Правила кошерной еды. Почему питаться кошерно полезно и выгодно всем. Кошерная еда в разных сферах жизни

И удейские законы, касающиеся допустимых продуктов питания и приготовления пищи называются кашрут – множественное число от ивритского слова (כשר), что означает надлежащий или подходящий. Кошерная еда – это еда, которая считается правильной и одобренной для потребления религиозными евреями.

Еврейские диетические законы довольно сложны. Продукты должны быть приготовленны в соответствии со строгими принципами и прямым надзором раввината. Особенно жесткому контролю подвержено мясо. Производство кошерного мяса тщательно контролируется, от момента ритуального убоя животного, разделки и подготовки мяса на продажу для общественного потребления.

Ресторан может подавать кошерные продукты , но для того, чтобы он был признан кошерным в глазах религиозной общины, нужно заработать репутацию благодаря упорному труду и последовательности в соблюдении диетических норм и правил. Кошерный ресторан должен подавать кошерную еду!

Что такое кошерная пища?

Написаны тома о предмете в целом и в частности, какие пищевые продукты считаются кошерными , а какие нет. Фрукты и овощи, выращенные естественным путем, всегда считались кошерными . Это распространяется и на зерно, и на другие переработанные продукты растительного происхождения.

Когда дело доходит до мяса, морепродуктов и молока, начинают возникать проблемы. Ветхий Завет позволяет приверженцам Закона Моисеева есть определенных животных и морских существ. Такие животные, как свиньи, считаются нечистыми, и их не разрешается использовать в пищу в любой форме. Животные, которые питаются падалью и охотятся на других животных, также запрещены. Рыбы, имеющие плавники и чешую, разрешены, но морские хищники, такие как акула, запрещены. Моллюски и ракообразные также запрещены, как и амфибии и рептилии.

Молочные продукты от разрешенных животных, таких как коровы, козы и овцы, приемлемы, но еврейские законы требуют, чтобы мясо и молочные продукты хранились отдельно. Нельзя подавать мясо вместе с молочными продуктами , им недопустимо находится даже на одном столе. Такое разделение молочных и мясных продуктов представляет собой интересную задачу для ресторанов , которые хотят быть кошерными .

Как готовятся кошерные продукты?

Мясо должно быть заготовлено, как описано выше, и может разделываться только кошерными мясниками. Все обработанные и изготовленные продукты должны соответствовать высоким требованиям раввината , исключается любой контакт пищи с некошерными продуктами .

Особая маркировка используется для продуктов, которые сертифицированы как кошерные , а также имеют товарный знак с пометкой «К» или с пометкой «О», что означает одобрение еврейского ортодоксального союза. На своем сайте союз дает подробную информацию о кошерных продуктах.

Что такое кошерный ресторан?

Ресторан считается кошерным , если он сертифицирован раввинами, которые специализируются на этих вопросах. Кошерный ресторан , как ожидается, следует рациону питания правоверных евреев, и предлагает только кошерные продукты. Периодические проверки ресторанов необходимы, чтобы убедиться, что ресторан придерживается стандартов приготовления и хранения пищи, технического обслуживания, оборудования и чистоты.

Из-за правил разделения мясных и молочных продуктов, кошерный ресторан имеет право выбирать подавать одно или другое. Кошерное заведение может принять решение подавать только молочные блюда , ограничивая себя от подачи мясных .

Фрукты, овощи, злаки и хлеб, как правило, считаются нейтральными . Кошерные рестораны также могут выбрать третий вариант - обслуживая только вегетарианцев. Ресторан , который не подает ни молочных, ни мясных блюд считается кошерным по определению.

Почему едят кошерную пищу?

Существует много причин, по которым евреи и неевреи предпочитают есть кошерную еду . Для них кошерные продукты являются продуктами более высоких стандартов. Кошерная еда не содержит вредных наполнителей и мясных субпродуктов. Для потребителей этой специфической кухни, кошерные рестораны относятся к более высокому стандарту приготовления пищи и обслуживания.

Определение «кошерный» происходит от названия свода еврейских религиозных правил «кашрут», чаще всего связанных с пищей. Кашрут четко регламентирует продукты питания, которые может употреблять в пищу настоящий иудей.

Кошерное мясо

Кошерным считается только мясо тех животных, которые одновременно являются и жвачными, и парнокопытными. Отсутствие одного из этих признаков делает мясо непригодным в пищу. Именно поэтому иудеи не или зайчатину. А вот говядину и баранину иудеи могут есть в неограниченном количестве. Даже мясо парнокопытного и травоядного кашрут им разрешает употреблять в пищу.

