Что такое кошерные продукты. Принципы и польза кошерного питания — чем полезны кошерные продукты

Впервые с вопросом «что значит «кошерный» я столкнулся в студенческие годы. В Москве мне встретилось небольшое кафе «Кошерная еда» . Я знал, что «кошерный» как-то связано с евреями, но больше ничего. Не постеснявшись, я зашел на чашку кофе. Заодно и спросил, что значит название кафе.

Значение слова «кошерный»

«Кошерный» значит чистый , то есть пригодный для использования. У евреев, а именно у исповедующих иудаизм, это понятие касается продуктов, употребляемых в пищу и предметов, используемых в быту. Прежде всего это касается пищи. Вот примерный перечень запретов, связанных с кошерностью:

  • нельзя употреблять в пищу кровь ;
  • нельзя есть хищных живых существ и яйца хищных птиц ;
  • земноводные, пресмыкающиеся, насекомые - тоже под запретом;
  • не всякая рыба считается кошерной, только с плавниками и чешуей;
  • нехищные животные считаются кошерными, если они жвачные и парнокопытные одновременно;
  • свинина - некошерная пища.

Практическое значение понятия «кошерный»

Для чего так много правил? Прежде всего надо сказать, что эти правила происходят из иудаизма и являются религиозными. И, действительно, их не просто объяснить. Как мне рассказали, однозначных медицинских исследований обосновывающих кошерность каких-то продуктов нет. Есть предположение, что такие правила ограничивали общение набожных евреев с неевреями . Кроме того это содействовало консолидации еврейского общества. Евреи держатся друг за друга и каждый из них в любом городе может найти себе единомышленников. Вдобавок я слышал о большом количестве философских и религиозных ответов на вопрос «что значит «кошерный» и зачем это нужно?». Например, не стоит употреблять в пищу кровь и мясо агрессивных животных, чтобы не перенять их злобу и многое другое.


Что значит «кошерный» в бизнесе

Предприимчивые евреи уже давно стали использовать правила кошерности, чтобы зарабатывать . Кафе в Москве - один из примеров. Если не ошибаюсь, годовой оборот рынка кошерных продуктов сегодня составлякт более 100 млрд долларов. Существуют специальные организации, которые проверяют продукты на кошерность. В Израиле с 70-х годов большинство крупных торговых сетей реализует только кошерные продукты. От рассказа владельца кафе я остался под впечатлением. Практического смысла придерживаться кошерного питания я не заметил, а вот социальный, объединяющий аспект этих правил действительно очень важен.

Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:

«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.

Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.

Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.

Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.

Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.

Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.

Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.

Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.

70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.

В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.

Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.

Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.

До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.

Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!

1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис. Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии. Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.

Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!

Что же такое «кошерная пища»?

В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.

Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.

Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.

В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».

Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.

Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).

Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.

Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (; ). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (; ). Это ничем не мотивируется.

Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.

Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.

Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.

Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!

Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.

Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!

Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.

Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.

Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» () были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.

А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.

В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» () — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.

Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» () должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.

Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»

Почти все, кто собираются путешествовать по Израилю, или те, кто уже побывал в этой стране, слышали, что питание в Израиле - кошерное. Некоторые полагают, что это особое, диетическое или раздельное питание. На самом деле, кошерная пища - это пища, приготовленная по правилам кашрута.

Кашрут — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи (совокупности законов, содержащихся в Торе и Талмуде). В иудаизме, термин «кашрут» применяется не только по отношению к питанию, но используется и в других аспектах традиционной жизни — от юридических до бытовых.

Еврейские законы с древних времен самым строгим образом контролируют каждую сторону жизни человека, это относится и к продуктам питания и к способам их приготовления. Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть все подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена по правилам.

Каковы же эти правила?

Животные:

У кошерных животных два признака: они должны иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы. Многие дикие травоядные животные: лоси, олени, газели, горные козлы и т.п. тоже кошерны. Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности: свинья, верблюд, даман и заяц - эти животные запрещены в пищу. Больное или убитое на охоте животное в пищу не пригодно. Запретно сало возле желудка и кишечника, а так же бедро, из которого не удален седалищный нерв (в память о праотце Иакове, которого ангел ранил в бедро).
Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать определенным требованиям. Шойхет (квалифицированный резник) обычно много лет учится, чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право забивать животное. Законы о шхите (забое животного) и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Птица:

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц, поэтому в пищу употребляют только домашних птиц, кошерность которых подтверждена традициями. Это куры, индейки, перепела, утки, гуси и голуби.

