Старославянские блюда названия. Старинная русская кухня

От одного взгляда на эти блюда текут слюнки. И если для выходцев из славянских стран они - часть ежедневной трапезы, остальные по праву воспринимают их как истинные деликатесы !

Традиционные блюда всегда имеют множество вариаций . Главное - чтобы их готовил человек, которому они знакомы с пеленок. Так что если вы собираетесь в путешествие по этим странам, обязательно попробуйте!

Топ-9 славянских блюд

  1. Западные и восточные славяне: вареники

    Вареники (украинская/русская кухня), или пироги (польская) - традиционное блюдо этих стран. Это тесто, начиненное фруктами, картофельным пюре, мясом или творогом. Их отваривают или готовят на пару, после чего иногда поджаривают. Подают со сметаной, но если начинка несладкая, то к ним обжаривают лук или готовят шкварки. Это лакомство получается мягким и пушистым, съедается очень быстро!

  2. Южные славяне: плескавица

    Плескавица - воистину царица сытных жареных мясных блюд! Такое мясо готовят в Боснии, Сербии, Хорватии, Словении и Македонии. Конечно, такое блюдо не очень полезно, но вкус его заставит забыть обо всём на свете.

  3. Македония: пастрмалия

    Пастрмалия - это открытый пирог с кубиками мяса. Свое название он получил от слова пастрма, которое обозначает соленое и сухое мясо овец или ягненка. Сейчас используют не только это мясо, но форма по-прежнему похожа на лодочку.

  4. Балканы: таратор

    Таратор — традиционное балканское блюдо. После тяжелых мясных блюд пришло время для супчика! Таратор - это нечто среднее между холодным супом или жидким салатом, который популярен летом в Болгарии и Македонии. Его делают на основе йогурта, который иногда заменяют смесью воды и уксуса. В него добавляют огурец, чеснок, грецкий орех, укроп и растительное масло. Иногда добавляют хлеб и заменяют огурцы морковью.

  5. Словакия: брынзовые галушки

    Брынзовые галушки являются одним из национальных блюд Словакии, а также Чехии и даже Польши. Это сытное блюдо состоит из галушек (вареные кусочки картофельного теста) и брынзы (мягкого овечьего сыра), его посыпают шкварками или жареным беконом. Вкуснятина!

  6. Южные славяне: и голубцы

    Это блюда из виноградных, капустных или мангольдских листьев, в которые завернута начинка, обычно на основе фарша. Они распространены в кухнях бывшей Османской империи с Ближнего Востока до Балкан и Центральной Европы. Это традиционная зимняя еда, которую готовят, как только начнет холодать.

  7. Южные и восточные славяне: кнедли

    Кнедли - это шарики из картофельного теста с мясной или сладкой начинкой. Часто в них прячутся целые ягоды сливы или абрикоса. Кнедли варят и подают, смазывая сливочным или растительным маслом. К соленым кнедлям подают различные соусы. Это очень вкусно!

  8. Восточные славяне: сало

    Сало - это подкожный жир свиньи, иногда с кожей и мясными прослойками. Его, как правило, солят, иногда добавляя приправы. Иногда его коптят. Ломтик сала утром приносит большую пользу организму, но увлекаться им, конечно же, не стоит.

  9. Словения: прекмурская гибаница

    Прекмурская гибаница - это многослойный торт с неповторимым вкусом. Он содержит мак, грецкие орехи, яблоки, изюм и творог или рикотту, тем самым показывая разнообразие даров природы этого региона.

Наслаждайтесь путешествиями и открывайте новое для себя. А если вы считаете, что в этом списке чего-то не хватает, обязательно оставьте комментарий!

Поесть. Но ещё ни разу нам не встречались исконно славянские, можно сказать, древние славянские рецепты на Рождество . Соответственно, восполним этот пробел некоторым количеством этих исконных славянских рецептов.

Почему мы вдруг заговорили про древние славянские рецепты? Потому что скоро наступит Рождество — древний славянский праздник. Как и Ивана Купала, корни этого события уходят в седую языческую древность, к обрядам поклонения солнцу (ведь не зря при колядовании с собой символы солнца носят и поют привлекающие весну песни). Ну а встречать такой старый праздник современными блюдами как-то оно не так, что ли… Поэтому мы и подготовили данную статью — чтобы празднование могло стать более аутентичным, так сказать 🙂 Хотя, конечно же, абсолютно без разницы, к какому празднику приурочить эти вкусные и полезные древние славянские блюда.

Древние славянские рецепты на Рождество на первый взгляд могут показаться очень странным словосочетанием. И действительно: если сейчас все славяне — современные, то откуда взяться древним рецептам? Ну, не будем вдаваться в детали (кому интересно — можно прочесть статью «Этимология, чаромутие и древние славянские руны » или «Связь Троицы и русалок » или «Западная крепость славян — Славенбург «, а также воспользоваться другими источниками). Для нас важно то, что рецепты из этой статьи не встречаются в повседневном питании современных славян (по крайней мере, цивилизованной их части 🙂) Так что данные блюда вполне могут быть названы древними славянскими.