Но принадлежность мяса к тому или иному виду животных само по себе еще не служит признаком его кошерности. Существует целый свод правил кошерного убоя животных - шхита. Это целая наука. Резник животных – шойхет, около года обучается своему кровавому ремеслу и даже сдает экзамен. Ведь для того, чтобы мясо животного было признано кошерным, умертвить его нужно одним движением остро заточенного ножа, не нанеся при этом даже самых маленьких рваных ран или проколов. В противном случае мясо признается некошерным и не допускается к употреблению в пищу иудеями.

Тора также категорически запрещает употребление в пищу крови. Поэтому освежеванная туша животного подвергается тщательному обследованию на предмет наличия на ней крови. И даже поле этой процедуры мясо еще тщательно вымачивается в воде.

Кошерная птица, рыба и другие продукты

Два главных признака кошерной рыбы – это легкоотделяемая чешуя и плавники. Поэтому все рыбы, за исключением сома, осетра, угря и , являются кошерными. И даже черная осетровая икра по вине своего таковой не признается.

Большинство птиц также являются кошерными. Исключение составляют лишь хищники. Домашние же птицы абсолютно все пригодны в пищу для иудеев.

Что же касается молочных продуктов, сами по себе они все являются кошерными. Но кашрут предписывает их отдельное употребление от мяса. После их приема в пищу должно пройти от одного до шести часов (в разных иудейских общинах срок разный) прежде чем можно будет приступить к трапезе. Временной интервал между употреблением мяса после молочных продуктов значительно ниже и составляет всего полчаса. Несоблюдение этих правил делает и мясные и молочные продукты некошерными.

Этим же сводом правил категорически не признается кошерности мяса пресмыкающихся и земноводных.


«..И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте».
Левит. 11:2-3

Достаточно хорошо усвоить эту фразу из Библии, и у вас не будет проблем с пониманием того, какая пища считается дозволенной евреям и какую им не стоит предлагать. Для этого нам предстоит познакомиться с понятием «кошерности» . Пища, разрешенная евреям, называется кошерной. Слово это означает «подходящий», «верный». Родственное ему слово «кашрут» означает состояние кошерности. Противоположное по значению понятию «кошер» обозначается словом "трефа", то есть «трефовые блюда».

Некоторые полагают, что кошерная еда - этo та, которую благословил раввин. Это неверно, ведь в таком случае в каждом еврейском ресторане и гастрономе должен был бы работать раввин... Кошерными в еврейской кухне считаются абсолютно все растения, но не все животные, птицы, рыбы. Кроме того, прежде чем мясо станет пригодным в пищу еврею, животное должно быть забито определенным образом, и из него должна быть удалена вся кровь.

Безусловно, пища, приготовленная по строгим правилам ритуальной чистоты, достаточно далека от кухни других народов. К примеру, поскольку запрещена свинина, невозможно и любое блюдо из нее, а значит, в традиционной еврейской кухне не может быть ни поросенка, ни жаркого на свином жиру и вообще ничего подобного (такая нелепость не может прийти в голову даже самому европеизированному еврею, может быть, даже и спокойно поедающему «запретное» в обычный день).

Как известно, кухня любого народа включает в себя прежде всего те исходные продукты, которые дает ему природа страны, где он проживает. Скажем, бананы и кокосы в России не произрастают, и, хотя сейчас они у нас широко распространены, трудно представить себе русское национальное блюдо из бананов с кокосом, как и оленину с брусникой у жителей Сицилии. Но евреи проживают в самых разных странах и почти по всему миру. А значит, и исходные продукты у них разные.

Но правила кашрута везде одинаковы. Напомним, что евреям категорически запрещено смешение молочных и мясных продуктов; рыбу можно есть лишь покрытую чешуей; мясо только жвачных парнокопытных. Домашнюю птицу есть можно, но и она, и упоминавшиеся выше жвачные парнокопытные должны быть зарезаны специальным резником («шойхетом»), который должен убить животное специальным очень острым ножом, одним движением, чтобы причинить минимум страданий. (Эти правила мы привели в самом кратком и упрощенном виде; вообще-то они куда сложнее и обширнее!) На праздник Пасхи нельзя есть дрожжевой хлеб. Вместо него едят мацу - хрустящие тонкие листы, замешанные только на муке с водой.

