Граненый стакан. Кто придумал граненый стакан: история и факты

Сегодня в рубрике предлагаю обсудить не еду или питие, а вещь для оного.
Конкретней - гранёный стакан .

фото с сайта savok.org

Да, наш родимый классический гранёный стакан. Судя по , родословная его ведётся с 1943 года, а потом его прозвали, почему-то, "маленковским". Авторство дизайна стакана приписывается легендарной Вере Мухиной, автору "Рабочей и колхозницы", но это я не смог проверить однозначно.

Привычный мне с детства вид классического стакана - 16-гранный, с ровными (не вогнутыми) гранями, стоимостью 14 коп. Такой же стакан был в широком ходу и в поездах, только в подстаканниках. В "России" №1/2 1970-х годов практиковали также ставить в подстаканники более изящные тонкие круглые стаканы, с тремя ободками вверху, но в целом они на советских ж.д. особо не прививались - т.к. были гораздо менее прочны и часто разбивались. Проводники их избегали брать в инвентарь. Поэтому прочный гранёный стакан - это ещё и яркая примета поездов советской эпохи.


У нас с френдессой insieme по поводу правильного числа граней вышел небольшой спор :

Ася, только правильный подстаканник (если имеется в виду классический советский) - 16-граневый, не 20-ти. И грань обязательно должна быть ровной, а не чуть вогнутой внутрь, как сейчас.

Мда? Старый стакан (один) у меня тоже сохранился, он двадцатигранный. Заинтересовалась, пошла гуглить; вики по запросу "стакан" глаголет, что количество граней было разное, в том числе и 20, но всегда четное, разные форумы тоже по-разному пишут...
И еще слушали вечером песню, многозначимую для нашей семьи, - Ольга Арефьева и Ковчег - Имбра Лямур: вот тут текст http://www.ark.ru/ins/lyrics/ImbraLamur.html , вот тут собственно песня: http://www.ark.ru/ins/albums/anatomia/Disk%201/Imbra_ljamur_Olga_Arefieva_Anatomia_www.ark.ru.mp3 . Про двадцать граней она поёт:)

Здесь я затрудняюсь в оценке того, что более "правильно". По моим личным воспоминаниям, самый частый в ходу был стакан - это всё-таки 16-гранный. Другие - были заметно реже.
Сейчас у меня дома два гранёных стакана "с историей", и оба - 16 граней. Один я забрал при закрытии шоферской столовой в Петропавловске-Камч., на спуске от 11 км в пос. Авача (по трассе автобуса №6), второй - мне привезла из Вильнюса и подарила френдесса, он был взят в своё время при расформировании советской войсковой части в Литве, из столовой, ждал своего часа и затем уже приехал в Питер. Остальные стаканы - неаутентичное "новьё" (граней более 20, они вогнутые и мелкие). Я их держу для подстаканников - обожаю пить чай именно из стакана в подстаканнике.

Давайте посмотрим: вот как выглядят стаканы в 16 и 20 граней (слева и справа, соответственно):

Видите? Грани - обязательно ровные, прямые. Только в самом конце 80-х начали лить всякие неканонические образцы, с вогнутыми и мелкими гранями. Возможно, в конце 40-х и начале 50-х экспериментировали с другими формами, но на моей памяти - 70-е, 80-е, были только с прямыми гранями.

Википедия пишет вот что:
Размеры классического гранёного стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней (также встречаются экземпляры с 17-ю гранями, но 12, 14, 16 и 18 - наиболее типичное количество, ведь технологичнее выпускать стаканы с четным количеством граней.) и вмещал 200 мл жидкости (до краёв). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило - 7 или 14 копеек; «20-гранники» стоили 14 копеек).

У меня, правда, 16-гранники с выдавленными "14 коп.", оба, а не 7 коп., как пишут в Википедии.