И, самое главное, как ты блюдо не называй, менее вкусным оно от этого не станет! Поэтому приступим к приготовлению блюд и напитков по древним славянским рецептам. И начнём с первого блюда, которое породило впоследствии такой известный продукт, как . Но раньше оно называлось иначе:

Древний славянский рецепт «Похлёбка Перуна»

Обратите внимание на то, что при соблюдении исконной славянскости в этот рецепт не может входить картошка. Также туда не входят перец и прочие восточные пряности. Как и соль, кстати. Но входят зелёный лук, петрушка, укроп и прочие «народные» приправы. Тогда как составные части этого блюда следующие:

  • кислая капуста
  • кисляк
  • зелень
  • чеснок

Пропорции ингридиентов, к сожалению, не сохранились с древних славянских времён… Но, как показала практика, произвольное смешение указанных ингририентов приводит к появлению очень вкусной похлёбки. Не дураки вкусно покушать были наши предки 🙂

Перейдём к подробностям. Кисляк — это сквашенное кислое молоко. Приготовить его очень просто — нужно оставить свежее молоко на денёк в тепле. Чем жирнее молоко, тем вкуснее кисляк — а, значит, и наша похлёбка Перуна.

Кислая капуста — обязательный ингридиент. Квасится любым известным удобным для вас способом либо же покупается в магазине, и перед приготовлением блюда режется на мелкие кусочки. Зелень — любая. Чеснок — любой. Обратите внимание на то, что традиционно на приготовление похлёбки Перуна шло не специально приготовленное для нее мясо, а остатки других мясных блюд, преимущественно мясо, срезанное с костей, кстати, как более мягкое и нежное. В старинной русской похёбке Перуна предпочитали сочетать мясо поросенка, индейки и тетерева, т. е. нежирную свинину, домашнюю птицу и дичь. Однако в наших современных условиях подойдёт любое мясо.

Процедура приготовления похлёбки Перуна очень проста. Для начала нужно обжарить мясо. Вообще, предполагается, что оно обжаривается на сухой сковородке совсем чуть-чуть, до появления крови. Но можно обжарить и вполне традиционно — врядли предки обидятся 🙂

Затем это мясо смешивается с кисляком, туда же добавляется мелко порезанная кислая капуста, порубленная мелко зелень, давленый чеснок. Всё это тщательно перемешивается, настаивается сколько хватит терпения — и поедается с удовольствием!

После первого блюда можно перейти к блюду второму.

Жаркое из вепря «Дар Велесу»

Сразу оговоримся: вепря сейчас днём с огнём не найдёшь (в этом плане нашим предкам-славянам везло гораз-до больше). Да и на вкус вепрь очень специфический (поскольку половозрелые самцы животных отличаются не всем нравящимся вкусом). Так что заменим-ка мы его свининой. И добавим:

  • клюквенный (вишнёвый) сок;
  • сало;
  • квас;
  • зелень по желанию для украшения.

Процедура приготовления жаркого «Дар Велесу» очень проста. Для начала нужно замариновать свинину. Скажем, полкило. Режем её на удобоворимые кусочки. Заливаем соком по верхние кусочки, добавляем ложку мёда и перемешиваем. Оставляем на некоторое время (от часа до суток).

Режем сало, бросаем его на сковородку. Получаем смазанную сковородку. Делаем огонь очень сильным, нагреваем сковородку. Бросаем туда замаринованное мясо и тут же тщательно перемешиваем. Из-за того, что огонь очень сильный, на мясе образуется нечто вроде защитной корочки, которая сохраняет сок «внутри». Продолжаем жарить и перемешивать на сильном (или умеренном — кто как привык) огне. Древние жарили чуть-чуть, сегодня можно жарить по вкусу.

Под конец приготовления снова делаем огонь побольше и вливаем чуть-чуть кваса (например, четверть-треть стакана) — чтобы он почти весь практически сразу испрился, оставив свой хлебный привкус приготовленному мясу. Соответственно, затем мясо достать и посыпать зеленью по вкусу

В результате при правильном подходе мы имеем настоящее жаркое «Дар Велесу»: нежное, очень сочное мясо со специфическим хлебным вкусом снаружи и нежным кисловатым привкусом вишни или клюквы внутри с лёгким оттенком мёда.

В качестве альтернативного второго блюда можно приготовить

Необходимые ингридиенты:

  • мука грубого помола, яйца и т.д. для дрожжевого теста;
  • брынза;
  • курица
  • гречка
  • зелень
  • сметана.