При соблюдении кашрута можно готовить любые блюда, принятые в той или иной стране. Но будут ли они еврейскими? Скорее они будут кошерными, т.е. ритуально позволенными.

КОШЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Кошерные животные легко распознаются по двум признакам. Они имеют раздвоенные копыта и являются жвачными, т.е. обладают двумя обязательными условиями «чистоты». К ним относятся крупный рогатый скот, овцы, козы, дичь. Но евреям разрешено есть мясо только передней половины этих животных. Таким образом, шея, бочок допустимы в пищу, филей, к сожалению, - нет. К трефовым животным относятся свиньи, кролики, лошади, медведи, собаки, кошки и... киты.

Кошерные животные жуют жвачку. Жвачкой называются маленькие шарики пережеванной травы, которые у некоторых животных (называемых жвачными) образуются в желудке после заглатывания. Позже эта трава отрыгивается, т.е. возвращается в рот и вновь пережевывается перед перевариванием. Оба эти признака есть у коров, овец, коз и оленей, следовательно, они кошерны. У свиней копыто разделено, но они не жуют жвачки; верблюды жуют жвачку, но их копыта лишь частично разделены. Таким образом, эти животные некошерны.

КОШЕРНАЯ ПТИЦА

Не существует способа определения кошерности птицы. В Библии нет описания кошерности птиц, но Мишна (Mishnah) утверждает, что «птица, которая хватает пищу когтями, является нечистой, а та птица, у которой есть дополнительный коготь и второй желудок, является чистой» (Hulin 3:6). К кошерной птице относятся куры, утки, гуси, голуби, фазаны, перепелки и индюки. В Торе приводится длинный список некошерных птиц (Левит 11:13- 19), включающий множество диких птиц. Теоретически евреи могут есть любую птицу, не упомянутую в этом списке, на практике, однако они едят в основном кур, индеек и уток. Даже животные и птицы кошерного вида могут оказаться трефовыми, если у них обнаружатся дефекты внутренних органов. Иногда, если что-то во внутренностях курицы вызывает сомнение, ее несут к раввину, который в состоянии определить, кошерна ли она.

Цыпленок, если его умертвить неправильно, становится трефовым. Говядина, даже несмотря на то, что она является кошерной, если ее приготовить с молочными продуктами, станет трефовой.

КОШЕРНАЯ РЫБА

В еврейской кухне в отношении к рыбе и морепродуктам гораздо больше ограничений, чем в китайской или японской кухнях.

Рыба в соответствии с Библией годится в пищу только та, у которой есть плавники и чешуя, - она считается «чистой». К такой рыбе относятся килька, окунь, голубая рыба, сазан, треска, плоская рыба, камбала, морской окунь, палтус, сельдь, макрель, щука, сардина, лосось, тунец и белая рыба. Зубатку, угря и дельфина есть нельзя. Все ракообразные считаются трефовыми. Таким образом, такие любимые многими морские продукты, как моллюски, омары, кальмары, креветки, улитки и устрицы, запрещено принимать в пищу. Существует спор о том, можно ли есть такую рыбу, которая часть своей жизни имеет плавники и чешую, а другую часть - не имеет. Ортодоксальные евреи запрещают есть осетра и меч-рыбу. Консервативные евреи и реформаторы допускают прием в пищу этих рыб.

В КОШЕРНОЙ КУХНЕ

Евреи, соблюдающие кашрут, основываются на библейском стихе: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исход 23:19 и в других местах) и потому не совмещают мясную и молочную пищу вместе.

Этот запрет настолько строг, что даже на еврейских кухнях для мясного и для молочного есть отдельные столы, фаянсовая посуда, ножи и другие принадлежности. Посуда для мясного и молочного хранится в ящиках и шкафах на разных частях кухни.
Процесс приготовления пищи требует определенной осторожности и хорошей организации. Электроплиты предпочтительнее газовых, поскольку конфорка может быть раскалена докрасна и при этом вся «сбежавшая» пища сгорает. Те, кто может себе это позволить, имеют две плиты, а также две раковины. Если же есть только одна раковина, она, безусловно, трефа (некошерная), поскольку в нее сливается все. Если на кухне одна раковина, посуду моют в тазиках. Впрочем, нет никакой необходимости в двух холодильниках или морозильных камерах, поскольку холодные продукты не влияют друг на друга так, как горячие.