Друзиа, есть вопрос и к вам (особеннно к тем, кто застал Союз в сознательном возрасте, а не в 12 лет): так какие стаканы вы считаете самыми "классическими", по памяти? Есть ли у вас дома советские (не современные) столовские/поездные стаканы и во сколько они граней? Вот у меня - только в 16.

Ну а если у кого есть что интересного добавить про гранёный стакан (не гугленное, а своё) - конечно же, пишите в комменты. Всё интересное с благодарностью принимается:-)

Граненый стакан, с которым связано много легенд, трудно назвать изысканным шедевром, но он стал символом целой эпохи и по сей день служит универсальным кулинарным мерилом для многих хозяек.

История

Когда появился граненый стакан в России, точно не известно - по одной из версий, на Руси его придумали в древности. Предком стеклянного был деревянный, который делали из плотно пригнанных друг к другу дощечек, напоминающих грани, и называли достаканом. Само название "достакан", как полагают, было заимствовано из тюркского языка "дастархан" (праздничный стол) или "тустыган" (чаша).

По другой — производить такую посуду начали при Петре I для нужд флота, так как граненые стаканы не скатывались со стола, если опрокидывались во время качки на море.

По легенде, усовершенствованный прототип чаши Петру I преподнес владимирский стекловар Ефим Смолин, заявив, что этому виду посуды не страшны механические воздействия. Отведав из стакана вина, Петр "для проверки" грохнул его оземь. И хотя стакан разбился на мелкие осколки, государь не разгневался, а сделал большой заказ для флота.

© photo: Sputnik / Василий Малышев

Рассказывают, что именно этот случай послужил появлению на Руси обычая бить посуду в процессе застолья, поскольку Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из приближенных услышал "Стаканы бить!".

Древность граненых стаканов подтверждает их упоминание в специальной армейской доктрине, которую издал Павел I в конце XVIII века, в которой ограничил суточную норму вина, положенную солдатам одним граненым стаканом.

Справедливости ради, следует отметить, что граненые стаканы были в далеком прошлом не только в России. К примеру, на картине знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак", которая была написана в 1617—1618 годах, изображен граненый стакан.

Так что кто спроектировал граненый стакан, наверное, так и останется тайной. Достоверно известно, что именно в США в 1820-х годах изобрели изготовление стаканов методом прессования — именно по этой технологии производились граненые стаканы в СССР.

© photo: Sputnik / Андрей Стенин

Экспонаты музея истории водки, расположенного в стенах "Измайловского Кремля"

В США, производство по этой технологии запустили в середине XIX века, а в Россию эта техника добралась только в начале XX века.

Дизайн уже советского знаменитого стакана, по неподтвержденным данным, принадлежит скульптору Вере Мухиной, автору монументальной скульптуры "Рабочий и Колхозница".

Главным отличием нового стакана от его предшественников являлось наличие гладкого кольца, идущего по окружности края. Специалисты поясняют, что появление этой детали было связано с тем, что стакан, в первую очередь, создавался для предприятий общественного питания и должен был быть очень прочным.

Классический граненый стакан имеет 16 граней, благодаря чему он гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты.

Граненые стаканы производятся до сих пор и используются в заведениях общепита, а также в пассажирских поездах, обычно с подстаканником.

Фраза "сообразим на троих" появилась благодаря граненому стакану в "хрущевские" времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив. В тот период из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" — 125 мл и "чекушки" - 200-250 мл.

Пол-литровая бутылка водки в два стакана не помещалась, а на три делилась идеально - в стакан до стеклянного ободка входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки, вот и стали "соображать".

В одно время советский граненый стакан в народе называли "маленковским". По приказу министра обороны Георгия Маленкова, для отдельных категорий военнослужащих выделялось 200 грамм водки, которые выдавались в обед. Тем же, кто не пил, позволялось обменять свой паек в объеме граненого стакана на табачный паек или сахар. Это правило просуществовало недолго, но очень запомнилось многим служившим в то время.