Для соблюдения аутентичности можно сделать опару — замесить жиденькое тесто и оставить его на сутки, там заведутся бактерии типа дрожжевых. Но можно и просто воспользоваться дрожжами и сделать обычное стандартное дрожжевое тесто. Разумеется, желательно это делать без сахара и соли — так как у наших предков их попросту не было. Кстати, сахар можно заменить мёдом.

Далее готовится начинка: сварить гречку до полуготовности, брынзу мелко порезать, курицу слегка обжарить и мелко порезать (можно особо не жарить, в духовке дойдёт), мелко порезать половину зелени и всё смешать. Добавить немного сметаны.

На противне сформировать основу пирога, выложить начинку, закончить пирог и поставить в духовку. Выпекать минут сорок. Готовность проверяется по готовности теста спичкой. Когда пирог будет готов — присыпать зеленью, намазать оставшейся сметаной.

Есть горячим и наслаждаться древним славянским вкусом!

И напоследок — напиток от древних славян.

Ингридиенты: мята, мёд и сок по вкусу (например, яблочный). Мяту мелко растолочь, измельчить (можно в блендере). Смешать с соком и мёдом. Пить с удовольствием 🙂

Приятного аппетита с древними славянскими рецептами!

Кулинарные традиции русского народа уходят своими корнями в глубокую древность. Еще в дохристианской Руси, когда праздновалась масленица и приносились бескровные жертвы богам, были известны такие некогда ритуальные блюда, как каша, блины, весенние жаворонки и другие. Славяне занимались хлебопашеством, выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо. В Х веке, по утверждениям путешественников, славяне “более всего сеют просо”. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: “Господи, ты, который давал нам пищу до сих пор, дай нам ее и теперь в достатке”.

Чуть позже появляется обрядовая каша — кутья. Она готовилась из зерновых с добавлением меда. Обычную кашу славяне варили из муки, для чего размалывали зерна, на воде или на молоке. Из муки выпекались хлебы — сначала пресные лепешки, а потом калачи и пироги, приготовленные на меду.
На Руси занимались возделыванием и огородных культур. Самыми популярными были капуста, огурцы, репа, брюква и редька.

Древние летописи, рассказывавшие о судьбах государства, войнах и бедствиях, тем не менее иногда упоминали факты, так или иначе, связанные с продуктами и питанием.

Год 907-й — в летописи среди месячной подати названо вино, хлеб, мясо, рыба и овощи (в те времена овощами называли и фрукты).

Год 969-й — князь Святослав говорит, что г. Переяславль удобно расположен — там сходятся «овощеве разноличные» из Греции и мед из России. Уже в то время стол русских князей и богатых людей украшали соленые лимоны, изюм, грецкие орехи и прочие дары восточных стран, а мед был не только повседневным продуктом питания, но и предметом внешней торговли.

Год 971-й — во время голода дороговизна была такая, что голова конская стоила полгривны. Интересно, что летописец говорит не о говядине, не о свинине, а о конине. Хотя происходит дело во время вынужденной зимовки войска князя Святослава на пути из Греции, но факт все же примечателен. Значит, запрета на употребление в пищу конины на Руси не было, но употребляли ее, вероятно, в исключительных случаях. Об этом говорит и сравнительно небольшой удельный вес конских костей в кухонных отбросах, которые находят археологи.

Обычно для характеристики, как мы бы теперь сказали «индекса цен», указывается стоимость продуктов повседневного спроса. Так, другой летописец сообщает, что в неурожайный 1215 г. в Новгороде «был репы воз по две гривны».

Год 996-й — описывается пир, на котором было много мяса от скота и зверины, а по городу возили и раздавали народу хлеб, мясо, рыбу, овощи, меды и квасы. Дружина роптала, что ей есть приходится деревянными ложками, и князь Владимир велел дать им серебряные.

Год 997-й — князь распорядился собрать по горсти овса, или пшеницы, или отрубей и повелел женам сделать «цеж» и сварить кисель.

Так по крупицам можно собрать в наших летописях много интересных сведений о питании в Х—XI веках. Характеризуя простоту нравов князя Святослава (964 г.), летописец говорит, что князь в походах с собой возы не брал и мяса не варил, а тонко нарезав конину, говядину или зверину, ел их, испекши на углях.

Жарка на углях — древнейший способ тепловой обработки, характерный для всех народов, и русскими он не заимствован у народов Кавказа и Востока, а применялся с глубокой древности. В исторических литературных памятниках XV—XVI веков часто упоминаются куры, гуси, зайцы «верченные», т. е. на вертеле. Но все же обычным, самым распространенным способом приготовления мясных блюд была варка и жарка крупными кусками в русских печах.

Долгое время приготовление пищи было делом сугубо семейным. Ведала им, как правило, наиболее старшая по возрасту женщина в семье. Профессиональные повара впервые появились при княжеских дворах, а затем уже — в монастырских трапезных.

