Полезные и вредные бактерии для детей. Микробов в нашем организме больше, чем клеток

Здоровье

Наше тело населяет триллионы микробов , одни из которых могут привести к серьезной болезни, а другие важны для поддержания нормальной микрофлоры нашего организма.

Микробы внутри нашего тела составляют микробиом – то есть совокупность организмов, которые живут в нас и взаимодействуют друг с другом и нами.

Среди них есть бактерии, грибки и простейшие, и все они живут на нашей коже и органах.

Вот несколько интересных фактов о микробах нашего тела.


1. Микробов в нашем организме больше, чем клеток

Хотя ученые не могут точно установить количество микробов на нашем теле, по приблизительным подсчетам в нашем организме в 10 раз больше бактерий, чем клеток . По мере развития человека, развились и эти микробы. Больше 1 миллиарда бактерий на квадратный сантиметр находится на нашей коже.

2. Микробы в человеке появляются после рождения


При таком большом количестве бактерий, кажется естественным предположение, что мы видимо с ними рождаемся. Однако это не так. Люди рождаются без бактерий и получают их в первые несколько лет жизни .

Ребенок приобретает первую порцию бактерий при прохождении через родовой канал. У тех детей, которые родились с помощью кесарева сечения, микробиом отличается от тех, кто родился естественным путем, и у них выше риск развития аллергий и ожирения.

К 3-м годам, когда обменная, иммунная, когнитивная и репродуктивная система интенсивно развивается, большинство детей получают большую часть бактерий.

3. Полезные и вредные бактерии


Возможно, вы знаете, что некоторые бактерии могут вызвать болезнь, в то время как другие поддерживают здоровье и защищают нас от инфекций. Но иногда одна и та же бактерия может быть как вредной, так и полезной.

Возьмем, к примеру, Хеликобактер пилори (Helicobacter pylori) – бактерию, которая приводит к язве желудка. Когда-то эта бактерия была у большинства населения, но ее распространенность стала уменьшаться, и сейчас она обнаруживается у половины всего населения мира.

У большинства людей с этой бактерией нет никаких симптомов, но у некоторых появляются болезненные язвы в пищеварительном тракте .

Инфекции Хеликобактер лечатся антибиотиками, но есть одна особенность. Специалисты обнаружили, что отсутствие Хеликобактер связано с болезнями пищевода , такими как рефлюксный эзофагит и некоторые виды рака пищевода.

Другими словами, Хеликобактер может быть вреден для желудка, но полезен для пищевода.

4. Последствия приема антибиотиков


Открытие пенициллина стало большим прорывом в медицине в 1928 году. С тех пор стали широко применяться антибиотики. Однако чрезмерное использование антибиотиков привело к появлению смертельных штаммов бактерий , устойчивых к антибиотикам, таким как метициллин-резистентный золотистый стафилококк.

Теперь появились свидетельства того, что антибиотики также повышают риск развития астмы, воспалительных заболеваний кишечника и ожирения .

Конечно, есть случаи, когда антибиотики необходимы. Однако большинство обычных детских заболеваний, начиная от инфекций горла и других простудных заболеваний, проходят сами по себе.

5. Пребиотики и пробиотики: насколько они полезны?


Идея того, что бактерии могут быть полезны привела к распространению добавок с пробиотиками, которые содержат живые микробы . Многие назначают пробиотики после приема антибиотиков. Но на самом ли деле они эффективны?

Считается, что они помогают при диарее, снижают риск появления аллергии, помогают в лечении вагинальных инфекций, и даже сокращают продолжительность простудных заболеваний.

В отличие от пробиотиков, которые добавляют нам новые бактерии, пребиотики стимулируют рост полезных бактерий в кишечнике. Они содержатся в таких продуктах как овес, бананы, мед, лук и чеснок. Молочные продукты, такие как йогурт и кефир содержат как живые бактерии- пробиотики, так и пребиотики.

Однако в данный момент это остается малоизученной областью , и пока нет достаточно научных подтверждений пользы или вреда пробиотиков и пребиотиков.

О болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.

Материал: костюмы микробов, Доктора Айболита, два больших листа ватмана, карточки (10х15).

Ход развлечения

Под музыку в группу выбегают микробы.

Микробы (вместе).

Мы заразные микробы,

Любим мы детей пугать.

А особенно детишек

Мы умеем заражать -

Заражать, заражать,

Всех детишек заражать.

