Требования к алкогольным складам. Каким должен быть склад алкогольной продукции? Требования Минфина

Приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 N 59н (далее - Приказ N 59н) были утверждены Технические условия, касающиеся хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару . Документ вступил в силу с 09.01.2011. Какие требования должны соблюдать предприятия общепита, реализующие алкогольную продукцию? Об этом - в настоящей статье.

Установлено, что данные Технические условия определяют требования к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции в части , расфасованной в тару с целью продажи ее потребителям в помещениях организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области производства и оборота продукции либо соискателей лицензии (п. 1 Приказа N 59н).

Напомним, согласно п. п. 15, 16 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ (Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции") под производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд, а под оборотом - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Итак, продукция должна храниться в стационарных конструктивно обособленных помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции, иначе говоря, в складских помещениях (п. 2 Приказа N 59н). При этом помещения складов должны соответствовать внушительному перечню требований . В частности:

Располагаться в зданиях (сооружениях), соответствующих требованиям, установленным Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";

Быть изолированными от служебных, подсобных и иных помещений капитальными стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками) высотой от пола до потолка складского помещения;

В них должна быть установлена приточно-вытяжная вентиляция с механическим способом побуждения, центральное отопление либо индивидуальные теплогенераторы, имеющие сертификат на соответствие требованиям безопасности и разрешение уполномоченного федерального органа исполнительной власти на применение их на территории РФ;

Должны иметься в наличии измерительные приборы для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции (гигрометры-термометры, гигрометры психрометрические, психрометры, термометры и др.). Исправность таких приборов должна быть подтверждена соответствующими отметками о поверке средств измерений в паспортах на приборы. Причем, если склад состоит из смежных помещений, указанные приборы должны находиться в каждом из них;

Должны быть оборудованы стеллажами и (или) поддонами высотой не менее 15 см от пола, расположенными на расстоянии не менее 1 м от систем отопления, водопроводных и канализационных труб;

Светильники на складе должны иметь защитные плафоны;

Оконные проемы (при их наличии) должны быть оборудованы защитными устройствами (жалюзи, карнизами и другими приспособлениями) для защиты от облучения поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами;

Расположение строительных конструкций склада должно соответствовать проектной документации на здание (сооружение);

Должны иметь систему обеспечения пожарной безопасности (пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения). Если в помещении отсутствует внутренний противопожарный водопровод и нет автоматических установок пожаротушения либо здание удалено на расстояние более 100 м от наружных пожарных водоисточников, то склад необходимо оборудовать пожарным щитом.

Также регламентировано, что на площади склада недопустимо (п. 3 Приказа N 59н):

Хранить продукцию, не являющуюся алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, расфасованной в потребительскую тару;

Размещать на одном поддоне разные виды продукции;

Размещать продукцию, не обеспечив при этом свободный подход к ней.

Заметим также, что для каждого вида продукции установлены свои условия хранения (п. 4 Приказа N 59н). Для большей наглядности представим их в таблице.

Вид продукции

Температура, °C

Относительная
влажность воздуха, %

Коньяк российский и бренди

Не выше 85

Спиртные напитки

Водка и водка особая

от минус 15 до плюс 30

Напитки слабоалкогольные

Вино и вино натуральное

Винные напитки

Шампанское, игристые
и газированные вина

Шампанское "Советское"

Коктейли винные

Рассмотренные в статье Технические условия хранения алкогольной продукции свидетельствуют об ужесточении государством требований к обороту такой продукции. Заметим, согласно сообщениям прессы Федеральная антимонопольная служба провела анализ данного Приказа еще на стадии его проекта и пришла к выводу, что отдельные его положения могут привести к необоснованному препятствованию в получении (продлении) лицензии. Причем специалисты ФАС высказали претензии относительно большинства положений проекта приказа. Вместе с тем документ был принят практически без поправок, без учета мнения ФАС. Сведения о том, собирается ли ФАС оспаривать Приказ Росалкогольрегулирования, пока отсутствуют.