Приготовление пищи на Руси выделилось в особую специальность только в XI в., хотя упоминание о поварах-профессионалах встречается в летописях уже в Х в.

В Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится о том, что в Киево-Печерском монастыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. У князя Глеба был «старейшина поваром» по имени Торчин, первый из известных нам русских поваров.

Монастырские повара были весьма искусны. Князь Изяслав, побывавший за рубежами Русской земли, много видавший, особенно любил «трапезы» печерских иноков. Сохранилось даже описание труда поваров той эпохи:

«И облечеся въ власяницо и на власяницю свиту вотоляну, и нача уродство творити, и помагатъ нача поварамъ, варя на братью... И по заутрени идяше в поварницю, и приготоваше огнь, воду, дрова, и придясу прочий повари отъ брать».

Во времена Киевской Руси повара находились в услужении княжеских дворов и богатых домов. В некоторых из них было даже несколько поваров. Об этом свидетельствует описание одного из домов богача XII в., где упоминается множество «сокачий», т. е. поваров, «работающие и делающе съ потьмъ» .

Русские повара свято хранили традиции народной кухни, которая служила основой их профессионального мастерства, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники — «Домострой» (XVI в.), «Роспись к царским кушаньям» (1611—1613 гг.), столовые книги Патриарха Филарета и боярина Бориса Ивановича Морозова, расходные монастырские книги и др. В них часто упоминаются народные кушанья — щи, уха, каши, пироги, блины, кулебяки, расстегаи, кисели, квасы, медки и другие.

Характер приготовления блюд русской кухни в значительной степени обусловлен особенностями русской печи, которая в качестве очага столетиями верно служила и простому городскому люду, и знатным боярам, и посадским крестьянам. Древнюю Русь невозможно представить как без рубленых изб, так и без знаменитой русской печи.

Русская печь своим устьем всегда была повернута к дверям, так чтобы дым самым коротким путем мог выйти из избы через открытые двери в сени. Печи в курных избах были большими, в них можно было готовить одновременно несколько кушаний. Несмотря на то, что пища порой слегка отдавала дымом, у русской печи были и преимущества: блюда, приготовленные в ней, отличались неповторимым вкусом.

Особенностями русской печи обусловлены такие черты нашей кухни, как приготовление блюд в горшках и чугунках, жаренье рыбы и птицы крупными кусками, обилие тушеных и запеченных блюд, широкий ассортимент выпечных изделий — пирогов, крупеников, расстегаев, кулебяк и т. д.

С XVI столетия мы можем говорить о различиях кухни монастырской, сельской и царской. В монастырской играли главную роль овощи, травы, зелень и фрукты. Они составляли основу питания монахов, особенно во время постов. Сельская кухня была менее богата и разнообразна, но тоже по-своему изысканна: за праздничным обедом полагалось подавать не менее 15 блюд. Обед вообще - главная трапеза на Руси. В старые времена в более или менее богатых домах на длинный стол из крепких дубовых досок, покрытый вышитой скатертью, по очереди подавали четыре блюда: холодную закуску, суп, второе - в непостное время обычно мясное - и пироги или пирожки, которые ели "на десерт".
Закуски были самые разные, но главными среди них были всяческие салаты - смесь мелко резаных овощей, обычно вареных, в которую можно было добавить все, что угодно - от яблока до холодной телятины. От них произошел, в частности, известный каждому русскому дому винегрет. К концу XVII века популярен стал студень (от слова "студеный", то есть холодный: во-первых, студень и должен быть холодным, иначе растечется по тарелке; во-вторых, ели его обычно зимой, от Рождества до Крещения, то есть в самое холодное время года). Тогда же появились уха из разной рыбы, солонина и колбасы. Изумлял иноземцев своим утонченным вкусом рассольник. Щи - помните присловие: "Щи да каша - пища наша" - так вот, щи подавали с грибами, с рыбой, с пирогами.

Из напитков самыми популярными были ягодные и фруктовые соки с морсами, а также и настойки. Медовуха - напиток на основе пчелиного меда - был покрепче, а потом появилась и водка. Но главным русским напитком издревле оставался хлебный квас. С чем только его не делали - от изюма до мяты!

А вот на пирах бояр стало появляться огромное количество блюд, доходящее до пятидесяти. За царским же столом подавалось 150—200. Обеды длились 6—8 часов подряд и включали почти десяток перемен, каждая из которых в свою очередь состоит из двух десятков одноименных блюд: десяток сортов жареной дичи, соленой рыбы, десяток сортов блинов и пирогов.

Блюда готовились из целого животного или растения, всякого рода измельчения, перемалывания и дробления пищи использовались только в начинках для пирогов. Да и то очень умеренно. Рыбу для пирогов, например, не измельчали, а пластовали.

