дети инсценируют песню В.Шаинского «Антошка».

Ведущая. Ложка у Антошки, действительно большая, чем же мы кормить его будем?

Дети. Картошкой.

Ведущий. Картошка – гарнир к любому блюду, основа всех салатов. Даже самая неопытная хозяйка без труда приготовит из нее, по меньшей мере, два десятка вкусных блюд, а мы проверим, знают ли наши хозяюшки, рецепты блюд, которые можно приготовить из картофеля. И мы начинаем, наш, кулинарный турнир.

«Кулинарный турнир» для мам. На бумажных тарелках написаны рецепты известных блюд из картофеля. Тарелки разрезаны на части. Задача мам: сложить тарелку, прочитать рецепт и озвучить его название. Каждой маме за ответ дают, написанную пословицу про картошку. Мама сразу же читает эту пословицу.

Пословицы: «Картошка, да каша – еда наша», «Голодному и картошка лакомство», «Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка», «Картошку копать – не руками махать!»

Ведущая. Ваши мамы настоящие хозяйки и кулинары. Браво им! Пожалуй, нет равного картофелю продукта, из которого можно приготовить столько разных блюд. Он вкусен и питателен, полезен каждому. Но… картошку можно не только есть, но и делать из нее различные шедевры – это подтверждает наша выставка под названием «Картошины именины».

9 ребенок. Мы хотим вам показать

И, конечно, рассказать,

Как при помощи картошки,

Любой шедевр можно создать.

Ведущий. И мы приглашаем желающих в гости к Самоделкину.

Проводится аттракцион «Самоделкин». Задача родителей и их детей очень быстро сделать ежика из картошки, выходит 3-4 семьи.

Ведущая. Умелые руки – не знают скуки. Какие красивые ежики у вас получились!

(можно взять интервью о поделках, которые выставили эти семьи на выставку «Картошкины именины» и наградить семьи, участвующие в выставке грамотами)

10 ребенок. Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

Пропоем мы вам частушки –

Очень замечательно!

Дети поют частушки о картошке:

Закопали в землю в мае,

И сто дней не вынимали,

А под осень копать стали

Не одну нашли, а десять.

Посадили мы картошку

Мама в поле, я – в саду,

Мама много – я немножко,

Я всего одну гряду.

Я минуты неподвижно

Я ее пересажу.

Вот и осень наступила,

Выросла картошка.

Только что-то посадила

Я совсем немножко.

Мы собрали урожай,

Радовались очень.

Не ленись, весной сажай-

Будешь сытым точно!

Это очень интересно

И давным-давно известно:

Была б картошка в погребке –

Зима будет налегке!

Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли, плохо ли,

Все равно мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Ведущий. Праздник наш уже кончаем,

Что же вам еще сказать?

Вам картошечку по праву,

«Вторым хлебом» называть!