Росалкогольрегулирование /РАР/ разработало особые лицензионные требования к складскому хранению пива, сидра и медовухи, которые могут привести к остановке большинства предприятий отрасли. Ведомство подготовило соответствующий проект приказа /имеется в распоряжении ИТАР-ТАСС/ N59н о требованиях к складским помещениям, используемым для оборота /за исключением розничной продажи/ алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Документ вводит лицензионные требования на склады для пивоваров, производителей медовухи, сидра, пуаре /грушевый сидр/ и дистрибуторов этих напитков. Их производство и оборот сейчас не лицензируются в России, в отличие от крепкого алкоголя и спиртосодержащих напитков. Теперь для слабоалкогольной отрасли потребуется лицензия на организацию хранения по тем же правилам, которые применяются в отношении крепкоалкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с новыми требованиями, склады должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечены отоплением и системами кондиционирования, холодильными установками. Также требуется установка приборов для контроля температуры и влажности. Окна потребуется закрыть жалюзи или шторами для защиты от солнца. Предъявляются особые требования по капитальности сооружений, высоте стен и изолированности от служебных помещений.
Член президиума ОПОРА России Алексей Небольсин уверен, что для малых и средних предприятий требования невыполнимы. По оценке ОПОРА, строительство одного такого склада обойдется в среднем в 10-20 млн рублей. "Это стоимость всего бизнеса для малых и средних предприятий. Они покупают оборудование за 5-6 млн рублей и их годовой оборот также не превышает 5-6 млн рублей", - подсчитал эксперт.
В России работает около 800-1000 малых предприятий, занятых выпуском и оптовой продажей пива, сидра и медовухи. Соответственно, инвестиции отрасли в перестройку и переоборудование складов могут достичь 20 млрд рублей. К тому же складской бизнес повысит ставки аренды. "В результате цены в рознице на пиво и медовуху начнут расти", - уверен Небольсин.
Кроме того, проект приказа РАР требует разделить хранение пива и безалкогольных напитков /например, кваса/. По данным участников рынка, около 90 проц пивоваров производят оба вида напитков. "Требования, которые заложены в документе, могут нанести значительный экономический урон отрасли, прежде всего за счет оснащения и дооснащения складов", - обеспокоен исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. По оценке Небольсина, новые требования к складам могут привести к остановке большинства малых и средних предприятий отрасли и перебоям в работе крупных заводов.
В Росалкогольрегулировании ИТАР-ТАСС пояснили, что проект приказа разработан с целью приведения нормативной базы в соответствии с требованиями действующего законодательства. Речь идет об отраслевом ФЗ-171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления /распития/ алкогольной продукции". В новой редакции с 22 июля 2011 года требования и ограничения, предусмотренные для крепкого алкоголя, применяются к пиву и напиткам на его основе.

03.02.2014

Правила к хранению алкоголя на территории РФ меняются. Так, вместо отдельных требований к хранению алкоголя, установленных приказом № 59н Росалкогольрегулирования, в силу вступили другие, добавлены новшества, а некоторые требования и вовсе были отменены.

Так, если ранее коньяки требовалось хранить при температуре от 5 до 25 градусов по Цельсию и относительной влажности не более 85%, то сегодня это могут быть помещения, где не холоднее +5 и не влажнее 85%. Другими словами, правовой акт с требованиями к хранению алкоголя будет обновлен и переименован. Актуальное название - "Технические условия в области производства и оборота (кроме розничной продажи) этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции к хранению алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару"

Что осталось по-старому?

Помещения, предназначенные для хранения алкоголя, как и прежде, необходимо оборудовать поддонами и/или стеллажами. Последние должны быть расположены минимум в метре от коммуникаций (канализация, водопровод, отопление).

Что нового?

Поддоны для хранения алкоголя и пищевой спиртосодержащей продукции в помещении должны быть расставлены рядами с шириной проходов между ними не менее полуметра. Глубина стеллажей не должна превышать 1,6 м. Расстояние между стеллажами – минимум полметра. А вот хранить на специализированном складе алкоголь и пищевую спиртосодержащую продукцию без обеспечения свободного подхода к ней теперь уже можно. Слабоалкогольную продукцию, согласно новым требованиям к хранению алкоголя, разрешается хранить при температуре 0…+20 градусов по Цельсию и относительной влажности максимум 85%.