© photo: Sputnik / Дмитрий Дебабов

Сергей Эйзенштейн читает лекцию студентам ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии)

Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней был более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном - с 16 гранями.

Стоимость стакана зависела от количества граней — первые стаканы были с 10 гранями и стоили 3 копейки. Классический 16-гранный - 7 копеек, а более рифленый, с 20 гранями — 14 копеек. При этом форма и объем стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка — 200 грамм, до краев — 250 грамм.

В СССР, помимо главного образца, выпускались стаканы объемом в 50, 100, 150, 200 и 350 граммов.

Советский граненый стакан был и остается для многих домохозяек главной мерой объема и веса в кулинарных рецептах. Стакан, наполненный до нижней кромки кольца, способен вместить 200 грамм воды или молока, 130 грамм муки, 180 грамм сахара, 210 грамм сметаны, 290 грамм ягодного пюре.

На картине известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина "Утренний натюрморт", написанной в 1918 году, изображен 12-гранный стакан с чаем — прародитель советского граненого стакана.

© photo: Sputnik / Балабанов

Репродукция картины К.С.Петрова-Водкина "Утренний натюрморт"

В 2003 году в Петербурге был установлен своеобразный рекорд — в театре "Балтийский дом" построили пирамиду из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение вошло в Книгу рекордов Петербурга.

В 2005 году ижевцы побили все ранее установленные рекорды и соорудили пирамиду из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана.

Увековечен граненый стакан и в памятниках. Так, в Екатеринбурге есть памятник проводнице, которая несет чай в граненых стаканах в подстаканниках из нержавейки времен Хрущевской оттепели.

Скульптура высотой два метра 60 сантиметров, выполненная из стеклокомпозита: два медведя стоят на задних лапах и держат стакан на манер скульптуры "Рабочий и колхозница" Мухиной, установлена хозяином алма-атинского трактира "Медведь".

Всем известны традиции поднимать стакан "за здравие" или "за упокой", бить "на счастье", искать истину на "дне стакана" и даже аллегорично сравнивать жизнь с "разбитым стаканом". И искать решение проблем, в которых "без стакана не разберешься".

Появилось и выражение "устаканиться", то есть разрешится проблема, войти в нужное русло, определиться.

С праздником и хорошего настроения!

Материал подготовлен на основе открытых источников

В наши дни гранёный стакан уже не пользуется таким спросом и постепенно становится раритетом, который держат скорее для коллекции. Гранёный стакан в своё время был одним из важнейших атрибутов быта в Советском Союзе. Но мало кто знает, кто изобрёл гранёный стакан. Давайте попробуем в этом разобраться.

Так кто же изобрёл гранёный стакан? Ответить на этот вопрос достаточно проблематично. Так, известно, что стаканы с гранями производились ещё при Петре I и производились на одном из старейших стекольных производств в городе Гусь-Хрустальный. Многие не сомневаются в том, что гранёные стаканы и стопки производились ещё до революции.

В 1905 году Карл Фаберже выставляет на показ свой натюрморт «Пролетарский завтрак». Интересно, что на деле всё это изготовлено из достаточно дорогих материалов. Так стакан с водкой является хрустальным, кирпич сделан из яшмы, желток является янтарным, окурок сделан соединением кварца и серебра, муха также сделана из серебра, как и обрывок газеты. Эту работу оценивают в сумму более 1 миллиона долларов.

В 1914 году на Уршельском стекольном заводе появляется печь автомат, благодаря которой они также налаживают производство гранёного стакана.

Мы можем наблюдать гранёный стакан на картине «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, которую он написал в 1918 году. Видно, что у стакана 12 граней.

Внимательный читатель заметит, что всё-таки это не совсем тот дизайн, который позже стал популярным, поэтому всё-таки можно считать, что гранёный стакан в его классическом для СССР виде изобрела именно Вера Игнетьевна Мухина, известный советский скульптор, создавшей монументальную скульптуру «Рабочий и колхозница». Также существуют слухи, что в разработке дизайна ей помог Казамир Малевич.