1-й микроб. Здравствуйте, детишки. Ой, какие вы хорошие, умные! Как вам живётся, как ваши животики, носики? Ха-ха-ха!

В. Вы зачем сюда пришли?

2-й микроб. Мы ваши друзья - микробы.

1-й микроб.

Я - вирус. Я вызываю грипп и простуду.

Ох, я вирус-невеличка,

Безобидный я такой.

Я как тоненькая спичка,

Подружись-ка ты со мной.

(Обнимает детей, гладит их, чихает.)

2-й микроб.

Я - бацилла.

Я бацилла молодая,

Я болезнь распространяю.

Стоит мне лишь зачихать -

Уложу я всех в кровать.

Все вместе мы - микробы.

Пейте все сырую воду -

Мы в сырой воде живём.

И не мойте свои ручки -

Вот тогда мы к вам придём

И заразу принесём. Ха-ха-ха!

(Подходят к детям и стараются их заразить.)

В. Скорее надо позвонить по номеру 03. (Звонит.) Доктор Айболит, спасите нас от микробов!

(Приезжает Доктор Айболит.)

Доктор Айболит. Что случилось? А, старые знакомые! (Микробы дрожат и убегают.) Не бойтесь, ребята, я вам помогу, но прежде я расскажу вам о бактериях.

Рассказ Доктора Айболита.

Бактерии - очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп. Некоторые бактерии полезны. В природе они разрушают мёртвые растения. Осенью осыпаются листья деревьев и кустарников. Падают на землю гнилые стволы старых деревьев. Засыхает трава. Бактерии-санитары всё это превращают в перегной, а перегной удобряет почву. Другие бактерии живут в почве. Они снабжают растения нужными веществами. С помощью особых пищевых бактерий получают кефир и сметану. Но есть и бактерии, которые приносят вред человеку. Они поселяются на продуктах питания и портят их. Много бактерий на грязной коже. Они проникают в организм вместе с едой, водой и воздухом и вызывают различные заболевания. Такие бактерии называются болезнетворными микробами.

Бактерии существуют везде и всюду: в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах. Ещё больше их в воздухе, которым мы дышим, особенно в пыльном, непроветриваемом помещении. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов, на листах книг, тетрадей. Бактерии очень быстро размножаются. Их могут погубить холод, сухое помещение, солнечный свет, чистота, отсутствие «пищи».

Пути заражения болезнетворными бактериями. Каждый больной распространяет вокруг себя большое количество болезнетворных бактерий. Во время чихания капельки изо рта разбрызгиваются на 4-5 метров, при кашле - на 6-8 метров! Можно заразиться через воздух, через рукопожатие.

Заражение может произойти и через вещи больного: посуду, полотенце, книги, одежду, игрушки. Переносчиками микробов могут служить собаки, кошки, мыши, крысы, мухи, комары.

Раны, ссадины, другие повреждения кожи - это «ворота», через которые микробы протекают в наш организм.

Переносят микробы немытые овощи и фрукты.

Любопытные факты. Чаще всего у нас грязнятся руки. Вместе с грязью, пылью на руках скапливается много заразных микробов. С рук они переносятся на лицо, глаза, губы, попадают в рот. Через грязные руки к людям попадают глисты и другие микробы.

Ещё больше микробов скапливается под ногтями, на лице. От них могут загноится и заболеть глаза. В волосах скапливается много пыли и микробов.

Сюжетная игра «Составь плакат».

Дети делятся на две команды. Одной команде необходимо составить плакат «Как передаются болезнетворные микробы», другой - «Как защитить себя от микробов». Карточки для оформления плакатов: небольшие карточки (10х15) с изображением крысы, комара, кошки, собаки, грязного яблока, грязных рук, кашля, чихания, тарелки, полотенца; носовой платок, мыло, шампунь, струя воды из-под крана, чистое яблоко, чистые руки, полотенце, посуда, книга, открытая форточка, солнце, снежинка.

Воспитатель вместе с детьми и с помощью карточек ещё раз повторяют, как передаются микробы и как от них можно защититься.

Доктор Айболит. Молодцы, ребята. Теперь я за вас не боюсь. До свидания.

(Выходят ребята.)

1-й ребёнок.

Ты почаще свои окна открывай,

Про уборку никогда не забывай,

Дружи с мочалкою и мылом,

Грязи шанса не давай!

2-й ребёнок.