Фруктовые и виноградные вина хранят при температуре +5… +20 градусов по Цельсию. Предельно допустимая влажность та же.
«Советское» шампанское и винные коктейли теперь больше не нужно хранить при температуре +8…+16 градусов по Цельсию при влажности максимум 85%. Однако это далеко не последняя редакция новых требований к хранению алкоголя Росалкогольрегулирования. Известно, что новый документ был проанализирован ФАС, которая раскритиковала некоторые его пункты, действуя в интересах соблюдения правил здоровой конкуренции на отечественном рынке.

Так, антимонопольной службе не понравились требования к помещениям для хранения алкоголя, которые должны быть изолированными и исключительно узкоспециализированными. Эти требования противоречат санэпид правилам СП 2.3.6.1066-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». Соответствие помещения склада проектной документации. В правилах не указано, каким именно ведомством будет устанавливаться этот факт. Согласно замечаниям ФАС, новый ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» применим только к тем зданиям, которые начали эксплуатировать после его вступления в силу, а именно, до 30 декабря 2009 года.

Наличие перегородок и полная изолированность складских помещений, по мнению ФАС, тоже ничем не регламентирована и безосновательна. Оборудование помещений механической приточно-вытяжной противодымной вентиляцией и отверстиями вентиляционных систем, закрытыми мелкоячеистой металлической сеткой, не прописано в санитарных правилах. Требование к отоплению недопустимо, так как не позволяет иметь оборудованное согласно правилам хранения алкоголя помещения вне крупных населенных пунктов. Требование к наличию измерительных приборов не регламентировано никакими законами и техрегламентами. Также по мнению ФАС, неоправданными ограничениями являются запреты на хранение в одном помещении алкоголя и другой продукции, отдельное размещение разной алкогольной продукции по поддонам, а также наличие свободного подхода к поддонам. А температурные требования и вовсе, по мнению ФАС, являются прямым основанием для отказа в лицензировании.

Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 октября 2010 г. N 59н "Об утверждении Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару" (с изменениями и дополнениями)

    Приложение. Технические условия в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару

Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
от 26 октября 2010 г. N 59н
"Об утверждении Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с абзацем восьмым статьи 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553; 1999, N 2, ст. 245; 2001, N 53, ст. 5022; 2002, N 30, ст. 3026, 3033; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3113; 2006, N 31, ст. 3433; N 43, ст. 4412; 2007, N 1, ст. 11; N 17, ст. 1931; N 31, ст. 3994; N 49, ст. 6063; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 15. ст. 1737; N 31, ст. 4196; 2011, N 1, ст. 42; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4566, 4601; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322) и подпунктом 5.2.13(1) Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1119; 2010, N 21, ст. 2618, N 26, ст. 3350, N 31, ст. 4251, N 42, ст. 5403; 2011, N 6, ст. 888, N 14, ст. 1935; 2012, N 7, ст. 852; N 34, ст. 4735), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Технические условия в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Е.Е. Махновского.

Регистрационный N 19284

Установлены технические условия в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Речь идет о хранении в помещениях лицензиатов (соискателей лицензий) товаров, расфасованных в потребительскую тару.

Продукция должна находиться в стационарных конструктивно обособленных помещениях, предназначенных исключительно для ее приемки, хранения, отпуска и учета. Там нужно установить приточно-вытяжную вентиляцию с механическим способом побуждения, центральное отопление или индивидуальные теплогенераторы, стеллажи и (или) поддоны высотой не менее 15 см от пола. Необходимы светильники, измерительные приборы для контроля за температурно-влажностным режимом хранения. Складские помещения нужно изолировать от служебных, подсобных и иных капитальными стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками) высотой от пола до потолка.

Продукция должна храниться при определенных температурных режимах и относительной влажности. Данные показатели установлены для каждого вида товаров.

Например, шампанское "Советское" нужно хранить при температуре от 8 °С до 16 °С и относительной влажности воздуха не выше 85%. Показатели для водки - от минус 15 °С до плюс 30 °С и 85%.

Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 октября 2010 г. N 59н "Об утверждении Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару"


Регистрационный N 19284


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Об экспертизе настоящего приказа см. заключение Минэкономразвития России от 4 июня 2012 г.