Вера Игнатьевна Мухина была увлечена стеклом в конце 40-х годов. Ей было поручено изобрести новую форму для стакана таким образом, чтобы в столовых общепита их было удобно промывать в машине для мытья посуды, а также сделать их более прочным. Вы можете заметить, что у стакана Мухиной по верху идёт усилительное кольцо, которого вы не увидите на других гранёных стаканах ранее.

Первый гранёный стакан выпустили 11 сентября в 1943 году на том самом заводе в городе Гусь-Хрустальный. Стандартный стакан имеет 16 граней, но есть и другие вариации 12, 14, 16 и 18 граней, реже встречаются с нечётным числом граней, например, 17-ю, потому что чисто технологически производить их было неудобно. Объём гранёного стакана 250 миллилитров до края.

Объём стаканов мог быть: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров. Цена варьировалась от 7 до 14 копеек и указывалась на дне стакана путём выдавливания.

11 сентября свой день рождения отмечает знаменитый граненый стакан. Образ этой прочной и удобной тары, ее граненая форма и широкий ободок уже давно стали для россиян чем-то родным и привычным. В советские годы такие стаканы были повсюду: в столовых, ресторанах, кафе; из них пили чай на каждой советской кухне, они несли исправную службу в автоматах с газировкой, в вагонах поездов и были неотъемлемой частью любого застолья.

Но история граненого стакана овеяна массой легенд и домыслов. Согласно наиболее распространенной версии, придумала его известный советский скульптор Вера Мухина - та самая создательница монумента «Рабочий и колхозница».

Однако многие историки утверждают, что первый стакан с необычной огранкой появился еще в эпоху Петра Первого. Существует легенда о том, что такой стакан императору подарил владимирский стекловар Ефим Смолин. Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился.

Чтобы развеять мифы вокруг граненого стакана, «История.РФ» обратилась к его исторической родине: первый стакан такого типа был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе города Гусь-Хрустальный. Секреты производства нам выдала хранитель коллекции стекла Музея хрусталя им. Мальцовых Алла Чуканова.

- Алла Витальевна, так кто же все-таки придумал граненый стакан - Мухина или стеклодувы времен ?

Стаканы как форма посуды в петровскую эпоху, конечно, были. Но нужно просто понимать, что мы имеем в виду под словами «граненый стакан». Это стакан, выработанный методом прессования, у него форма в виде граней и широкий ободок. Раньше гранением называлось придание этой специальной формы стопам - огранка. Когда возник советский стакан, его стали называть граненым, но это не совсем правильно.

- Какие же стаканы существовали во времена Петра I ? Чем они отличались от советских?

При Петре стаканы гранили вручную. Могли просто выдувать, могли потом огранить. Но тот стакан, день рождения которого отмечают 11 сентября, - это граненый стакан советского времени. Он даже не выдувался - его грани появлялись прессованным способом, то есть сразу же.

- Какова роль Веры Мухиной в истории появления этих популярных стаканов?

Тому, что Мухина была сопричастна к появлению именно этой, советской формы стакана, даже есть документальные подтверждения. Они хранятся в музее Веры Игнатьевны Мухиной в Феодосии. Несколько лет назад я связывалась с директором этого музея, Сергеем Онищенко, и он мне прислал справку, что у них действительно есть воспоминания художника Успенского, который был в рабочей группе, которой руководила Вера Игнатьевна. Как художник производства, она стояла у истоков создания Ленинградского завода художественного стекла и выполняла задание правительства.

- Что это было за задание?

Им было поручено разработать эскизы посуды советского времени, которая могла бы использоваться в заведениях общепита. В то время уже появлялись и посудомоечные машины, и стаканы, как правило, бились, а их нужно было много. Специалистам было дано задание разработать такой стакан, который бы был прочный, красивый, удобный в эксплуатации, легко мылся. Успенский в своих воспоминаниях пишет, что было разработано очень много образцов разной посуды, в том числе и граненый стакан, который потом стали изготавливать на Гусевском хрустальном заводе.