У яиц также есть признак кошерности: они должны быть от кошерных птиц, иметь разные концы (один более острый, другой — более округлый). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются непригодными, но такие яйца не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу.

Рыба:
Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть чешуя и плавники. Разрешены только те виды рыб, которые имеют одновременно оба эти признака.

Все ракообразные (крабы, раки, омары, креветки) и моллюски (осьминоги, устрицы, кальмары) являются некошерными и запрещены к употреблению.

Насекомые и земноводные:

Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых (кроме саранчи), земноводных и пресмыкающихся. Это ограничение обязывает к тщательному отбору и обработки зелени, овощей, фруктов, а также муки и крупы.

Единственным исключением из этого правила является мёд, продукт некошерного насекомого, который разрешён к употреблению в пищу, поскольку он (согласно кашруту) представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой, и поэтому считается продуктом растительного происхождения, а не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы.

Напитки:

В основном, кошерность напитков связано с употреблением вина. Так как все сельскохозяйственные законы Торы связаны исключительно с Землёй Израиля и в других странах не действуют, то кошерным является вино, выращенное только на территории Израиля, исключительно религиозными евреями соблюдавшим все правила кашрута.

Отдельно мясное и молочное: это правила является одним из известных правил кашрута. Запрещено смешивать молочные и мясные продукты: готовить или употреблять их в пищу вместе. В силу этого, на кошерной кухне должна быть отдельная посуда и, желательно, отдельное кухонное оборудование для приготовления мясного и для молочного.

Кроме того, законы кашрута устанавливают необходимость временного интервала между приемом мясной пищи и приемом пищи молочной.
Кошерность пищи связано не только непосредственно с продуктами, но и с посудой. Кошерной является вся новая посуда. Некошерной посуда может стать, если в ней готовилась или хранилась некошерная пища, такую посуду можно откошеровать, прокипятив ее или прокалив на огне. Но это относится только к металлической и стеклянной посуде: посуда из фарфора, дерева или глине кошерованию не поддается.

Чем же объясняется такой свод правил для приготовления и употребления пищи? На данный момент существует несколько объяснений заповеди о кашруте:

Воля Всевышнего: исполнение законов кашрута исполняется исключительно в знак подчинения воле Бога.

Здоровье (полезность кошерной пищи): соблюдение правил кашрута - это знак доверия к Богу сотворившему мир, который дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека и его физического здоровья. Кошерная еда традиционно считается полезней и безопасней обычной, так как весь производственный процесс строго контролируется, соблюдаются все технические и гигиенические требования.

Милосердие (моральные ценности): Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и убийство животных для развлечения — запрещены. Согласно научным исследованиям, «шхита» (забой скота согласно Торе) — является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому резник убивает животных одним движением, чтобы уменьшить боль до минимума, животное при этом теряет сознание в доли секунды.

Стремление к святости: везде, где речь идет о кашруте, Тора говорит о святости. Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению. Контролируя свое питание, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.

Сохранение единства: кашрут сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там синагогу, раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Поскольку кошерность продуктов не может быть проверена объективно, некоторые иудейские общины в вопросах кошерности полагаются на суждение раввина, признаваемого авторитетом в данной общине.

Многие слышали такое понятие, как "кошерно". Что значит этот термин? В каких случаях его употребляют? Какое происхождение имеет данное понятие? В статье найдутся ответы на эти вопросы.

"Кошерно" в переводе с иврита означает "пригодно". Поэтому под понятием "кошерное питание" сегодня следует понимать процесс поддержания жизни и здоровья с помощью пищи, которая при этом не наносит вреда человеку.

Иудаизм - самая древняя в мире монотеистическая религия - предполагает соблюдение религиозных предписаний, норм и правил - кошер, которые относятся не только к одежде, косметическим средствам, но и к продуктам. Согласно этой установке, евреи должны осуществлять приготовление пищи в соответствии с законами кашрута и строго в определенное время.

Основной целью закона считается, что кошера - рациональное и здоровое питание, создающее гармонию в развитии человеческого организма.

Кошерная пища

В предписаниях Моисея, которые находят свое отображение в письменном пятикнижном законе «Тора», указано, что некошерная пища скверно сказывается на здоровье индивида, снижается его религиозный уровень и ухудшается чувствительность, поэтому он не способен к духовному восприятию.