На пирах было принято пить мед до застолья, как возбуждающее аппетит, и после него, в заключение пиров. Пищу же запивали квасом и пивом. Так происходило до XV века. В XV веке в России появилось “хлебное вино”, т. е. водка.

В XVII веке начал меняться порядок подачи блюд (это касается богатого праздничного стола). Теперь он состоял из 6—8 перемен и в каждую перемену подавали только одно блюдо:
- горячее (щи, похлебка, уха);
- холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина);
- жаркое (мясо, птица);
- тельное (отварная или обжаренная горячая рыба);
- пироги несладкие, кулебяка;
- каша (иногда ее подавали со щами);
- пирожное (сладкие пироги, пирожки);
- заедки.

Что касается напитков, то, например, реестр отпущенных с Сытного двора для приема польских послов гласил: “Встол в наряд (от Сытного двора) было питей про Вел. Государя: 1 подача: романеи, бастру, ренскаго,по купку; 2 подача: малмазеи, мушкателя, алкану, по купку жъ; 3 подача: кипареи, вина французского,вина церковнаго, по купку жъ; медов красных: 1 подача: вишневаго, малиноваго, смородиннаго, по ковшу; 2 подача: 2 ковша меду малиноваго, ковш же меду боярского; 3 подача: 2 ковша меду можжевеловаго, ковш меду черемховаго; белых медов: 1 подача: 2 ковша меду паточнаго с гвоздцы, ковш меду ковшечнаго; 2 подача: 2 ковша меду с мушкатом, ковш меду ковшечнаго; 3 подача: 2 ковша меду с кардамоном, ковш меду ковшечнаго. Всего про Великого Государя: романеи, бастру, ренскаго, малмазеи, мушкателя, алкану, кинареи, вина французскаго, вина церковного, по 6 кружек, да с 6 чарок водки; медов красных: вишневаго, малиноваго, смородиннаго, костеничнаго, черемховаго, можжевеловаго, обварнаго, по ковшу; меду белых: ковшечнаго с гвоздцы, с мушкатом, с кардамоном, по 8 кружек, 9 кружек сахарнаго. Про бояр, и про околичных, и про думных людей, и про послов, и про королевских дворян: 2 кружки водки анисовой из романеи, коричной тожъ, 8 кружек водки боярской, 5 ведер романеи боярской тожъ, 5 ведер бастру, 2 ведра ренскаго, 5 ведер алкану, 4 ведра вина фряжскаго, 3 ведра вина церковнаго, 8 ведер вина вишневаго, 4 ведра меду малиноваго...” И это еще не конец реестра.

Однако, несмотря на разницу в количестве блюд у богатых и бедных, характер пищи сохранял национальные черты. Разделение произошло позже, с петровских времен.

На формирование русской кухни оказывал влияние и культурный обмен с соседними народами. Сразу же, как только после крещения на Русь пришла из Болгарии славянская письменность, стали переводиться и переписываться книги, причем не только богослужебные. Русский читатель в это время мало-помалу знакомится с литературными произведениями, историческими хрониками, естественно-научными сочинениями, сборниками изречений, В очень короткие исторические сроки — во времена Владимира и особенно его сына Ярослава — Русь приобщается к культуре Болгарии и Византии, русские люди активно усваивают наследие античной Греции, Рима и Древнего Востока. Наряду с развитием духовной и культурной жизни, на Руси введение церковных канонов в значительной мере изменило характер питания. Вошли в обиход пряности и приправы: черный и душистый перец, гвоздика и имбирь, заморские плоды — лимоны, новые овощи — кабачки, сладкие перцы и др., новые крупы — «сарацинское пшено» (рис) и гречневая крупа.

Русские «кухари» много секретов позаимствовали от приехавших в Московию мастеров царьградских — «мужей искусных, многоопытных не только по части писания икон, но и кухонного искусства». Знакомство с греко-византийской кухней оказалось для нашей кухни весьма полезным.

Не менее сильным было влияние на русскую кухню и наших восточных соседей — Индии. Китая, Персии. Первые русские люди, побывавшие в этих странах, привезли оттуда много новых впечатлений. Многое узнали русские из знаменитой книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (1466—1472 гг.), содержащей описание незнакомых на Руси продуктов — фиников, имбиря, кокосового ореха, перца, корицы. А книга Василия Гагары (написана в 1634—1637 гг.) раздвинула кругозор наших соотечественников. Они узнали о тех продуктах, которые употребляли жители Кавказа и Ближнего Востока. Вот его наблюдения о том, как на Востоке осуществлялось производство сахара: «Да в том же Египте родится камыш, а из него делают сахар. А камыш копают близ моря... и как поспеет камыш, и ясти его, как есть сотовый мед».