На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов появились три проекта приказов Росалкогольрегулирования о складах.

Приказ распространяется, в том числе, на пиво, сидр, пуаре и медовуху. Из названия и описания проекта видно, что он точно относится к дистрибуторам, оптовикам. А вот относится ли он к производителям, пока неясно. С одной стороны, производители – участники оборота. С другой, в законотворческой практике понятие «производства» иногда может не входить в «оборот».

Наш портал постарается уточнить этот вопрос у регулятора и отдаст данный акт на юридическую экспертизу.

Что касается содержания, проект содержит ряд жестких и неоднозначных формулировок, согласно ним, склады должны:

Иметь общую площадь складских помещений организации не менее 500 м2;
- каждое складское помещение (в том числе смежное) должно быть оборудовано измерительными приборами для контроля за температурно-влажностным режимом, исправность которых подтверждена соответствующими отметками о поверке средства измерения в паспорте (формуляре) на прибор;
- быть оборудованы стеллажами и (или) поддонами, расположенными на расстоянии не менее 1 метра от систем отопления, водопроводных и канализационных труб. Поддоны с продукцией при хранении не на стеллажах должны устанавливаться в ряды шириной не более чем из двух поддонов таким образом, чтобы расстояние между рядами и от стен составляло не менее 0,5 метра;
- иметь расположение строительных конструкций, которое соответствует техническому и (или) кадастровому паспорту;
- полы в складских помещениях должны иметь ровную (без выбоин) поверхность;
- асфальтовые полы допускаются только на площадках для выгрузки продукции из автомобилей.

Данные проект приказа уже прошел процедуру публичного обсуждения уведомления о начале разработки акта. Следующий этап – проведение публичных обсуждений в отношении текста проекта. В ходе него отрасль сможет высказать свое отношение к данному документу. Мы сообщим о начале и итогах обсуждения.

Второй проект – «Об утверждении требований к складским помещениям и стационарным торговым объектам, используемым для розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции» .

Данный проект относится к складам розничных точек, а также к самим магазинам. Он также распространяется на все алкогольные и спиртосодержащие напитки, в том числе, пиво, сидр, пуаре и медовуху.

Пока не ясно, распространяется ли он только на розничные точки, или к нему относится и общепит. Наш портал постарается уточнить этот вопрос у регулятора и отдаст данный акт на юридическую экспертизу.

Проектом устанавливаются следующие требования к складам розницы (особо интересные и неясные пункты выделены, мы постараемся уточнить их у регулятора и юриста):

Складские помещения и торговые объекты должны быть отапливаемыми, вентилируемыми;
- торговые объекты и складские помещения, занимающие часть жилого здания, должны быть оборудованы отдельным входом (выходом);
- торговые объекты и складские помещения должны быть изолированы друг от друга и от служебных, подсобных и иных помещений стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками) высотой от пола до потолка;
- в торговых объектах должна предусматриваться отдельная торговая зона (секция, отдел) торгового предприятия, предназначенная для выкладки с целью продажи алкогольной продукции отдельно от иной продукции;
- складские помещения и торговые объекты должны обеспечивать условия сохранности (хранения) алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленные изготовителем данной продукции;

- каждое складское помещение должно быть оборудовано измерительными приборами для контроля за температурой и влажностью в помещении. Исправность измерительных приборов должна подтверждаться соответствующими отметками о поверке средства измерения в паспорте (формуляре) на прибор. Установка измерительных приборов должна осуществляться согласно их паспорту (формуляру) или руководству по эксплуатации;
- все торговые объекты и складские помещения должны быть оборудованы исправными светильниками и лампами;
- в складских помещениях оконные проемы (при их наличии) оснащаются защитными устройствами, обеспечивающими защиту от попадания на алкогольную и спиртосодержащую продукцию прямых солнечных лучей.

Публичное обсуждение проекта началось 3 сентября и продлится 45 рабочих дней - до 4 ноября. Принять участие в обсуждении можно, зарегистрировавшись на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

Исходя из названия, данные проект не имеет отношения к производителям пива, сидра, пуаре и медовухи. Проект находится на этапе уведомления о начале разработке, публичные обсуждения по которому уже завершились. Текста проекта пока нет.