Этот закон гласит, что человек, вкусивший мясо хищника, способен к проявлению агрессии и способен сбиться с пути истинного. Поэтому чистой пищей будет считаться только филе травоядных зверей. Мясо хищников относят к трефным продуктам, т. е. запрещенным.

Особенности кошерного питания и продуктов

Кошерное питание предполагает использование человеком строго чистой пищи. По еврейским предписаниям все виды растений - это пригодные для употребления продукты. Однако не вся рыба, мясо птиц или животных будет кошерной пищей.

Кровь забитых в определенном порядке птиц, животных или рыб должна быть абсолютно исключена из рациона питания, кроме рыбы. Обязательным условием при умерщвлении животных является пользование резником острого ножа: чтобы животное не мучилось, процесс забоя нужно проводить быстро.

До того как приступить к процессу варки или жарки мяса, оно проходит стадии вымачивания в воде, затем выдерживается в специальном рассоле, и в конечном итоге его хорошо выполаскивают.

Осуществляется процесс разделки и проверка соответствия условиям и критериям кошерности особым квалифицированным специалистом - шохетом, который имеет определенное разрешение на убой животного. Кроме того, свинья у евреев считается нечистым животным, поэтому свинина никогда не будет кошерной.

Таким образом, учение "Тора" вразумляет человеку дисциплину и ограничения, воспитывает антипатию к пролитию крови и жестокости.

Список кошерных продуктов и блюд

Кошерная пища делится на три категории: мясная («басар»), молочная («халяв») и нейтральная («парвэ»). Основной принцип кошерного питания состоит в полном отделении молочной пищи от мясной. Специально для того, чтобы позиция кошерности была соблюдена, используются особые столовые и кухонные приборы и посуда. Кашрут требует окунания некоторой посуды в микву перед их первоначальным использованием.

Процесс приготовления таких продуктов по данным принципам предполагает подготовку пищи в специально отведенных для этого местах.

Продукты нейтральной категории могут употребляться в пищу одновременно с одной из этих категорий. К этой разновидности принадлежат те фрукты и овощи, которые не контактировали с некошерными продуктами или не червивы.

Список чистых продуктов довольно большой. Это макаронные изделия и бобовые, свежие, консервированные или замороженные фрукты и овощи, постное, арахисовое и оливковое масла, определенные виды спиртных и безалкогольных напитков, отдельные марки чая и шоколада.

Этот список можно продолжать, однако в любом случае необходимо обращать внимание на упаковку товара: на нем обязательно будет знак кошерности. В том случае, если знак отсутствует, необходима консультация у раввина.

Как приготовить кошерные блюда? Пригодными считаются такие, в процессе приготовления которых применялись определенные продукты. Поэтому кошерным необязательно будет считаться блюдо, которое прошло проверку у раввина, либо было приготовлено на израильской кухне или в еврейском ресторане. Совсем нет. Кошерное блюдо очень легко можно приготовить самому, учитывая все признаки кошерности для продуктов, которые есть у вас в холодильнике на кухне. Однако основной и главный признак - это, конечно, чистота в их приготовлении.

Об особенностях продуктов, которые пригодны для использования в пищу, мы поговорим ниже.

Кошерное мясо

Еврейская кухня предполагает использование мяса парнокопытных жвачных животных, питающихся травой. У них, благодаря мускулистому и железистому отделениям желудка, происходит тщательное переваривание пищи. Это и коровы, и овцы, и козы, и лоси, а также газели. Кроме того, сюда относят животных, у которых нет разреза копыт: кроликов, верблюдов и даманов. В "Торе" можно найти полный перечень кошерных животных.

Согласно кашруту "Торы", кошерное мясо - это куры, гуси, утки и индейки. Однако есть все-таки исключения: мясо хищных теплокровных яйцекладущих животных.

Кошерная молочная продукция

Относится ли к молочной продукции понятие "кошерно"? Что значит оно? Пригодной продукцией считается молоко, которое получено от чистых животных. Только в этом случае продукт является допустимым к употреблению. В ином случае он не может быть использован в пищу.

Кошерное питание имеет целый ряд специфических обычаев и традиций. Принцип кошерности гласит, что после употребления молока или другой молочной продукции нужно прополоскать рот и вкусить твердой нейтральной пищи, которая не прилипнет к небу.