Продукты, не содержащие ни мясных, ни молочных элементов (например, овощи, яйца) и приготовленные не в мясной или молочной посуде, называются «парев» или «парве». Паревные продукты можно есть как с мясом, так и с молоком.

Иногда даже при самой тщательной организации работы на кухне мясная и молочная еда смешивается или проливается одна в другую. Если такое случилось, обращаются к раввину, который решает, остались ли продукты и посуда кошерными.

Смотрите также

Кошерную пищу можно купить в магазине

Кошерная еда или пища означает любую еду, дозволенную к употреблению в соответствии с религиозными законами иудаизма — Кашруту. Законы Кашрута четко закреплены в Торе и Талмуде (Устная Тора).

Правила кошерной еды

Еврейское слово “кашер”, которое мы привыкли произносить как “кошер”, означает “пригодный”. В отношении пищи эти законы весьма сложны, однако, если говорить коротко, в соответствии с ними полностью запрещено употребление в пищу определенных видов продуктов, например таких как свинина и моллюски. На продукты другие накладывается ряд ограничений, самое важное из которых заключается в том, что мясные и молочные продукты нельзя готовить вместе и употреблять за один прием пищи.

Это автоматически исключает из кошерной пищи западный фаст-фуд, например чизбургеры и пицца с мясной начинкой. В дополнение к этому, в шабат запрещено зажигать огонь, так что в этот период допускается есть только холодные или приготовленные на медленном огне блюда. При всем этом, благодаря светскому укладу жизни большей части населения Израиля, здесь можно найти еду на любой вкус, а многие рестораны предлагают некошерное меню в зависимости от региона. Законы кошера обычно не распространяются на арабские регионы Израиля (если только ресторан не старается угодить запросам смешанной аудитории), однако здесь соблюдается халяль (мусульманский аналог кошера).

К кошерной пище предъявляются совершенно конкретные правила:

  • В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Строго запрещено употребление в пищу свинины и зайчатины. Также прописаны конкретные правила забоя кошерных животных — шхита. Забой должен проводить специально обученный человек — шойхет.
  • Что касается мяса птицы — тут Тора не даёт каких-то конкретных признаков кошерных птиц. Она просто перечисляет список трейфных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Однако основная черта запрещенных видов в том, что это хищные птицы.
  • Кошерные яйца могут быть только от кошерных птиц. Одним из главных признаков — разные концы (острый и тупой). Также запрещено употреблять кровь, поэтому яйца со сгустками крови считаются некошерными (однако часто просто вырезается часть со сгустком).
  • Кошерной рыбой считается та, у которой есть чешуя и плавники. Поэтому, например сом и осётр запрещены к употреблению (не имеют чешуи). Икра некошерных рыб также запрещена.

Кошерное питание в самолете

Кошерное питание в самолетах предлагают многие авиакомпании совершающие перелеты в Израиль, в том числе и российские, например Аэрофлот. По стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта на регулярных рейсах пассажиру может быть предоставлено спецпитание KSML (Kosher Meal) – обед, приготовленный с соблюдением законов кашрута. Все рационы в обязательном порядке проходят согласование с руководством Федерации Еврейских общин России, Московской еврейской общины и лично Главным Раввином России г-ном Берлом Лазаром. Каждый рацион комплектуется сертификатом кошерности. На упаковке обязательно присутствуют печати и отметки соответствия уровню кашрута. Для тех кто соблюдает кашрут, обед на борту подадут без свинины и сочетаний мясное-молочное.

Какие российские авиакомпании предоставляют кошерное питание:

  1. Аэрофлот — предоставляет кошерное питание на борту бесплатно, заказ нужно сделать за 36 часов до вылета.
  2. S7 — достаточно сложно заказать (в кассе, либо по специальному телефону), кошерное питание на борту обойдётся в дополнительные 500 руб.
  3. Трансаэро — предоставляет (или предоставляли, поскольку компания под угрозой банкротства) кошерное питание бесплатно.

А если вы, например, летите компанией El-Al — то вся еда на борту будет кошерной по-умолчанию.

Кошерное питание в самолете имеет ряд особенностей. Например, такая еда обычно закупается авиаперевозчиком в специальных организациях. А ланчбокс с кошерной едой имеет специальный замок, который может открыть только пассажир на борту, удостоверившись тем самым в кошерности продуктов.