Но не только практическими приемами приготовления блюд овладевали наши предки. Они задумывались и о сути происходящих при этом явлений. Очень давно овладели они тайнами приготовления дрожжевого теста, о чем упоминают летописи: монахи Киево-Печерской Лавры умели готовить долго не черствеющий заварной хлеб.

Уже в XI—XII вв. русским было известно множество довольно сложных приемов приготовления квасов, медков, хмелины. Их можно найти в знаменитых древнерусских травниках, а также в различных «житиях». Так, широко были известны квасы — житный, медвяной, яблочный, яшный и др. Наши предки прекрасно разбирались не только в тонкостях приготовления различных видов кваса, но и механизме действия закваски, дрожжей, о чем свидетельствуют многочисленные наставления древних:

«Пшеницу толчаше и меляше, и муку сеяше, и тесто месяше и квасяше». Или: «А квас им квасить кислошную гущею, а не дрожжами». «Квас же разлучает совокупление и склеение теста и делает хлеб жидок и бухон».

И другие литературные источники подтверждают познания русских людей в области продуктов питания. Так, в «Книге, глаголемой прохладный вертоград» (XVII в.) содержатся многочисленные рассуждения об отличии, например, молока коровьего от козьего, мяса заячьего от медвежьего и т. д. Любопытно, что уже тогда русские люди имели представление об антисептических свойствах белка: «белок яичный кладут в лекарство... на болячки и на всякие раны подкожные. Также пособляет белок на опрелину, в горячей воде обмачиваючи прикладывати» (раздел «о яйцах куречьих»).

Для общего представления о питании в древние времена на Руси приведём несколько кулинарных рецептов популярных тогда блюд.

Репа фаршированная. Репу моют, варят в воде до мягкости, остужают, соскабливают кожицу, вырезают сердцевину. Вынутую мякоть мелко рубят, добавляют мясной фарш и заполняют этой начинкой репу. Сверху посыпают тертым сыром, поливают маслом и запекают.

Овсяный кисель. Крупу залить теплой водой и оставить на сутки в теплом месте. Затем процедить и отжать. В полученную жидкость добавить соль, сахар и прокипятить, непрерывно помешивая, до загустения. В горячий кисель добавить молоко, перемешать, разлить в тарелки, смазанные маслом, поставить на холод. Когда кисель застынет, разрезать его на порции и подать с холодным кипяченым молоком или простоквашей.

«Горох колодкой». Горох полностью разваривают и толкут, полученное пюре заправляют солью и формуют (можно использовать формочки, чашки и т. д., смазанные маслом). Сформованное гороховое пюре выкладывают на тарелку и поливают маслом подсолнечным с обжаренным луком, посыпают зеленью.

Суп хлебный крестьянский. Небольшие сухие корки белого хлеба поджарить в жире с мелко порубленной петрушкой и мелко нарезанным луком, затем залить водой, посолить, поперчить и довести до кипения. Непрерывно помешивая, влить в суп тоненькой струйкой растертые яйца. Этот суп, по вкусу напоминающий мясной, нужно тотчас подавать к столу.

Сбитень-жженка. Чтобы получить жженку, сахар в ложке нагреть над слабым огнем, пока не образуется темно-коричневый сироп. Мед растворить в 4 стаканах воды и кипятить 20—25 мин, затем добавить пряности и кипятить еще 5 мин. Полученную смесь процедить через марлю и добавить для цвета жженку. Подавать горячим.

"Монастырская курица". Кочан капусты нарезать не очень мелко, положить в глиняный горшок, залить взбитыми с молоком яйцами, посолить, прикрыть сковородой и поставить в духовку. Капуста считается готовой, когда приобретет бежевый цвет.

Традиции славянской кухни уходят корнями в далекое прошлое, но долгое время она не имела признания, славянская еда считалась варварской и грубой. На Руси питались, в основном, зерновыми. Умение печь пироги было обязательным для любой девушки, мечтающей выйти замуж. Дорогих гостей встречали хлебом-солью, а также вкуснейшими блинами, кулебяками, пирожками и пряниками. Старинная славянская кухня также не могла существовать без овощей: репы, капусты, редиски, картошки.

Блюда славянской кухни не требуют редких ингредиентов или специального оборудования, приготовить их сможет даже дилетант в кулинарном искусстве. Основными продуктами являются: картофель, хлеб, рыба, мясо, яйца, масло, сыр, творог а также популярные квашенья (капуста, соленые огурцы и помидоры).

Говоря о славянской кухне, чаще всего подразумевается украинская, русская, белорусская, польская и чешская кухни, и это не удивительно, ведь эти народы составляют большую часть из всего семисотмиллионного населения славян.

Кухни этих стран, естественно, содержат много общих черт. Всем им присуще чувство меры в использовании приправ и пряностей, хотя разнообразие их немаленькое - это и травы, произрастающие в местных огородах, и известные веками восточные пряности. Во всех этих кухнях много солений, маринадов, широко и изобретательно используются овощи, корнеплоды.