- Но как ваш завод стал «родиной» знаменитых стаканов, если сама Мухина работала в Ленинграде?

Здесь было производство с давними традициями и хорошо оснащенное. Здесь были опытные мастера, в том числе техническая база для выпуска сначала контрольного количества стаканов, а потом уже наладили выпуск этих изделий на Гусевском хрустальном заводе. Ленинградский завод в то время - это был маленький цех: там работали только художники и выпускали какие-то эксклюзивные изделия.

- Где граненый стакан был распространен прежде всего?

Граненый стакан использовали в заведениях общепита - в столовых, в кафе. Его широкий ободок позволял хорошо мыть стакан в посудомоечных машинах. Помните автоматы с газировкой? Стакан [после использования] переворачивали, нажимали на донышко, и благодаря этому широкому ободку очень хорошо мылся краешек. К тому же стаканы были очень прочные, потому что применялся обжиг. Эти грани работали как ребра жесткости, и стекло становилось более прочным.

Граненые стаканы широко использовались на железной дороге. Это правда, что стакан был сделан еще и таким образом, чтобы его сложно было разбить во время тряски в поезде или качки на корабле?

Действительно, если граненый стакан упадет при качке на каком-нибудь корабле, он, благодаря своим граням, не сможет далеко укатиться и разбиться. Он не только более прочный, но и более удобный: упадет и будет здесь же лежать, под столом. В поездах дальнего следования еще разносят чай в таких стаканах, и даже с подстаканниками. У нас на опытном заводе до сих пор такие стаканы выпускают по заказам, они пользуются спросом! И на их донышке стоит логотип опытного стекольного завода - хрустальный гусь.

Интересно, что выражение «сообразить на троих» появилось именно благодаря этим стаканам. Если налить в стакан водку до стеклянного ободка, то получится 167 граммов - ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом можно поделить водку «по совести». Но почему в какой-то момент граненый стакан стали ассоциировать именно с водкой, с пьянством? Его «светлый» советский образ оказался принижен…

Да, есть такая версия. Это просто был самый дешевый и самый распространенный вид посуды. То, что было под рукой, то и использовали, в том числе и для этого. Знаете, в главной кулинарной книге советского времени, «Книге о вкусной и здоровой пище», все рецепты указывали не в граммах, а в стаканах! В граненый стакан умещалось 200 миллилитров молока или другой жидкости (а если до линии ободка, то 250), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки - там так и было указано. Все было в стаканах, а не граммах, поэтому было удобно, везде этот стакан использовали.

- Я читала, что в 80-е годы граненые стаканы начали массово взрываться. Это правда?

Так как эта тема уже давно поднимается, тут были разные вопросы, и этот вопрос тоже возникал. У нас в Гусь-Хрустальном есть такой специалист - Юрий Абрамович Гулоян, он главный специалист Научно-исследовательского института стекла. Он нам сказал, что в 70-е годы на заводе стали использовать французские линии, на которых стаканы потом отжигались - как бы закаливались. Это для того, чтобы снять остаточное напряжение в стекле, любое изделие из стекла проходит отжиг. Закалка - это то же самое, только температурный режим немного другой. И вот на этих французских линиях стаканы взрывались - не выдерживали температуры. А те, что выдерживали закалку, служили недолго и рассыпались на осколки при небольшом ударе. От этих линий вскоре отказались и стали закаливать стаканы на отечественных машинах.

Существует история о том, что изначально у таких стаканов было 16 граней - по числу советских республик, а ободок как бы символизировал их объединение внутри одного государства.

Действительно, это одна из версий. Стаканы были с разным количеством граней - по-моему, от 8 до 20. Были и с 16 гранями - как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий, красивая легенда…