Кошерное меню в ресторанах и отелях

Многие израильские отели предлагают кошерную еду. Готовьтесь к тому, что на завтрак вам подадут молочные продукты, а на обед и ужин не видать вам ни молока для кофе, ни масла, чтобы намазать на хлеб (однако часто встречаются соевые заменители молока и спреды). Большинство крупных супермаркетов продают только кошерную продукцию, однако в последние годы появляется все больше и больше некошерных супермаркетов и универсамов, отчасти благодаря огромному количеству нерелигиозных евреев, переехавших в Израиль из стран бывшего СССР.

С ресторанами ситуация несколько более сложная: в Тель-Авиве меньше кошерных ресторанов, чем в более религиозных городах, таких как Иерусалим. В Иерусалиме, напротив, кошерные кафе и рестораны встречаются гораздо чаще. Помните, что рестораны, продолжающие работать в шабат, не могут получить сертификацию кошерности, так что некоторые рестораны, не обладающие сертификацией кошерности, все равно могут предлагать кошерную еду. Так что в случае сомнений не нужно ничего домысливать – достаточно просто спросить. Если ресторан кошерный, значит, подавать там будут либо только пищу на основе молочной продукции, либо только мясные блюда. Рестораны, предлагающие молочную продукцию, подходят для туристов-вегетарианцев, однако, скорее всего, некоторые блюда в них будут содержать рыбу и яйца.

Кошерный фастфуд

Для правоверных иудеев и туристов предусмотрены кошерные рестораны сети Макдоналдс. Обратите внимание, что большинство ресторанов этой сети все же относятся к некошерным, так что уточняйте до того, как сделаете заказ. Большинство ресторанов сети Бургер Кинг в Израиле кошерны, и это же относится к закусочным израильского бренда фаст-фуда Бургер Ранч. Также к кошерным заведениям в Израиле относятся рестораны сети Пицца Хат, так что приготовьтесь получить пиццу без мясной начинки. А вот закусочные Домино некошерные и поэтому набор начинок в них совпадает с европейским стандартом.

В поисках кошерной еды есть один подводный камень: существуют жулики, торгующие поддельными сертификатами кашрута. Поэтому если вы хотите попробовать настоящую кошерную еду (или религия не позволяет вам употреблять другую), попросите показать вам сертификат, выданный местным раввинатом или известным сертификационным агентством кашрута. Сертификатам, выданным неизвестными организациями, доверять ни в коем случае нельзя.

‏גלאַט כּשר ‏‎ - «просто/строго кошерное»)

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также лоси, газели, горные козлы, жирафы (последних на сегодняшний день не принято употреблять в пищу) и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна, потому что свинья не пережёвывает жвачку, а не потому, что она «грязнее» прочих животных. В отношении «наполовину кошерных» животных существует особо строгий запрет, призванный уравновесить возможное легкомысленное отношение народа к запрещённости их мяса в силу «почти кошерности».

Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются трефными. Яйца с кровью в белке не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу .

Библейские животные, современные названия которых не установлены

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » и «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

  1. Должно использоваться мясо только кошерных животных, перечисленных выше.
  2. Животное должно быть зарезано в соответствии со всеми требованиями Галахи . Этот процесс называется шхита (ивр. ‏שחיטה ‏‎), а квалифицированный резник - шо(й)хет (ивр. ‏שוחט ‏‎). В соответствии с Галахой, одним из необходимых условий для кошерной шхиты является шхита одним плавным движением ножа, перерезающим одновременно большую часть (диаметра) трахеи и большую часть пищевода. Рваное движение ножа, задержка движения ножа, прокол тканей животного острым концом ножа делают шхиту некошерной, а животное - запрещённым в пищу евреям.

В Швейцарии, Швеции, Дании и Нидерландах шхита запрещена законом о защите животных как негуманный метод забоя скота.

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать. Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Что касается ножа для шхиты, его лезвие должно быть не только очень острым, но и абсолютно гладким - такое лезвие лучше проникает в тело. Для такой заточки используется целый набор камней, от крупнозернистых до мелкозернистых. Ножи и камни, которыми пользуется резник, стоят немалых денег. Только процесс заточки ножа может занять несколько часов. Нож проверяют, проводя им по ногтю, и если при этом чувствуется хотя бы малейшая зазубрина - нож непригоден для шхиты. Галаха также отмечает, что чем выше уровень страха перед Небом у человека, тем более сосредоточенно он будет проверять нож. Поэтому есть обычай, что резник не только проверяет нож сам, но и дает его на проверку местному раввину.