Очень распространенным считается обычай делать перерывы между приемами разных категорий кошерной пищи. Для вкушения мяса нужен перерыв в 30-60 мин. После еды твердых сортов сыра и между употреблением "басар" и "халяв" необходимо подождать 6 часов. Молоко можно есть с рыбой, но из разной посуды.

Рыба, которую относят к кошерной

Ее не нужно убивать особым способом. Однако здесь тоже существуют исключения: кошерная рыба должна быть с наружным роговым покровом и конечностями. Это треска, камбала, тунец, щука, форель, лососевые, сельдь, палтус, пикша. Нельзя употреблять в пищу ракообразных членистоногих и мягкотелых. Насекомые, змеи и черви также не относятся к чистым видам продуктов.

Евреи не едят рыбу вместе с мясными продуктами, но их можно ставить на стол вместе.

Кошерное "парвэ"

Как уже отмечалось ранее, к категории "парвэ" принадлежат даже необработанные фрукты и овощи. Единственным условием для соблюдения кошерности в этом случае является отсутствие в этих продуктах насекомых. Поэтому фрукты, овощи, которые подвержены порче жучков и других насекомых, подвергаются тщательной проверке и обработке.

Яйца птицы также относятся к нейтральной категории. Однако в пищу разрешены в основном продукты домашней птицы с неодинаковыми концами, а именно курицы, гуся, индейки, допускается также фазана и перепелки. Нечистыми считают евреи яйца хищников или тех, которые питаются падалью. Продукты с кровянистыми вкраплениями относятся к некошерным. Поэтому перед употреблением их проверяют.

Эти виды чистой продукции не требуют даже наличия специального знака и в любых комбинациях могут смешиваться с другими. Однако если они были смешаны с молочными или мясными видами, то уже не относятся к категории "парвэ".

Где можно встретить такую продукцию

Кошерная продукция маркируется специальным знаком, который гарантирует соблюдение принципов такого питания, их полезность, экологичность и высокое качество. В связи с некоторыми трудностями приготовления подобной пищи, цена на пригодные для евреев товары значительно отличается от цен на продукты питания, которые можно найти на рынке или в супермаркете.

Где чаще всего кошерное питание считается традиционным? В основном пригодные продукты можно найти в Израиле, однако в последнее время даже население других стран придает большое значение правильному питанию, поэтому найти такую продукцию можно практически везде. А удостовериться в ее качестве поможет наличие кошерного знака раввина, который контролировал процесс производства продукта.

Все мы когда-то слышали слово "кошерный". Это означает «пригодный или подходящий». Зачастую употребляется в отношении еды верующими евреями. Магазины с аналогичным названием обязаны иметь удостоверение от раввина. Оно гарантирует продажу исключительно кошерных продуктов. Существует специальный свод правил, который определяет, что кушать еврею можно, а что нет. Он называется кашрут. Эти правила очень сложны для понимания обычного человека, но для иудаизма это норма. Например, нельзя есть молочное с мясным одновременно или свиное мясо. Сильно углубляться в суть правил мы не будем, скажем только, что современное понятие "кошерный" - это совсем не то, что мы описали выше. Сейчас значение его приобрело новый оттенок: «нормальный, годный».

Питание

Кошерное питание сейчас становится все более популярным. Это стремление совсем не связано с религией, а является простым желанием оздоровить организм, облегчить ему работу и освободить от тяжёлой еды.

Кошерный - это рацион, включающий в себя экологически чистые, полезные для человека продукты, которые включены и разрешены кашрутом. Они маркируются специальным знаком, который дает гарантию полезности, экологичности и высшего качества. Намного дороже стоит кошерная еда. Что это конкретно - мы расскажем немного далее.

Продукты

Что касается мяса, то к нему относится баранье, говяжье, козлиное, диких травоядных животных. Кошерные животные - это те, у кого раздвоенные копыта и есть способность жевать. Тут существует и ряд правил забоя и обработки мяса.

С рыбой все проще. Если у неё присутствуют плавники и чешуя, её смело можно отнести к категории «кошерные продукты».

"Что это значит, чешуя есть у всякой рыбы", - удивитесь вы. Мы объясним. Чешуя присутствует не у всех видов рыбы. Например, у угря, сома, акулы, осетровых она отсутствует. Соответственно, чёрная икорка тоже не подходит для употребления, а кошерный - это, как мы уже знаем, означает "подходящий". Такими не являются и морепродукты - из-за отсутствия плавников.

Что касается птиц, то в Торе о них ничего не сказано, говорится только о хищниках и падальщиках. Их употреблять нельзя. Разделка и забой тут тоже должны проходить особым образом.