Умывайся, чисти зубы. Будь здоров

И не бойся наших добрых докторов.

Ты все прививки делай смело,

Если хочешь быть здоров!

3-й ребёнок.

Умывайся, если хочешь быть здоров,

Закаляйся - и не надо докторов.

Борись с микробами и пылью -

Будешь ты всегда здоров!

В. Теперь вы поняли, как можно уберечься от микробов?

Песня «Микробы и мыло»

Микробы и мыло

По воздуху летают.

Микробы, микробы,

На кожу попадают.

Микробы, микробы

Сквозь ссадины и ранки

Стремятся спозаранку

Проникнуть в нас.

Микробы, микробы!

Припев:

Мойте руки с мылом,

Мылом белым,

Пропадут микробы навсегда.

Защищают тело, тело, тело

Солнце, воздух, мыло и вода.

Вода, вода, да-да, да-да!

Когда ты друг чихаешь,

Невольно, невольно

И рот не прикрываешь,

Невольно, невольно,

Микробы вылетают,

Вокруг всех заражают,

Они тобой довольны, довольны.

Припев: тот же.

Исполнение песни сопровождается соответствующими имитационными движениями.

Рауза Тахташева

Уже в 4 года дети понимают, что такое микроб . Если у вас есть энциклопедия с иллюстрациями, на которых изображены простейшие микроорганизмы , необходимо показать их малышу. Расскажите , что это самые маленькие живые существа, настолько маленькие, что на кончике иглы помещается столько микробов , сколько иголок на новогодней ёлке. Видны микробы только под микроскопом . По ходу такого действия, расскажите ребёнку о других оптических приборах : линзы, очки, лупы.

Микробы бывают добрыми и злыми. Из-за добрых микробов молоко превращается в кефир или йогурт. Такие бактерии живут в кишечнике и желудке, помогая переваривать пищу.

Но злые микробы размножаются очень быстро. Объяснить, как размножаются микробы , можно с помощью пластилина : возьмите небольшое количество, скатайте его в шарик. Теперь разделите его на 2 маленьких шарика : это уже 2 микроба . Увеличьте их по размеру (микробы покушали и выросли ) . Опять разделите их пополам : уже получилось 4 микроба и т . д.

Микробы съедают почти всё - даже краску. И, конечно, злые микробы питаются самим человеком. Если злых микробов в организме мало , то человек может их победить. Если много – начинает болеть.

Передвигаются микробы при помощи усиков , которыми цепляются за любой предмет. Больше всего микробов в грязи . Теперь ребёнок сам может сделать выводы, почему перед едой надо мыть руки или яблоко, поднятое с земли.

Даже если сначала в организм попало мало микробов , но если человек замёрз ест много сладкого (это самая любимая еда злых микробов , живущие во рту, не пьёт лекарства, не хочет делать укол, то они быстро размножаются, их становится много, тогда человек начинает болеть.

Болит тот орган, в котором больше всего микробов .

Подышите с ребёнком на зеркало – оно запотеет. Оказывается, при дыхании выделяются капельки воды. Если человек болеет, то на этих капельках перемещаются микробы , которые могут попасть на руки или в рот другого человека, и он тоже заболеет. Подышите на зеркало через марлевую повязку, зеркало не запотеет. Теперь пусть малыш сам догадается, почему люди носят марлевые повязки, и зачем нужен карантин.

Когда организм начинает болеть, у нас поднимается температура. Так организм пытается победить болезнь, ведь большинство микробов погибает при высокой температуре.

Нужно носить шапки зимой, не бегать раздетым по улице, не гулять в мокрой одежде, так как наше тело начинает мёрзнуть и тратит много сил, чтобы само себя согреть. Пока оно греется, оно меньше борется с микробами , и им легче размножаться.

Почему нужно делать прививки? В прививке содержится небольшое количество микробов , и организм учится бороться с ними. Теперь ему не страшны болезни : организм знает, как с ними бороться.

Задайте ребёнку такие вопросы :

Почему мы болеем? (Потому что в нашем организме много злых микробов ) .

Когда мы выздоравливаем? (Когда человек победил злых микробов ) .

Вот, оказывается, почему надо соблюдать правила личной гигиены. Оказывается, в нашем мире только 10 % «добрых» для человека бактерий и 10 % - «злых» . Остальные бактерии в зависимости от того, какие микробы их окружают , могут выбирать свой путь.