Поскольку работа резника требует точности действий, старый или больной человек не имеет права заниматься шхитой. В связи с этим в прошлом, когда община обычно имела только одного резника, нередко возникали разногласия между раввином и резником. Например, если в общину приезжал новый молодой раввин, то бывало, что престарелый и всеми уважаемый резник, который на самом деле был уже непригоден для этой ответственной работы, отказывался расставаться с прибыльной должностью и мог настроить всю общину против раввина. В XIX веке рабби Шломо Клугер вёл активную борьбу с этим явлением в Галиции и соседних странах. В одной из таких историй, происшедшей в Бердичеве в 1843 году, он даже подвергался угрозам жизни со стороны хозяев местной скотобойни. Он также постановил, что община обязана иметь пенсионный фонд для обеспечения резника, который уже не способен выполнять свою работу.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо сначала на полчаса замачивают в воде комнатной температуры, для того, чтобы размягчить его, а затем посыпают со всех сторон крупной солью и на час помещают на специальную наклонную доску или решётку для того, чтобы кровь могла свободно стекать с мяса. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают в трёх водах.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. ‏משגיח ‏‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни (а именно гемофилии), по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. ‏מנקר ‏‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных . Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш ‏פּאַרעװע ‏‎ - «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться в одной трапезе как с мясными, так и с молочными продуктами. Однако запрещено смешивать в одном блюде рыбу с мясной или молочной пищей. После употребления рыбы необходимо съесть что-либо (например, кусочек хлеба) и что-нибудь попить. После этого можно есть мясо.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. Считается, что плавники есть у любой рыбы. Наличие чешуи является вторым обязательным признаком, поэтому, когда продают чищеную рыбу, то всегда оставляют на ней кусочек с чешуёй.

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская») .

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие соусы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Воля Творца

Иудейский закон рассматривает эту заповедь как «хок»(«закон») - не имеющую логического объяснения, а исполняемую исключительно в знак подчинения воле Бога. Объяснения же, которые имеются в еврейской литературе (а иудаизм всячески приветствует поиск даже скрытого смысла), призваны только лишний раз показать, что для человека хорошо следовать воле Творца даже тогда, когда он не видит в этом явного смысла и дать человеку дополнительную радость от исполнения заповеди. Встречается также и подход, согласно которому еврей, а точнее - иудей, вполне может искренне считать свинину вкусной и питательной, и не есть её только потому, что ему этот вид пищи запрещён.

Подход хасидизма

С точки зрения хасидизма, физический мир создан Творцом для того, чтобы достичь «обители в нижних мирах» - состояния единства с миром, который, несмотря на то, что он по своему устройству отрицает Творца, всё же в конце концов проявит Его. Эта «обитель» достигается тем, что евреи и неевреи исполняют заповеди Творца (613 заповедей для евреев и 7 заповедей для неевреев), используя непосредственно материю физического мира (поэтому большинство заповедей Торы связаны с материальными предметами, а не только духовными принципами и идеями). Таким образом, они соединяют Волю Творца (отраженную в заповедях Торы) - а тем самым и Его Сущность - с физической материей.

Критика кашрута

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие евреи не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат Израиля или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как «Ортодокс Юнион» , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить различные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов убрали некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Около 150 000 видов кошерных продуктов представлено на мировом рынке, и это количество ежегодно увеличивается примерно на 2 500 новых продуктов.

Страны-лидеры рынка кошерных продуктов - США , Израиль , Франция , Великобритания и Австралия . [ ]

Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах , в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый в Москве супермаркет кошерной еды. [ ]

Всемирная организация по сертификации кошерной продукции OK Kosher Certification в 2010 году открыла специальный «Русский» отдел для работы со странами бывшего СССР. За два года работы сертифицировано более 60 заводов на территории РФ, стран СНГ и Балтии. На сегодняшний день OK Kosher Certification является самой [ ] крупной и опытной организацией в сфере кошерной пищевой промышленности на территории РФ, стран СНГ и Балтии. [ ]

Казусы, связанные с кашрутом

Рассказывают, как попал хасид в рай. Посадили его за стол, стали подавать райские угощения. А хасид и спрашивает:
- А кто тут проверяет у вас на кошерность?
- Как это кто? Сам Господь Бог и проверяет!
- Знаете что, я тогда поем только зелени.