Благодаря богатству зерновых культур, выращиваемых славянами с давних пор, разнообразны и многочисленны блюда из дрожжевого и пресного теста - печёные, жареные, варёные. Это десятки видов вареников и пельменей, пирогов, калачей, булочек с самыми разнообразными начинками и добавками. Насчитывается не один вид блинов, оладий, запеканок, широко представлены каши из разных видов круп, некоторые из них еще сохраняют обрядовые, ритуальные значения. Например: яйца, целые зёрна пшеницы или других злаков символизируют землю. Блины - солнце, огонь небесный. Мёд, молоко - обильную, сладкую жизнь, каша - продолжение рода, обрядовая выпечка в зависимости от формы символизирует и огонь домашний, и огонь небесный. Одно и то же блюдо могло быть составляющим нескольких обрядов. Славянская кулинария включает немало блюд из молочных продуктов. Самым популярным молочным блюдом является творог (на Руси прессовали творог и называли «сыром», а блюда из него «сырными»). Творог на Руси приготовляли особым способом, который позволял подолгу хранить, когда в домах скапливалось много неиспользованного молока. Чтобы сохранить творог свежим, его «консервировали» - несколько раз прессовали и томили в печи, после чего он становился совершенно сухим и мог храниться многие месяцы.

Одним из любимых продуктов (известный в древней Руси ещё в IV веке) всех славянских народов был картофель - бульба, брамбур - второй хлеб (Пётр - 1 завёз в Россию ТАПИНАМБУР, а не картофель, а Колумб завёз в Европу сладкий «картофель» - БАТАТ, который растёт в южных широтах, родина нашего картофеля - Забайкалье и КамчаДка). Кстати, о хлебе, который всему голова! Черный ржаной хлеб появился в древней Руси в I веке. Его ели и в богатых домах, и в крестьянских избах. Белый же пшеничный хлеб в древней Руси выпекали по праздникам, а широкое распространение он получил (как едовый) только в начале X века. Белый хлеб воспринимался как праздничная еда. Поэтому выпекался он не как черный, а в специальном доме - избе в специальной печи, где его слегка подслащивали. Славяне жарят, пекут, толкут в сочетаниях с самыми различными продуктам и даже с самим собой - например: тесто делают из сырой картошки, а начинку - из вареной.

Главенствующую роль занимают (жидкие блюда) щи, «супы», борщи. Кстати, слово «суп» является заимствованным - оно появилось в русском языке только в конце XVIII века при Петре -1, когда в России стали появляться и приживаться западноевропейские блюда - вроде бульонов, супов-пюре и т.д. До этого жидкие блюда назвались «хлёбово». О пристрастии к щам ходят легенды: говорят, что зимой щи замораживали в дорогу путникам, отчего щи, становились еще вкуснее. По сей день обед у славян - богатый или бедный - немыслим без щей.

Одно из самых древних славянских блюд - блины. Никто не знает, когда блины появились на славянском столе, но известно, что они были ритуальным блюдом у древних славянских народов ещё в V веке. Самые разнообразные поверья и традиции связаны с блинами. Блины были обязательным блюдом на поминках, ими же кормили роженицу во время родов, преподносили весной в дар медведям (их в древней Руси называли КОМАМИ, поэтому на масленицу говорили «Первый блин КОМАМ»). Одна из славянских традиций, связанных с блинами - Масленица - древний славянский праздник почитания Богини Лели. В течение целой недели славянских домах пекут блины и едят их с различными закусками - мёдом, маслом, вареньем, икрой, сметаной, рыбой, мясом, грибами.

Благодаря содержанию мяса, рыбы, птицы - блюда славянской кухни никак нельзя отнести к вегетарианским блюдам. Их умеют и любят готовить, а традиции и рецепты сохраняются не смотря на изменения рациона и представленного ассортимента продуктов. Экзотическая дичь, козье мясо и исчезнувшие виды рыб уже канули в лету, но оставили след в славянской кулинарии.

Особенностью славянских народов является немало блюд, которые распространены повсеместно, одинаковые или с небольшими вариациями, с похожими названиями. Но есть и такие, которые являются как бы визитной карточкой славянской кухни. Можно даже не упоминать, что борщ, кнедлики, бигос, щи, блины - это всё славянское. Это и так сразу всем понятно, хотя готовят их не только в одной стране.

Славянская кухня - это нечто живое и следовательно изменяющаяся. Её пытаются изменить влиянием и проникновением других культур, других кулинарных традиций других народов.

Это плохо, когда славянский стол заполнится восточным пловом или западным соусом наряду с Макдональдсом, будет повсеместная утеря собственных традиций, традиций славянской кухни.

За много столетий отечественной истории русские повара изобрели несметное число кулинарных деликатесов.