Насекомых и грызунов есть запрещено. К запретным видам также относится мясо зайцев, кроликов, земноводных и пресмыкающихся. Для мёда Тора делает исключение, хотя он вырабатывается насекомыми.

Кошерная еда: что это и как её готовить

Приготовление такой пищи многих ставит в тупик. К примеру, нельзя готовить вместе мясо и молочную продукцию, а также есть. Если вы захотите приготовить птицу в белом соусе - это будет просто непростительно. Глубоко верующие люди готовят эти продукты используя разную посуду. Некоторые даже используют разные плиты, но это уже издержки верований. Молочные продукты можно кушать или пить только по истечении шести часов после мясных, и это правильно. Для организма не очень полезно такое смешение. После сырка кушать мяско тоже лучше через шесть часов.

Употребление молока для евреев разрешено только от кошерных животных. По правилам за дойкой наблюдает раввин или его доверенный.

Итак, кошерный. Что это значит для продуктов? В отношении хлеба это слово подразумевает выпечку самим верующим. В процессе выпекания нужно оторвать кусочек и сжечь. Он называется халу. Если хлеб печётся не дома, даже там печи должны включать только евреи и следить за ними.

Касаемо яиц, на них не должно быть пятнышек, тем более крови. В повседневной жизни мы не обращаем на это особого внимания, но для верующих это очень важно. Также нельзя варить их все вместе. Разрешена варка в одной посуде только трёх, предварительно вымытых, штук.

Если вы думаете, что с растительной пищей проще - вы заблуждаетесь. Давайте разберёмся в понятии кошерные продукты, что это и как их употреблять. Поскольку насекомые и разные червячки запрещены к употреблению, евреям приходится тщательно осматривать и просеивать крупу, муку, бобовые, зелень, фрукты, овощи, а также ягоды. Мы, конечно, тоже проверяем еду на наличие вышеупомянутых, но относимся к этому процессу не так щепетильно.

Кошерные товары - это польза?

К таковым товарам относится вино и все напитки, которые содержат виноград, а также его производные. Такие вина стоят намного дороже даже самых качественных, иностранных. Они производятся и изготавливаются исключительно евреями. Виноград нужно собирать в определённое время с тех кустов, которые достигли четырёхлетнего возраста.

Перед каждым производством делается ритуальное жертвоприношение и читается молитва. На заводах по изготовлению вин в это время обязательно останавливают все остальные процессы. Вы ещё не поняли всю суть термина «кошерная продукция», что это такое? Тогда мы углубимся и скажем, что это постоянная стерилизация всего, от оборудования до коммуникаций. Это делается не только чтобы обеззаразить, но и очистить все. Что-то наподобие очищения перед новым.

Запреты

Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы посторонний видел, как происходит изготовление вина. Считается, что это священный ритуал, во время которого посторонним вход строго воспрещен.

Работать в субботу - страшный грех. Всё производство останавливается на один день.

Если к продуктам дотронется кто-то не еврейской крови, они утратят свою кошерность и станут непригодными для приготовления.

Кошерные вина стали пастеризовать. Всё это делается, чтобы предотвратить потерю «пригодности». Стало быть, такие и любые другие вина должны откупоривать и разливать только евреи.

Конечно, нужно понимать, что это всего лишь религиозный подход к изготовлению продукции, и он никак не связан со здоровым питанием. На сегодняшний день виноделы чаще избегают таких ритуалов, так как это занимает достаточно много времени, и производят обычные винные напитки.

Заключение

Подведём итог. Мы затронули только главные моменты в статье о кошерных продуктах. Эти традиции значимы только для верующих евреев и не относятся к обычным людям. Не стоит также путать обычные экологические и полезные продукты с кошерными.
Спиртные виноградные напитки широко используются и в других культурах, разными народами. Например, христиане используют его в качестве вина причастия, как кровь Господню.

Но всё-таки кошерные продукты в разы полезнее, вкуснее и чище обычных. Всё производство хорошо контролируется, и производятся товары по всем стандартам высшего качества. О гигиене можно даже и не задумываться, так как она постоянно проверяется, в особенности относительно мяса. Вся живность проходит тотальный контроль и постоянно тестируется на заболевания и прочее. Даже травмированное животное есть нельзя, не говоря уже о больном. При уходе и кормёжке не используют гормоны или антибиотики.