Российская кухня долгое время европейскими гурманами, мягко говоря, игнорировалась. Ее называли примитивной и варварской. Преодолевая эти стереотипы, наши повара не стояли на месте, они очень старательно учились и обогащали национальную кухню новыми оригинальными рецептами кушаний.

Супы всегда любили на Руси. Само слово закрепилось в русском лексиконе к началу 19 века. Вместо слова суп для обозначения жидкого блюда использовали емкое слово «хлебова». Хлебова были самые разнообразные. Это борщ и щи, солянка и похлебка, уха и калья. В летнее время года русские люди охотно готовили свекольники, овощные супчики и, конечно, окрошку и ботвинью на русском квасе.

Только щи разделялись на 6 десятков видов. Они могли быть ленивые и пустые, зеленые и кислые, мясные и рыбные. Щи на столе богачей и бедняков, конечно, состояли из разных ингредиентов. Но главные основы блюда были едиными. К таким обязательным ингредиентам можно отнести капусту. Из кислых продуктов неизменно присутствует рассол. Также используются щавель и сметана. В котелок со щами добавляли излюбленные в России огородные пряности - укроп и петрушку.

Русская уха, по классическому рецепту, готовится практически без овощей. Обычно у нее должен быть крепкий бульон, который подается к рыбному пирогу. Разные виды рыб старались не смешивать. Это позволяло наслаждаться истинным вкусом. Вот почему отечественные издания по кулинарной тематике стараются для каждого вида рыб дать самостоятельный рецепт ухи.

Традиционная российская окрошка содержала всего 2 овоща. Секрет состоял в следующем: первый овощ по вкусу был нейтральным (огурец или брюква, позднее, картофель), а второй, ярко выраженным (укроп, эстрагон, петрушка). Добавляли в блюдо, также, рыбешку, курятину и говядину. Яйца, в вареном виде, и сметана - еще одни из обязательных ингредиентов окрошки. Русские повара любили приправить окрошку острым восточным перцем, горчицей или бочковыми огурчиками.

Каша - вот еще один бриллиант русской кухни, без которого невозможно ее себе представить. Причем, кашу можно увидеть не только на столе простолюдинов. Она занимала видное место и на царском обеде.

Блины известны еще у древнеславянских племен. Они носили статус ритуальной еды. Их давали будущим мамам перед родами, ими кормили сородичей, пришедших на поминки. Всем известна традиция, дошедшая до нас с языческих времен и связанная с поеданием блинов - это широкая Масленица. Всю неделю, накануне наступления строгого Великого поста, хозяйки потчевали всех блинами. Их ели обязательно со сметаной и маслом, с икрой и грибами, с мясом и рыбой.

Обязательного упоминания заслуживает и такое русское блюдо, как ржаной хлеб. Кроме России, его почти нигде не употребляют. А у нас было время, когда без черного хлебушка не проходил ни один день русского человека. И князья с боярами, и смерды с холопами - все любили хлеб из ржаной муки. Этот продукт появился на столах русских людей в IX веке. И был в числе основных почти тысячу лет. К белому хлебу в России всегда относились, как к праздничному блюду. Его даже пекли в отдельных булочных, обязательно подслащивая для вкуса.

К пряникам на Руси всегда относились с большой долей уважения. Сначала их называли «медовым хлебом» и готовили с добавлением в ржаную муку меда и ягодного сока. Меда не жалели (его в продукте было до 50%). На вкус такое блюдо было очень приятным. Со временем рецепты приготовления пряников усложняются. В них начинают добавлять такие пряности, как мята и мускатный орех, гвоздика и корица, кардамон и лимонная цедра. Так «медовый хлеб» постепенно превратился в пряник.

Отдельных добрых слов заслуживают знаменитые русские пироги. Это подлинная русская национальная гордость. Их пекли еще в глубокой древности. Само название «пирог» сочетается со слово пир. Каждому празднику на Руси соответствовал свой вид пирога. А начинки для пирогов просто поражают своим разнообразием. Тут мясо и рыба, сельдь и молока, яйца и творог, грибы и каша, лук и капуста. Пироги могли сойти и за десерт, когда их начиняли фруктами или ягодами.

Главной трапезой русских людей был обед. На обеденном столе состоятельного человека в России должны были подаваться 4 вида кушаний. Это: холодная закуска, щи или суп, второе блюдо и пироги. У бояр стол обычного обеда насчитывал до 50 видов блюд. Царский стол был самым хлебосольным. Каждый день царские повара подавали до 200 блюд. Такое изобилье съешь не сразу. Царские обеды длились подолгу. Иногда из-за стола не выходили по 5-6 часов кряду. Гости выдерживали до 10 перемен яств. Каждая перемена сулила не менее 2-х десятков блюд.

Огромное количество рецептов русской кухни до нас не дошли. К сожалению, долгое время отсутствовала традиция записывания рецептуры.